Файл: 5 Предмет теории организации Существуют несколько трактовок термина организация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория управления и организации (Модуль 2).
1
5. Основы теории организации
В данном вопросе будут рассмотрены два подвопроса (рис.1)
Рис. 1. Основные подвопросы вопроса 1
5.1. Предмет теории организации
Существуют несколько трактовок термина «организация». Кто–то употребляет данный термин для обозначения деятельности по упорядочению
структурных элементов данного объекта во времени и пространстве. Такое определение близко к понятию «организовывать». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной
внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи
(физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для любой организации характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация – это самоорганизующаяся система на всех стадиях своего жизненного цикла.
Именно такая трактовка и положена в основу теории организации.
Организации не могут изучаться только одной наукой – теорией организации.
Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения.
Разумеется, такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят только с позиций изучения его формальной структуры и расчленения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статическое состояние организации, преимущественное значение имеет поведенческий подход, нацеленный на изучение динамики организации и ставящий в основу исследований человека, взаимозависимость отношений между людьми, их знания, способности, мотивации к труду и достижению поставленных целей.
Людей заставляют объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, характерные каждому человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои возможности и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.

Теория управления и организации (Модуль 2).
2
Основная роль в обеспечении жизненных стадий организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неоднозначно. В одних работах (и их немало) теория организации рассматривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. Рассматривается и социальная природа управления (рис. 2).
Рис. 2. Социальная природа управления
Каждая современная наука представляет собой систему теоретических знаний, обобщающих накопленный практический багаж и отражающих сущность изучаемых явлений, их необходимые внутренние связи, законы функционирования и развития. Теория выполняет объяснительную функцию.
Она показывает, какими свойствами и связями располагает объект исследования, каким законам он подчиняется в своем функционировании и развитии. Появление новой науки возможно лишь тогда, когда выявляются собственные объект и предмет исследования. Объектом изучения обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, предметом – анализируемые с определенной целью отношения, стороны и свойства объекта. С теоретико-познавательной точки зрения и объект, и предмет познания – феномены однопорядковые, они относятся к окружающей нас действительности и противостоят субъекту.
Объект
теории
организации – это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация,


Теория управления и организации (Модуль 2).
3 субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений (рис. 3).
Рис. 3 Объект теории организации
Поскольку самоорганизующиеся, регулируемые процессы характерны для всех сложных организационных систем, объект теории организации носит многоуровневый характер – от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.
Предмет теории организации – организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности (рис. 4).

Теория управления и организации (Модуль 2).
4
Рис. 4 Предмет теории организации.
Многообразие видов организационных отношений достаточно наглядно раскрывается через введенные А.А. Богдановым регулирующие механизмы: конъюгации (соединение элементов и комплексов между собой); ингрессии («вхождение», образование связующего промежуточного звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности); дезингрессии («вхождение», образование нейтрализующего, разрушающего звена в процессе дезорганизации некой целостности); цепной связи
(объединения посредством общих звеньев); отбора и подбора, стихийно регулирующих мер; бирегуляции (обратной связи), эгрессии и дигрессии
(централистский и скелетный способы формирования комплексов). Таким образом, теория организации – это теория организационных отношений.
Вопрос 1: Что такое метод исследования?
Вопрос 2: Какие общенаучные подходы и методы исследования Вы знаете?
Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos – буквально «путь к чему–
либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению заданной цели. Познавательная деятельность людей может быть теоретической и практической, в связи с чем понятие «метод» в равной степени относится как к теории, так и к практике. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. В нем заключено знание процедур для получения нового знания.
В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, имеющего определенные потребности и обладающего возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и


Теория управления и организации (Модуль 2).
5 результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы.
Метод теории организации – набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально- логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. Метод теории организации не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но показывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить верные знания о предмете.
К основным методам теории организации относятся: индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный и др.
Индуктивный метод представляет собой движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.
Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорга- низации. Данный метод способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями.
Абстрактно-аналитический метод позволяет определять законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет выявить в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирование осуществляется путем либо вычисления исследуемого явления из некоторой целостности, либо составления обобщенной картины изучаемого явления, либо замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой.
Суть сравнительного метода заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Исключительно важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функционирования развития организационных систем.
Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.
Исследование организаций с позиции системного подхода дает возможность раскрыть такие свойства организации, как целостность, системность, организованность, описать законы взаимосвязи между ее


Теория управления и организации (Модуль 2).
6 элементами, внутриорганизационные отношения и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими.
Применение функционального подхода позволяет:
– изучить проявление целенаправленности и активности деятельности организации;
– установить то место, которое занимает та или иная организация в природных и общественных процессах;
– выявить взаимодействие рассматриваемой организации с другими системными и несистемными образованиями, зависимость между отдельными компонентами внутри данной системы.
Системно-исторический подход определяет, интегрирует данное состояние и движение организации, учитывает нарастание темпов развития, позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в другое, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.
Функции теории организации
Наука об организациях тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: познавательная, методологическая, рационально–организующая и прогностическая.
Познавательная функция проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий.
Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует организационные отношения на макро– и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.
Законы–тенденции теории организации раскрывают более масштабные процессы становления, развития и функционирования организационных систем. Их знание является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов–тенденций общественных систем.
Теория организации представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности.
Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и политических конфликтов.
Прогностическая функция позволяет заглянуть в «общественное завтра», предугадать организационные явления и события.


Теория управления и организации (Модуль 2).
7
Задание 1:
В качестве задания на самостоятельную работу: «Каково место теории организации в структуре управленческих наук?»
Система наук об организации
Научные дисциплины
Изучаемые аспекты
Теория организации
– Сущность, типы
– Цели, миссия, среда
– Структура, коммуникации
– Механизм функционирования
– Адаптация, проектирование
– Динамика организации
Теория управления
– Субъекты и объекты управления
– Стимулирование и мотивация
– Принятие и реализация решений
– Подготовка и качество руководителей
– Руководство
– Линейное и функциональное управление
Психология
– Обучение и тренировка
– Мотивация
– Личность, восприятие
– Удовлетворение работой
– Оценка действий
– Отношение к труду
– Форма поведения
Социология
– Групповая динамика
– Нормы, роли
– Статус, власть
– Конфликты
– Бюрократия
– Организационная культура
– Социализация
Социальная психология
– Изменение поведения
– Изменение позиции

Теория управления и организации (Модуль 2).
8
– Групповые процессы
Антропология
– Сравнительные ценности
– Сравнительные нормы
– Сравнительные позиции
– Этнические особенности
Антропология
– Сравнительные ценности
– Сравнительные нормы
– Сравнительные позиции
– Этнические особенности
Экономическая наука
– Регулирование
– Рыночные отношения
– Эффективность
– Экономическая стратегия
Юридические науки
– Законодательная регламентация
– Правила и нормативы
– Ответственность, санкции
Информатика
– Информационные потоки
– Обоснование решений
– Информационные технологии
– Телекоммуникации
Задание 2:
В качестве задания на самостоятельную работу раскройте связь теории организации с естественными и общественными науками: биологией, физикой, химией, математикой, социологией, экономической теорией.
Таким образом, постоянная связь теории организации с другими науками позволяет рассматривать ее как междисциплинарный предмет, обобщающий и развивающий научные достижения и дающий практические рекомендации деятельности на основании общих законов развития организаций.
5.2.1. Формы коллективного поведения и возникновение организаций
Взаимодействие людей дано там, где поведение одного индивида, в одних случаях сопровождаемое сознанием, в других
– нет, является функцией поведения другого или других людей.
Элементами явления взаимодействия выступают: два или большее число