Файл: 5 Предмет теории организации Существуют несколько трактовок термина организация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория управления и организации (Модуль 2).
17
Расчеты следует производить по категориям персонала. На основе общей устанавливается дополнительная потребность
– разность между общей планируемой потребностью и фактическим наличием персонала.
Количественная оценка:
– численность персонала;
– количество рабочего времени, возможного к отработке при нормированном уровне интенсивности труда.
Качественная оценка:
– физического и психологического потенциала работников;
– объема общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность к труду определенного качества;
– качеств членов организации как субъектов хозяйственной деятельности (ответственность, сопричастность, интерес и т.п.).
Для оценки здоровья используются косвенные относительные показатели частоты и тяжести заболеваний, уровень квалификации определяется средним разрядом, уровень образования – средним числом лет обучения, профессиональная подготовка определяется долей лиц имеющих соответствующую подготовку.
Потребность в специалистах и служащих определяется по числу вакантных должностей и с учетом ожидаемого их выбытия. Более эффективен подход повышения профессионально квалификационного уровня и эффективности использования специалистов.
Поиск требуемых работников осуществляется внутри и вне организации.
Организационные процессы в природе и обществе имеют различную направленность. Их двойственный характер обусловлен развитием научного знания в физике и биологии.Закрытая система – система, не получающая информации и ресурсов. Такая система с течением времени погибает. В открытых системах больше порядка и организованности в связи с постоянным обменом энергией.
В закрытых системах организационные процессы ведут к нарастанию
«энтропии», которая является мерой беспорядка. В таком случае их правильнее называть процессами дезорганизации.
Слово «энтропия» впервые употребил немецкий ученый Р. Клаузиус в
1865 году, когда объяснял невозможность перехода теплоты от более холодного тела к более теплому. В переводе с греческого «энтропия» означает «поворачиваюсь внутрь», то есть «ухожу в себя». Продолжил исследование австрийский ученый Л. Больцман. В результате глубоких работ ученого в 1872 году появилось такое истолкование энтропии.
Представим себе какую–либо систему, например, газ, заключенный в сосуд. Что ее в данном случае характеризует? Определенный объем, давление, температура: – то, что принято называть макросостоянием. А чем оно вызвано? Микросостояниями: положением и скоростью частиц в тот или


Теория управления и организации (Модуль 2).
18 иной момент. В некоторый момент состояние одно, в другой – другое, в третий – третье, и т.д. Иными словами, объект проявляет некоторое разнообразие состояний. Из многих состояний выбирает одно. Какое? Это и доказал Больцман: система стремится к неорганизованности, стремится увеличить свою энтропию. Вместе с тем – это общепризнанно – система стремится к равновесию, «ищет» свое самое вероятное состояние. Значит, когда говорят, что энтропия системы возрастает, имеют ввиду стремление системы к равновесию. Тогда энтропия системы, характеризующая его состояние, будет наибольшей. В качестве примера можно привести увеличение энтропии простой системы черных и белых шариков, разделенных в ящике, в результате беспорядочных встряхиваний. Таким образом, установлена связь энтропии с вероятностью микросостояния тела.
Согласно второму началу термодинамики в закрытых системах все самостоятельно совершающиеся процессы идут в сторону разрушения ее структуры, снижения уровня сложности. Другими словами, если в неживой природе и происходит эволюция, то она направлена в сторону дезорганизации и разрушения системы и поэтому носит чисто негативный, энтропийный характер. Такие природные явления, как смерчи, землетрясения, тайфуны, оползни, удары молнии в человеческом сознании прямо связаны с процессами дезорганизации. В то же время, отсутствие таких процессов могло бы поставить под сомнение возникновение жизни на
Земле. В глобальном смысле именно процессы, противостоящие им, привели к возникновению и развитию человеческого общества и в этом смысле, безусловно, носят организационный характер.
Теория Дарвина акцентирует внимание на «постоянном развитии сложности видоизменении в направлении развития ценных свойств». В соответствии же с принципами термодинамики «во Вселенной происходит регресс, а не прогресс». Таким образом, эти две теории как бы находятся в очевидном противоречии. Современная точка зрения состоит в том, что нет никакого противоречия между эволюцией, которая имеет тенденцию к развитию в направлении увеличения сложности, и энтропийными процессами, характеризующимися постепенным рассеянием и уменьшением степени организации. Объяснение этого кажущегося противоречия состоит в том, что эволюция имеет место в открытых системах, имеющих вход и выход, в то время как законы термодинамики применимы лишь к закрытым системам.
Важным свойством живого организма является его способность поддерживать себя в «организованном» состоянии на фоне постоянной тенденции к дезорганизации. Эта способность неразрывно связана с тем фактом, что живой организм является открытой системой.
Сверхсложным социальным системам в наибольшей степени свойственно движение по некоторой восходящей линии, т.е. такое развитие, когда система практически не возвращается к каким-то прошлым равновесным состояниям. Мало того, что эти системы находятся в


Теория управления и организации (Модуль 2).
19 непрестанном развитии. Сами их цели тоже постоянно модифицируются в зависимости от достигнутого уровня.
Если в ходе биологической эволюции происходит наследование и передача чисто генетических свойств и факторов, то в процессе социальной эволюции передаются навыки, знания, правила поведения и другой социальный опыт. Именно по этой причине социальная эволюция происходит несравнимо быстрее, чем биологическая.
Эволюционная теория Ч.Дарвина убедительно доказывает, что развитие живых организмов осуществляется в направлении их лучшей адаптации к окружающей среде, совершенствования их организации, усложнения структуры и функций. Весь социальный опыт также свидетельствует, что человеческое общество, несмотря на временные возвраты и зигзаги, в целом характеризуется прогрессивными изменениями, особенно в развитии материально–технического производства, что выражается, например, в смене старых технологических укладов новыми.
Природа, как пишет А.Богданов,– великий первый организатор, все более уступает арену организационных процессов человеку, который сам лишь одно из ее организованных произведений. Другое, приведет ли доминирование в организационных процессах человека к реализации идеи абсолютного порядка или возобладают энтропийные процессы, процессы дезорганизации, возможность которых в виде войн, катастроф, загрязнения окружающей среды постоянно присутствует.
Не менее опасны процессы, которые названы организационной шизофренией. Такая организационная деятельность, как изобретение
«вечного двигателя», необоснованные проекты, изменение технических, биологических и социальных систем без четко поставленной или неверно определенной цели, означает нелепое расходование ограниченных ресурсов, а значит и приравнивание этих процессов к дезорганизационным. С другой стороны, те же неудачные технические или социальные проекты могут быть необходимым элементом научных исследований.
Вопросы для проверки
Вопрос 1: Метод теории организации — набор теоретико-познаватель- ных и логических принципов и категорий, а также научного (формально- логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.
Вопрос 2: К основным методам теории организации относятся: индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный.


Теория управления и организации (Модуль 2).
20
Вопрос 3: Некоммерческая организация — это такая организация, основной целью которой не ставится достижение прибыли. Такая организация создается с целью эффективного функционирования: социальных групп; благотворительных организаций, культурных, спортивных секций, научных сообществ и т.д.
Основной задачей некоммерческой организации является достижение результатов нематериальных потребностей граждан, оказание различных видов помощи (юридической, правовой, социальной и т.д.). Формы некоммерческих организаций предусмотрены такие: общественные или религиозные объединения; ассоциации или союзы; благотворительные фонды.
Вопрос 4: организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Вопрос 5:
Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Цели различают:
1. По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные.
2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные.
3. По рангу: главные и второстепенные.
4. По временному фактору: стратегические и тактические.
5. По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования.
6. По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.
7. По субъектам: личные и групповые.
8. По осознанности: действительные и мнимые.
9. По достижимости: реальные и фантастические.
10. По иерархии: высшие, промежуточные, низшие.
11. По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные
(нейтральные) и конкурирующие.
По объекту взаимодействия: внешние и внутренние.
Литература
Основная
1. Рогач О.В., Фролова Е.В. Основы теории управления и организации.
Учебное пособие, Изд–во: Директ-Медиа, 2016 г. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454225 2. Теория организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г.Р. Латфуллин [и др.]; под ред. Г.Р. Латфуллина,
О.Н. Громовой, А.В. Райченко. – 2–е изд. – М.: Издательство Юрайт,
2017. – 156с. – (Серия: Бакалавр и магистр. Модуль.). – ISBN 978–5–
534–01187–6. Режим доступа: www.biblio–online.ru/book/649FC5B3–
BF6A–4198–8504–8A3F18196C01.
Дополнительная

Теория управления и организации (Модуль 2).
21 1. КузнецовЮ.В. Теория организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 351 с. – (Серия:
Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978–5–534–02949–9. Режим доступа: www.biblio–online.ru/book/BE09837E–F224–40CB–8EA5–
80E0B33D155C.
2. Медведева Т.А. Основы теории управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.А. Медведева. – М.: Издательство
Юрайт, 2017. – 191с. – (Серия: Университеты России). – ISBN 978–5–
534–02500–2. Режим доступа: www.biblio–online.ru/book/E314A567–
8206–4684–BC3E–3D3CD8DB3010.
3. Мардас А.Н. Теория организации: учебное пособие для прикладного бакалавриата / А.Н. Мардас, О.А. Гуляева. – 2–е изд., испр. и доп. – М.:
Издательство Юрайт, 2017. – 128 с. – (Серия: Бакалавр. Прикладной курс). – ISBN 978–5–534–00315–4. – Режим доступа: www.biblio–
online.ru/book/82031721–7385–4E74–87C2–8855599483EE.
4. Фролов Ю.В. Теория организации и организационное поведение.
Методология организации: учебное пособие для академического бакалавриата / Ю.В. Фролов. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Издательство
Юрайт, 2017. – 128 с. – (Серия: Университеты России). – ISBN 978–5–
534–05443–9. – Режим доступа: www.biblio–online.ru/book/0B6F9085–
359E–4BE7–9E60–2129A11198DE.
5. Яськов Е.Ф. Теория организации: учебное пособие. Издательство:
Юнити–Дана, 2015.
Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436866
Аннотированный список интернет–ресурсов
http://goraknig.org/
Все материалы (ресурсы, информация) и программные продукты, размещенные на сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и используются в некоммерческих целях. На сайте вы можете найти ссылки для бесплатного скачивания книг, журналов,
учебников и другой литературы. http://goraknig.org/find/
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер – 8–e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2012. znanium.com
Баринов
В.А.
Организационное проектирование: учебник
/
В.А. Баринов. – М.: Инфра–М, 2012.
Энциклопедия Экономиста. www.Grandars.ru
На сайте публикуется информация, ориентированная в первую очередь на студентов экономических специальностей, специалистов по экономике,


Теория управления и организации (Модуль 2).
22 маркетингу, банковскому делу, а также просто людей, которые желают улучшить свои знания в области экономических наук.
Система навигации сайта предоставляет возможность удобно ориентировать среди многочисленных статей, представленных в 18 основных предметах. Энциклопедия экономиста содержит более 1000 статей и охватывает наиболее важную информацию, необходимую для получения высшего профессионального образования. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/upravlenie–socialnoy–
organizaciey.html
Управление социальной организацией http://www.grandars.ru/college/psihologiya/
Психология http://www.grandars.ru/college/sociologiya/
Социология http://biblioclub.ru/
Университетская библиотека ONLINE