Файл: 1. 12 120ro) водоснабжение дражных разработок, вскрытие и подготовка россыпей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Понтон представляет собой металлическое плоскодонное судно сварной конструкции, ограниченное водонепроницаемыми перебор­ками и предназначенное для поддержания драги в плавучем состоя­нии и размещения на ней оборудования. Для изготовления понтона используется прокатная судостроительная сталь спокойной плавки.

По устройству системы внутренних элементов жесткости, обес­печивающей надлежащую поперечную и продольную прочность при восприятии сосредоточенных нагрузок, различают дражные понто­ны с поперечной системой набора, с поперечно-продольной систе­мой набора и понтоны ящичного (секционного) типа. В отечествен­ном драгостроении наибольшее применение нашла конструкция понтона с поперечно-продольной системой набора.

Трюмная часть понтона разделена металлическими переборками на несколько отсеков, каждый из которых имеет входные палубные люки с герметичными запорами. Носовая и кормовая части, а также периметр рамного прореза, т. е. участки понтона, наиболее часто подверженные повреждениям, ограждены небольшими по объему и изолированными друг от друга водонепроницаемыми отсеками. Ос­тальные трюмные отсеки сообщаются между собой переходными лазами. Прочная водонепроницаемая конструкция и надлежащее водоизмещение понтона обеспечивают безопасную и долголетнюю работу драги в наиболее тяжелых условиях.

Металлоконструкции включают главные фермы (суперструк­туру), переднюю и заднюю мачты и надпалубную надстройку. Су­перструктура и мачты имеют сварную либо клепаную конструкцию и служат для придания драге необходимой жесткости и восприятия статических и динамических нагрузок, возникающих в механизмах и элементах драги при ее работе.

Для предохранения оборудования и обслуживающего персонала от холода и атмосферных осадков драга закрывается надпалубной надстройкой, которая должна обладать небольшой массой, высокой прочностью, огнестойкостью, малой теплопроводностью и водоне­проницаемостью.

Черпающее устройство включает ковшовую раму (с подковшо­выми роликами, барабанами и подвесом), ковшовую цепь, рамный подъемник и главный привод.

Ковшовая рама представляет собой массивную стальную балку сварной или клепаной конструкции, состоящую из 5—9 секций, удобных для транспортирования. Нижние концевые отливки рамы являются опорами для нижнего ковшового барабана и служат для крепления тяг подвеса и носовых маневровых канатов.


В верхней части рамы приклепаны литые наконечники, на кото­рых рама поворачивается в вертикальной плоскости в подшипниках верхнего барабана. На верхнем поясе рамы установлены подковшо­вые ролики, по которым движется груженая ветвь ковшовой цепи. Для поддержания рамы на необходимой высоте, а также для ее подъема и опускания в процессе работы драги служит подвес, со­стоящий из двух полиспастов, сблокированных между собой урав­нительным коромыслом или блоком. Нижние блоки каждого из по­лиспастов крепятся к раме с помощью одно-, двух- или трехтяговой подвески с шарнирным соединением (в зависимости от мощности драги). Подъем и опускание ковшовой рамы в процессе работы дра­ги осуществляется с помощью рамного подъемника, который управ­ляется из драгерского помещения.

Ковшовая цепь состоит из цельнолитых ковшей, с козырьками, соединяющимися с ковшами посредством заклепочного или замкового соединений. Ков­ши соединяются между собой с помощью пальцев из кованой хромо­никелевой или хромоникельмолибденовой стали. Ковшовая цепь приводится в движение от главного привода. В современном драгостроении наибольшее применение нашел двуплечевой главный при­вод, высокая надежность которого позволяет драге развивать высо­кую производительность. Конструктивно двуплечевой главный при­вод включает два или четыре сблокированных и синхронно рабо­тающих электродвигателя, установленных симметрично с каждой стороны вала верхнего приводного барабана, с которым они соедине­ны посредством клиноременной либо зубчатой передачи.

Маневровое устройство предназначено для осуществления ма­невра драги в забое. Оно включает маневровые лебедки однобара­банные или многобарабанные (папильонажные) для носовых и кор­мовых маневровых канатов, бегущий такелаж (канаты, ролики, бло­ки) и свайное устройство с подвесом, направляющими и упорами.

Маневровые лебедки с централизованной системой управления имеют регулируемую скорость вращения барабанов. Для направления сталь­ных канатов и предотвращения их от быстрого истирания драги снабжены разветвленной системой роликов, блоков и полиспастов, которые в совокупности с несущими канатами называются бегущим такелажем. Поддерживающие и направляющие ролики и блоки де­лаются из литой стали и заключены в обоймы с подшипниками скольжения или качения.



Передвижение драги вперед при зашагивании и удержание ее в забое осуществляются у малолитражных и морских драг посредст­вом канатно-якорного устройства, а у континентальных драг сред­ней и большой мощности, отрабатывающих речные и неглубокие озерные россыпи, — с помощью свайного устройства. Канатно­якорные драги оснащаются головным (становым) канатом, длина которого обычно в 2,5—4 раза больше ширины отрабатываемой заходки. Головной канат крепится одним концом на барабане стано­вой лебедки, затем пропускается через подвесной направляющий ролик, закрепленный на передней мачте, а вторым концом прикреп­ляется к якорю, расположенному на берегу или в открытом море.

Канатно-свайные драги снабжены двумя сваями, представляю­щими собой вертикально установленные металлические балки пря­моугольного сечения с литым массивным наконечником (башма­ком) в нижней части. Длина и сечение свай устанавливаются в зависимости от мощности драги и глубины чер­пания. Непрерывно в работе находится одна свая, а вторая поднята.
Обогатительное оборудование предназначено для осуществ­ления на драге технологических операций по дезинтеграции (измельчение) и грохочению (классификация по крупности и объему) горной массы с целью получения концентрата (серых и черных шлихов) и последующей его доводки до металла или кристаллов. В зависимости от физико- Обо­гатительное оборудование на драгах включает следующие основ­ные узлы: завалочный люк, подковшовый уловитель, барабанный грохот (бочка) с приводом и распределителем (у малолитражных драг вместо бочки может быть установлен гидровашгерд), улав­ливающие устройства (шлюзы, отсадочные машины, винтовые сепараторы) и доводочная аппаратура.

Завалочный люк и подковшовый уловитель служат для приема породы, поступающей из ковшей, и улавливания части песков, про­сыпающихся из ковшей при их разгрузке. Завалочный люк пред­ставляет собой наклонный стальной лоток корытообразной формы, элементы которого связаны с подковшовым уловителем,

Подковшовый уловитель установлен ниже завалочного люка между стенками рамного прореза. Он предназначен для улавлива­ния песков, просыпающихся при разгрузке ковшей. На современ­ных драгах применяется несколько конструкций подковшовых уловителей, в которых вместо обогатительного узла предусмотре­ны транспортирующие устройства (ковшовые гидроэлеваторы или землесосы) для подачи просыпи в основной технологический про­цесс.


Барабанный грохот (бочка) и распределитель служат для грохо­чения, дезинтеграции и первичной классификации песков и равно­мерного распределения гидросмеси по сторонам и ярусам улавли­вающей аппаратуры.

Дражная бочка цилиндрической формы состоит из верхнего и нижнего бандажей, каркаса, перфорированных листов, приемного и выпускного глухих ставов и внутреннего набора Каркас по длине разделен на 4—8 ставов (в зависимости от мощности драги), заполненных перфорированными листами. На рабочих поверх­ностях листов с целью достижения лучшей дезинтеграции пород и предохранения листов от повышенного износа смонтирован внут­ренний набор, состоящий из продольных и поперечных стыковых планок и порогов. Перфорация листов бочки обычно устанавлива­ется в зависимости от ситовой характеристики зерен ценного компонента. Дви­жение горной массы вдоль бочки обеспечивается благодаря ее вра­щению и продольному уклону (7—8°) в сторону кормы понтона. Бочка имеет индивидуальный фрикционно-роликовый привод с ре­дукторной передачей.