Файл: 1. 12 120ro) водоснабжение дражных разработок, вскрытие и подготовка россыпей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понтон представляет собой металлическое плоскодонное судно сварной конструкции, ограниченное водонепроницаемыми переборками и предназначенное для поддержания драги в плавучем состоянии и размещения на ней оборудования. Для изготовления понтона используется прокатная судостроительная сталь спокойной плавки.
По устройству системы внутренних элементов жесткости, обеспечивающей надлежащую поперечную и продольную прочность при восприятии сосредоточенных нагрузок, различают дражные понтоны с поперечной системой набора, с поперечно-продольной системой набора и понтоны ящичного (секционного) типа. В отечественном драгостроении наибольшее применение нашла конструкция понтона с поперечно-продольной системой набора.
Трюмная часть понтона разделена металлическими переборками на несколько отсеков, каждый из которых имеет входные палубные люки с герметичными запорами. Носовая и кормовая части, а также периметр рамного прореза, т. е. участки понтона, наиболее часто подверженные повреждениям, ограждены небольшими по объему и изолированными друг от друга водонепроницаемыми отсеками. Остальные трюмные отсеки сообщаются между собой переходными лазами. Прочная водонепроницаемая конструкция и надлежащее водоизмещение понтона обеспечивают безопасную и долголетнюю работу драги в наиболее тяжелых условиях.
Металлоконструкции включают главные фермы (суперструктуру), переднюю и заднюю мачты и надпалубную надстройку. Суперструктура и мачты имеют сварную либо клепаную конструкцию и служат для придания драге необходимой жесткости и восприятия статических и динамических нагрузок, возникающих в механизмах и элементах драги при ее работе.
Для предохранения оборудования и обслуживающего персонала от холода и атмосферных осадков драга закрывается надпалубной надстройкой, которая должна обладать небольшой массой, высокой прочностью, огнестойкостью, малой теплопроводностью и водонепроницаемостью.
Черпающее устройство включает ковшовую раму (с подковшовыми роликами, барабанами и подвесом), ковшовую цепь, рамный подъемник и главный привод.
Ковшовая рама представляет собой массивную стальную балку сварной или клепаной конструкции, состоящую из 5—9 секций, удобных для транспортирования. Нижние концевые отливки рамы являются опорами для нижнего ковшового барабана и служат для крепления тяг подвеса и носовых маневровых канатов.
В верхней части рамы приклепаны литые наконечники, на которых рама поворачивается в вертикальной плоскости в подшипниках верхнего барабана. На верхнем поясе рамы установлены подковшовые ролики, по которым движется груженая ветвь ковшовой цепи. Для поддержания рамы на необходимой высоте, а также для ее подъема и опускания в процессе работы драги служит подвес, состоящий из двух полиспастов, сблокированных между собой уравнительным коромыслом или блоком. Нижние блоки каждого из полиспастов крепятся к раме с помощью одно-, двух- или трехтяговой подвески с шарнирным соединением (в зависимости от мощности драги). Подъем и опускание ковшовой рамы в процессе работы драги осуществляется с помощью рамного подъемника, который управляется из драгерского помещения.
Ковшовая цепь состоит из цельнолитых ковшей, с козырьками, соединяющимися с ковшами посредством заклепочного или замкового соединений. Ковши соединяются между собой с помощью пальцев из кованой хромоникелевой или хромоникельмолибденовой стали. Ковшовая цепь приводится в движение от главного привода. В современном драгостроении наибольшее применение нашел двуплечевой главный привод, высокая надежность которого позволяет драге развивать высокую производительность. Конструктивно двуплечевой главный привод включает два или четыре сблокированных и синхронно работающих электродвигателя, установленных симметрично с каждой стороны вала верхнего приводного барабана, с которым они соединены посредством клиноременной либо зубчатой передачи.
Маневровое устройство предназначено для осуществления маневра драги в забое. Оно включает маневровые лебедки однобарабанные или многобарабанные (папильонажные) для носовых и кормовых маневровых канатов, бегущий такелаж (канаты, ролики, блоки) и свайное устройство с подвесом, направляющими и упорами.
Маневровые лебедки с централизованной системой управления имеют регулируемую скорость вращения барабанов. Для направления стальных канатов и предотвращения их от быстрого истирания драги снабжены разветвленной системой роликов, блоков и полиспастов, которые в совокупности с несущими канатами называются бегущим такелажем. Поддерживающие и направляющие ролики и блоки делаются из литой стали и заключены в обоймы с подшипниками скольжения или качения.
Передвижение драги вперед при зашагивании и удержание ее в забое осуществляются у малолитражных и морских драг посредством канатно-якорного устройства, а у континентальных драг средней и большой мощности, отрабатывающих речные и неглубокие озерные россыпи, — с помощью свайного устройства. Канатноякорные драги оснащаются головным (становым) канатом, длина которого обычно в 2,5—4 раза больше ширины отрабатываемой заходки. Головной канат крепится одним концом на барабане становой лебедки, затем пропускается через подвесной направляющий ролик, закрепленный на передней мачте, а вторым концом прикрепляется к якорю, расположенному на берегу или в открытом море.
Канатно-свайные драги снабжены двумя сваями, представляющими собой вертикально установленные металлические балки прямоугольного сечения с литым массивным наконечником (башмаком) в нижней части. Длина и сечение свай устанавливаются в зависимости от мощности драги и глубины черпания. Непрерывно в работе находится одна свая, а вторая поднята.
Обогатительное оборудование предназначено для осуществления на драге технологических операций по дезинтеграции (измельчение) и грохочению (классификация по крупности и объему) горной массы с целью получения концентрата (серых и черных шлихов) и последующей его доводки до металла или кристаллов. В зависимости от физико- Обогатительное оборудование на драгах включает следующие основные узлы: завалочный люк, подковшовый уловитель, барабанный грохот (бочка) с приводом и распределителем (у малолитражных драг вместо бочки может быть установлен гидровашгерд), улавливающие устройства (шлюзы, отсадочные машины, винтовые сепараторы) и доводочная аппаратура.
Завалочный люк и подковшовый уловитель служат для приема породы, поступающей из ковшей, и улавливания части песков, просыпающихся из ковшей при их разгрузке. Завалочный люк представляет собой наклонный стальной лоток корытообразной формы, элементы которого связаны с подковшовым уловителем,
Подковшовый уловитель установлен ниже завалочного люка между стенками рамного прореза. Он предназначен для улавливания песков, просыпающихся при разгрузке ковшей. На современных драгах применяется несколько конструкций подковшовых уловителей, в которых вместо обогатительного узла предусмотрены транспортирующие устройства (ковшовые гидроэлеваторы или землесосы) для подачи просыпи в основной технологический процесс.
Барабанный грохот (бочка) и распределитель служат для грохочения, дезинтеграции и первичной классификации песков и равномерного распределения гидросмеси по сторонам и ярусам улавливающей аппаратуры.
Дражная бочка цилиндрической формы состоит из верхнего и нижнего бандажей, каркаса, перфорированных листов, приемного и выпускного глухих ставов и внутреннего набора Каркас по длине разделен на 4—8 ставов (в зависимости от мощности драги), заполненных перфорированными листами. На рабочих поверхностях листов с целью достижения лучшей дезинтеграции пород и предохранения листов от повышенного износа смонтирован внутренний набор, состоящий из продольных и поперечных стыковых планок и порогов. Перфорация листов бочки обычно устанавливается в зависимости от ситовой характеристики зерен ценного компонента. Движение горной массы вдоль бочки обеспечивается благодаря ее вращению и продольному уклону (7—8°) в сторону кормы понтона. Бочка имеет индивидуальный фрикционно-роликовый привод с редукторной передачей.