Файл: Приемом дополнительного конструирования незаконченной.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 4
Анализ урока Ремпель Анастасии Яковлевны, с точки зрения реализации современных идей о воспитании с включением в него технологии/формы
технологии творческого синтеза образовательных проекций в сочетании с
приемом дополнительного конструирования незаконченной
образовательной модели, а также элементов витагенного одухотворения
объектов живой и неживой природы ( «очеловечивание» объектов живой и неживой природы), для усиления его воспитательной составляющей.
Цель просмотра: Анализ урока тема «Поворот» на соответствие
требованиям ФГОС с точки зрения реализации современных идей о
воспитании
Цель:
Образовательные: формирование геометрических представлений о наглядном материале, о повороте, усвоение и систематизация знаний, самостоятельное пополнение и перенос знаний, их интеграция
− знать определение поворота и уметь доказывать, что он является движением;
− строить образы простейших фигур при повороте; развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, умения сравнивать анализировать и обобщать полученные знания
− развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; воспитательные:
- воспитать коммуникабельность, умение слушать друг друга, доброжелательность
- воспитывать потребность в доказательных рассуждениях, аккуратность при выполнении рисунков,
Оборудование: интерактивная доска, интерактивная презентация, компьютер с программой PowerPoint, листы с заданиями, геометрические фигуры и картинки, необходимые инструменты для выполнения заданий по теме урока;
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока.
Выводы по уроку:
Ι. Организационный момент. (1 мин)
Мотивация – яркое, эмоциональное, поэтическое сообщение темы урока, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся; полная готовность класса и оборудования к уроку.
Требовательность, собранность, доброжелательность учителя; отсутствие многословия; ярко выраженная волевая направленность педагога.
Этап проверки выполнения домашнего задания не проведен.
II. Изучение нового материала.
1. Подготовительный этап. (Тест, самопроверка, 5 мин).
Умение учителя определять цели урока; владение приемами организации деятельности учащихся по определению целей.
Формирование дидактической цели вместе с учащимися; активность каждого ученика по определению целей урока.
Учащиеся выполняют задание по восстановлению фрагмента изображения используя свойства симметрии и свойства прямоугольника.
Итог: (подводят учащиеся) Выполнили задания, вспомнив: определение движения, его виды и свойства; измеряли углы.
2. Введение понятия (абстрактно – дедуктивное, 2 мин)
Цель: ввести понятие поворота и доказать, что он является движением.
Использование учителем заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и т.д.;
3. Усвоение понятия (фронтальная работа, 4 мин)
Цель: повторить формулировку определения поворота, ход построения образа точки при повороте, уметь решать задачи на непосредственное применение определения.
Опора на жизненный опыт учащихся;индивидуальный подход по дозе помощи; организация учащихся на оперирование усваиваемым содержанием.
Работа в парах (3 мин): ответы на вопросы в рабочем листе.
Докажем, что поворот является движением. Самостоятельно прочитать доказательство в учебнике (3–5 мин).
4. Закрепление. Решение задачи «Поворот треугольника вокруг точки» с использованием интерактивной доски (выполнили учащиеся), но
полный вывод сделан учителем. На уроке использовались методы такие, как «клокбадис» (ярмарка идей в технологии «клокбадис», где ребята общались по часам), таким образом данную тему они проговорили друг другу и проработали умения, метод частично – поисковый и метод проектов. Выбор методов работы на уроке считаю удачным, методы соответствуют уровню класса (класс с углубленным изучением математики). Современные технологии позволяют создавать орнаменты различными способами, в том числе с использованием роботов, задания подобраны с учётом индивидуальных способностей и возможностей каждой группы обучающихся. Организована защита работ с показом результатов, достигнутых каждой группой.
Учитель применяет педагогические приемы, формы, технологии, помогающие успешному усвоению знаний (для построения поворота используется карта звёздного неба, работа в парах, робототехника, работа со спирографом, чертёжные инструменты) учитывает реальные возможности учащихся
Технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.
Существует множество подходов к построению классификации педагогических технологий. Но в зависимости от характера среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения можно разделить на три группы:
1. технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие);
2. технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие);
3. технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).
Профессором Г.К. Селевко на основе рассмотрения педагогической технологии в научном аспекте и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дается следующая классификация педагогических технологий (которая считается наиболее распространенной в отечественной педагогической науке).
По уровню применения: общепедагогические, частнометодические
(предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие технологии.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, нейролингвистические технологии.
По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально- нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих
механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
По организационным формам: классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.
По подходу к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно- ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.
По преобладающему (доминирующему) методу: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.
По категории обучающихся: массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня
(углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ [13, c. 62-71].
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
По организационным формам: классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.
По подходу к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно- ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.
По преобладающему (доминирующему) методу: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.
По категории обучающихся: массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня
(углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ [13, c. 62-71].
Новое направление в технологии образовательного процесса - витагенное
- было теоретически разработано и обосновано академиком, доктором педагогических наук А.С. Белкиным.
Витагенное обучение - обучение, основанное на актуализации
(востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально- психологического потенциала в образовательных целях. Основная идея витагенного обучения состоит в формировании отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся.
Витагенное образование - это проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто неделимое. Смысл витагенного образования - формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности.
А.С. Белкин различает следующие технологии витагенного метода в преподавании:
- прием ретроспективного анализа жизненного опыта ,с раскрытием его
связей в образовательном процессе. Задача педагога состоит в умении диагностировать степень расхождения, несовпадения, противоречия, неприятия между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыт учащихся;
- прием опережающей проекции преподавания, смысл которого заключается в том, чтобы образовательную проекцию наложить на витагенную, что предъявляет повышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить:
«Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить, себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни»;
- прием дополнительного конструирования незаконченной
образовательной модели направлен на актуализацию творческого
потенциала личности, ее потребности в самореализации. Его формула:
«Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача -
дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт»;
- прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой
природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия, раскрыть тем самым глубинный смысл образовательных связей, процессов.
- технология творческого синтеза образовательных проекций.
Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Главная цель этой технологии - формирование у учащихся художественного языка и образного мышления, навыков художественно-голографического отображения знаний [1, c. 13-15].
Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду не только технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Необходимо отметить, что при выборе технологии обучения нужно учитывать не только собственные предпочтения, а, прежде всего, следует ориентироваться на возраст, способности, интересы и психологические особенности обучаемых.
Ориентируясь на них, педагог может выбрать наиболее приемлемый и результативный метод.
Выбор технологии каждым конкретным учителем основывается на анализе педагогической ситуации. На определение технологии обучения обязательно скажутся, например, количество времени, отведенного на учебный предмет, отдельную тему; уровень подготовленности обучающихся, их возрастные особенности; материальная оснащенность образовательного учреждения; уровень подготовленности самого учителя.
Преподавателям нового поколения рекомендуется уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения дисциплины, способствуют достижению гармоничного развития обучаемых с учётом их индивидуальных особенностей.
Предложения по изменению сценария по схеме:
сделать акцент на уроке на приеме дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели направленной на актуализацию творческого потенциала личности ребёнка , ее потребности в самореализации по формуле: «Я предлагаю вам идею завершить построение изображений, начатых голландским художником Мориом Корнелиусом Эшером, создавая
картины, используя при этом виды движений: поворот, параллельный перенос, осевую и центральную симметрию. Так же Вы можете закончить начатое Эшером произведение, насытив его содержанием, опираясь на свой жизненный опыт», развитии творческого художественно- эстетического восприятия окружающих нас предметов и мира в целом;
Технология/форма, которую предлагаю использовать воссоздание
произведения Эшера с помощью бумажных цветных картинок (фигуррок) с
помощью поворота на определённый угол ( для первой группы учащихся),
просмотрите видео ролик ( ссылка https://vk.com/video-29233152_456245152 )
и объясните принцип работы проектора для создания художественно-
голографического изображения ( для второй группы учащихся)
Фрагмент сценария урока с использованием выбранной технологии/формы
Технологическая карта урока
Тема урока
Поворот
Тип урока
Урок нового материала
Цель урока
Познакомить учащихся с поворотом
Доказать, что поворот есть движение
Научить учащихся осуществлять поворот фигуры
Задачи урока
• Образовательные:
−
познакомить учащихся с понятием поворот
−
выработать умение применять полученные знания при решении конкретных задач.
• Развивающие:
−
сформировать навыки самостоятельной работы с информацией;
−
учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;
• Воспитательные:
- развитие творческого художественно- эстетического восприятия окружающих нас предметов и мира в целом
−
воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;
−
способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;
−
формировать понимание того, что математика - это мощный инструмент познания окружающего мира,
Технология/форма, которую предлагаю использовать воссоздание
произведения Эшера с помощью бумажных цветных картинок (фигуррок) с
помощью поворота на определённый угол ( для первой группы учащихся),
просмотрите видео ролик ( ссылка https://vk.com/video-29233152_456245152 )
и объясните принцип работы проектора для создания художественно-
голографического изображения ( для второй группы учащихся)
Фрагмент сценария урока с использованием выбранной технологии/формы
Технологическая карта урока
Тема урока
Поворот
Тип урока
Урок нового материала
Цель урока
Познакомить учащихся с поворотом
Доказать, что поворот есть движение
Научить учащихся осуществлять поворот фигуры
Задачи урока
• Образовательные:
−
познакомить учащихся с понятием поворот
−
выработать умение применять полученные знания при решении конкретных задач.
• Развивающие:
−
сформировать навыки самостоятельной работы с информацией;
−
учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;
• Воспитательные:
- развитие творческого художественно- эстетического восприятия окружающих нас предметов и мира в целом
−
воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;
−
способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;
−
формировать понимание того, что математика - это мощный инструмент познания окружающего мира,