Файл: 1. Психоанализ(глубинная психология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Психоанализ(глубинная психология)
Глубинная психология – общее название для ряда направлений в психологии,
ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. Заслуга введения понятия признается за швейцарским психиатром
Э.Блейлером, тесно сотрудничающим с З.Фрейдом. Совместными исследованиями авторы заложили фундамент для изучения психических феноменов через призму бессознательного. Психоанализ стал ведущим направлением глубинной психологии, из которого позже отпочковались многочисленные направления и течения.
К глубинной психологии относятся:
● психоанализ З.Фрейда - движущей силой процессов, происходящих в бессознательном (переживания, чувства, не поддающиеся осмыслению на сознательном уровне) считает энергию либидо, которую трактует как сексуальную энергию
● аналитическая психология (К.Г.Юнг) - понимание процессов бессознательного схоже с пониманием Фрейда. В отличие от Фрейда энергию либидо понимает как психическую энергию жизненной силы
● индивидуальная психология (А.Адлер) - движущей силой процессов,
происходящих в бессознательном и влияющих на формирование личности видит в чувстве неполноценности и беспомощности, которое возникает у маленького ребенка относительно окружающих его взрослых - т.е. стремление к власти
● неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливани др.)
● логотерапия (logos - смысл) (Виктор Франкл) - движущим механизмом психического развития считает волю к поиску смысла жизни
Направления глубинной психологии работают с причиной проблемы. Методики,
которые используются в рамках этих направлений, позволяют разрешить конфликты у истоков их возникновения, помочь клиенту посмотреть на свою проблему как бы со стороны, как сторонний наблюдатель - «Большое видится на расстоянии». Терапевт помогает эмоционально абстрагироваться от навязчивого эмоционального переживания и объективно оценить и пережить «невыносимые» чувства и эмоции.
У каждого человека есть внутренний ресурс. Это некая индивидуальная сила,
жизненная сила. Что-то свое - индивидуальное - так, например, как отпечатки пальцев не повторяются ни у одного человека в мире. Так и ресурс - у каждого он свой,
индивидуальный. В процессе терапии, терапевт помогает человеку самостоятельно найти внутри себя этот ресурс, сформировать свой личный внутренний интроект - своеобразного принимающего "помощника", который находится не вовне, а формируется внутри самого человека.
Этот аккумулированный свой собственный ресурс - эта та индивидуальная, личная сила, которая больше не может быть утрачена. Она не дестабилизируется, а может только развиваться и укрепляться. Задача психотерапевта помочь клиенту найти и "вырастить" в себе этот ресурс, для того, чтобы человек всегда мог найти силы внутри себя и в любой сложный момент своей жизни мог найти поддержку внутри себя, а не зависеть от психолога и других сторонних людей, не впадать в зависимости и не выстраивать созависимые отношения. Благодаря этой силе, человек готов вернуться и вновь пережить травмирующие ситуации своей жизни принять те аффективные эмоции, которые он не смог пережить, будучи ребенком, в связи с чем они были вытеснены в область бессознательного, откуда всю жизнь оказывали травмирующее влияние на жизнь человека и вновь прожить эти болезненные, разрушающие чувства.


Полностью осознанные и пережитые переживания, уходят полностью и жизнь человека меняется. Меняется восприятие человека своей жизнь, взаимодействие с окружающими, положительные изменения затрагивают все области жизнь. Это связано с глубинными изменениями личности самого человека - уходят страхи, обиды, боль.
Жизнь наполняется радостью, любовью и гармонией. С этим связана длительность терапии. Такая терапия достаточно долгосрочна (не менее 6-ти месяцев) в сопоставлении с краткосрочными методами, которые, в свою очередь, призваны разрешить конкретную поверхностную задачу - вылечить симптом, так сказать.
2.Французская социологическая (социально-психологическая) школа
С точки зрения французской школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.
Представители полагали, что общество необходимо изучать через изучение социальных фактов, причем только в категориях социального. Они утверждали, что сознание человека существует в двух формах: индивидуальной и коллективной.
Индивидуальное отождествлялось с биологическим, индивид рассматривался как организм; проблема общественного и индивидуального отождествлялась с проблемой социального и биологического. Предполагалось, что социальное существо в человеке,
которому соответствует социально определяемая часть психики, формируется обществом.
Функция культуры и религии представлялась заключающейся в том, чтобы через коллективные представления объединять общество. Ярким представителем социологической школы стал Эмиль Давид Дюркгейм (1858—1917). Изучая обычаи,
моральные и юридические нормы, взгляды мало культурных народов, он пришел к выводу о том, что все они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека.
Человек — существо двойственное: индивидуальное и социальное. Биологическая сущность организма предопределяет и биологически определяемую часть психики, она руководит практическими отношениями индивида с окружающим миром. В сфере материального производства индивид, по мнению Дюркгейма, выступает как изолированное существо. Его индивидуальное сознание находится под влиянием объектов.
Общество рассматривалось Дюркгеймом идеалистически, как духовное образование:
совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и др.,
отражающих различные стороны общественной жизни и называющихся коллективными представлениями. Коллективные представления закрепляются в языке, обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют. Дюркгейм утверждал, что все собственно человеческое в человеке происходит от общества. Развитие мышления он не связывал с развитием человеческой деятельности. Процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида он трактовал как взаимодействие индивидуального и общественного сознания.


С тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления выступил Люсьен Леви-Брюль (1857—1939).
Согласно его теории в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но и смена типов мышления. Современный тип —
логический — пришел на смену первобытному мышлению, которое Л. Леви-Брюль называл пралогическим. Первобытное мышление имело магический характер: для первобытного человека мир вещей был наделен одновременно естественными и сверхъестественными, обыденными и мистическими свойствами, причем наиболее важными являлись именно сверхъестественные свойства. Первобытный человек всегда думал о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имели.
Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имело особую логику и подчиняется закону партиципации (сопричастия). Считалось, что все предметы, сходные между собой, имели общую магическую силу и что действия,
примененные к ним, распространяются и на их оригиналы. Предполагалось, что магическая сила передается также путем соприкосновения. Мышление первобытного человека было абсолютно причинно: оно не признавало случайностей, не было чувствительно к противоречиям и не требовало доказательства фактами. Умение различать разновидности растений, отпечатки следов каждого человека своей группы,
искусство в производстве посуды, корзин, пирог, украшений и прочие проявления трудовой деятельности не являлись, по мнению Леви-Брюля, плодом размышления и рассуждения, были лишь продуктами интуиции, слепого навыка. Леви-Брюль утверждал, что влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем главным образом религиозно-мистического характера). Пралогическое мышление не образует стадию,
предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру,
функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление. Дело в пропорции: в мышлении первобытных народов пралогические структуры преобладали.
Но даже в современном обществе они не исчезли полностью.Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими. Значение французской социологической школы заключается не столько в разрабатывавших ею представлениях о типах мышления, сколько в выдвижении нового — исторического —
подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской пауке, так и в науке других стран.


3.Бихевиоризм и необихевиоризм
Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более тридцати лет после основания научной психологии, в ней произошла революция — смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — особое направление в поведении человека и животных,
буквально — наука о поведении.
Основателем бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона(1878— 1958), который выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Он считал, что наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакций (R). Простая схема S—> R вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения, считал он, является разрешенной, если известны стимул и реакция. Если подставить в приведенной формуле вместо S— прикосновение к глазу, а вместо R— мигание, то задача бихевиориста может считаться решенной. То, что психологи раньше называли «сознанием», согласно взглядам Уотсона, тоже является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Просто внутренние реакции столь слабы, считал Уотсон, что не могут быть замечены наблюдателем.
Основная задача бихевиоризма заключалась в накоплении наблюдений над поведением человека с тем, чтобы при данном стимуле бихевиорист мог сказать,
какова будет реакция, или, если дана реакция, узнать, какой ситуацией данная реакция вызвана. Бихевиоризм заменил понятие психики, которая связана с потоком
«внутренних событий», в которой могут происходить «психические процессы», на объективные детерминанты поведения. Для последователей этого направления в психике нет ничего приватного или «внутреннего» — есть лишь организм,
человеческий или животный, биологическая сущность, включенная в окружающие условия. К этим условиям организм должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей. Итак, задачи классического бихевиоризма:
● изучение поведения (установление связей между S и R)
● управление поведением, его моделирование (создание желаемых R с помощью
S)
● научение — адаптация, приспособляемость к окружающим условиям
● выработка навыков — постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта
Последователи Уотсона внесли новые элементы в его концепцию. Например,
Б. Скиннер(1904—1990) ввел понятие «подкрепление». Подкрепление — необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. Скиннер ввел понятие
«символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.
Необихевиоризм подверг сомнению главный постулат классического бихевиоризма
«стимул — реакция». По мнению Э. Толмена(1886—1959), формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов: стимул — промежуточная переменная —
реакция (S —> PP —> R). Под промежуточной переменной он понимает как раз те недоступные прямому наблюдению психические моменты: намерения, ожидания и знания.


Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. Поведение человека предваряют так называемые познавательные карты, которые представляют собой целостные структуры представления мира. Это ожидания и гипотезы, прошлый опыт человека, наследственность и возраст, а также те факторы, которые привели однажды к успеху. Именно они служат регулятором действия. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение. В
настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттера.
4.Теории социального научения
Учеными было введено такое понятие, как социализация. Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Данное понятие было введено в социальную психологию в 1940-1950-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др.
Проблемой социального научения занимались американские психологи А. Бандура,
Р. Сирс, Б. Скиннер и другие ученые. Рассмотрим некоторые выдвинутые ими теории более подробно. А. Бандура (1925)полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т. е. подражая значимым для них людям, и идентификации, т. е. путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.
Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого, имевшие различные последствия.Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они 30 видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, увеличилось и проявлялось чаще,
чем у детей, не смотревших его. Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.
Бандура выделил диаду «стимул – реакция» и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения:
● внимание к действию модели
● память о воздействиях модели
● двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное
● мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное
Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. Известный американский психолог Р. Сирс (1908–1998) предложил принцип диадического анализа развития личности. Этот принцип заключается в том, что многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях», потому что