Файл: Протокол пс от 30 08 2021г Руководитель мо согласовано зам директора по вр В. В. Алиева.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. Родной край в истории государства российского (6 часа)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Древние стоянки людей на территории нашего села и района.
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Тема 5. Организация школьного музея (3 часа)
Школьный музей как кружок дополнительного образования. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности членов кружка.
Тема 6. Моя семья и родной край (7 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Комплектование фондов школьного музея (5 час)
Организация поисково-собирательной работы. Выбор темы музей но-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.
Тема 8. Наша школа в истории района (6 часа)
Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории района, области. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, областных архивах.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Тема 9. Социально-экономическая история района (6 часа)
Основные этапы социального и экономического развития района. Особенное и уникальное в истории района. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Население района - главное его богатство. Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории района. Проведение экскурсий, мастер — классов.
Тема 10. Фонды школьного музея (4 часа)
Основной и вспомогательный фонд, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фонда школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов. Реставрация музейных предметов.
Тема 11. Учет и описание музейных предметов (2 час)
Система учета музейного фонда: главная инвентарная книга и коллекционные описи, вспомогательные картотеки.
Тема 12. Военная слава земляков (10 часа)
Военные традиции земляков. Земляки – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи. Служба в армии -почетная обязанность гражданина России. Основные битвы. где в годы ВОВ принимали участие наши жители села. Сбор информации у родственников и знакомых. Уход за воинскими захоронениями.
Тема 13. Наше природное наследие (2 часа)
Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация. Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (6 часов)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»
№ п/п | Тема занятий | Теоретические занятия (кол-во часов) | Практические занятия (кол-во часов) | Всего |
1. | Введение | 2 | | 2 |
2. | Наследие в школьном музее | 2 | 4 | 6 |
3. | Функции школьного музея | 2 | | 2 |
4. | Родной край в истории государства российского | 2 | 4 | 6 |
5. | Организация школьного музея | | 2 | 2 |
6. | Моя семья и родной край | 3 | 4 | 7 |
7. | Комплектование фондов школьного музея | 2 | 3 | 5 |
8. | Наша школа в истории района | 2 | 6 | 8 |
9. | Социально-экономическая история района | 2 | 4 | 6 |
10. | Фонды школьного музея | 2 | 2 | 4 |
11. | Учёт и описание музейных предметов | | 2 | 2 |
12. | Военная слава земляков | 4 | 5 | 9 |
13. | Наше природное наследие | 1 | 3 | 4 |
14. | Экскурсионная работа в школьном музее | 2 | 4 | 6 |
Итого: | 26 | 43 | 68 |
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.