Файл: 1. Психоанализ(глубинная психология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
действия человека зависят от другого человека и ориентированы на него. К
диадическим отношениям можно отнести отношения матери и ребенка, учителя и ученика, сына и отца и др. Ученый полагал, что нет строго фиксированных и неизменных черт личности, так как поведение человека всегда зависит от личностных свойств другого члена диады. Сирс выделил три фазы развития ребенка:
● фаза рудиментарного поведения – базируется на врожденных потребностях и научении в раннем детстве, в первые месяцы жизни)
● фаза первичных мотивационных систем – научение внутри семьи (основная фаза социализации)
● фаза вторичных мотивационных систем – научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу)
Очевидно, что главным в процессе социализации Сирс считал влияние родителей на воспитание детей. Центральным компонентом научения Сирс считал зависимость, т. е.
потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Известно, что первая зависимость, возникающая у ребенка, это зависимость от матери, пик которой приходится на раннее детство. Сирс выделил пять форм зависимого поведения:
● «Поиск негативного внимания» – ребенок старается привлечь внимание взрослых при помощи ссор, неповиновения, разрыва отношений. Причиной тому могут служить низкие требования и недостаточность ограничений по отношению к ребенку
● «Поиск постоянного подтверждения» – это извинения, просьбы, излишние обещания или поиск защиты, комфорта, утешения. Причина – завышенные требования к ребенку, особенно относительно его достижений со стороны обоих родителей
● «Поиск позитивного внимания» – выражается в поиске похвалы, желания включиться в группу или выйти из нее
● «Пребывание поблизости» – постоянное присутствие возле другого ребенка или группы детей, взрослых. Эту форму можно назвать «незрелой», пассивной формой проявления в поведении положительной зависимости
● «Прикосновение и удержание» – это неагрессивное прикосновение, обнимание или удерживание других. Здесь можно говорить о «незрелой» зависимой форме поведения
Американский психолог У. Бронфенбреннер считал, что результаты лабораторных исследований необходимо проверять в естественных условиях, т. е. в семье или группе сверстников. Феномен заключается в том, что молодые люди не могут найти свое место в обществе. В результате человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и даже испытывает враждебность по отношению к ним. Найдя в конце концов дело по душе, он не получает удовлетворения от работы, и интерес к ней вскоре угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения. Корни отчуждения Бронфенбреннер видит в следующих особенностях современных семей:
● работа матерей
● рост количества разводов и соответственно количества детей, растущих без отцов
● дефицит общения детей с отцами из-за занятости последних на работе
● недостаточное общение с родителями из-за появления телевизоров и отдельных комнат
● редкое общение с родственниками и соседями


5.Гештальт психология
Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии,
возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в
Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и
Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации
«гештальты» (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.
Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог:
гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоял из большого числа органов и систем:
Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура
Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности
Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия
Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики
Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем
Законы гештальтпсихологии:
Закон фигуры и фона (фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры)
Закон транспозиции(психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение)
Закон прегнантности (существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив)
Закон константности (все стремится к постоянству)
Закон близости (тенденция к объединению в целостный образ элементов,
смежных во времени и пространстве)
Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре)


Принципы гештальта:
Близость (все, что рядом, воспринимается вместе)
Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе)
Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности)
Замкнутость (приобретение фигурой формы)
Смежность (близость стимулов во времени и пространстве)
Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом)
6.Гуманистическая психология
В 60-х годах минувшего столетия в рамках психологической науки возникает новое направление, которое получило название гуманистической психологии. Становление нового психологического течения во многом было обусловлено объективно существующими политическими, социальными, культурными, экономическими факторами, становлением постиндустривальной эпохи, сопровождающимся механизацией, технократизацией культуры, обесцениванием личности, становлением
«человека массы», что обусловило необходимость возвращения внимания ученых на личность человека. Данное течение, в отличие от других, не было попыткой ревизии либо адаптации уже существующих школ к новым, изменившимся условиям.
В центре внимания гуманистической психологии - целостный человек во всех его проявлениях, процессы личностного развития, смысла и высших ценностей существования, творчества, свободы, восприятия, интерпретации и переживания мира.
Главным положением нового направления стало понимание целостности личности,
понимание того, что содержание психики не может быть сведено к элементарным формам и реакциям. Гуманистическая психология полностью отвергает представление о человеке как о существе, поведение которой определяется стимулами внешней среды, строится на основании детерминизма. В отличие от других психологических направлений, гуманистическое течение обращено не на лечение душевных расстройств, поведенческих, эмоциональных нарушений, но направлено на решение задачи исследования позитивных душевных качеств, душевного здоровья.
Представители течения не стремятся сосредотачиваться исключительно на темной стороне психики, но в полной мере используют позитивные эмоции, которые во многом составляют сущность человеческой личности.
Личность понимается как сознательный индивидуум, наделенный свободой выбора и творческим потенциалом.
Основными принципами направления выступают следующие:
● актуализация роли сознательного опыта
● осознание целостной природы личности
● акцент на свободе воли, творческом потенциале личности
● комплексное исследование всей совокупности факторов, обстоятельств личности
В понимании представителей гуманистического подхода личность представлена как существо, обладающее свободой выбора, стремящееся к самоактуализации - активному стремлению к раскрытию собственных задатков и способностей,
максимально полному раскрытию собственного потенциала.


Данное стремление носит врожденный характер, однако, его развитию или препятствию могут способствовать или препятствовать детские переживания,
научение. В свою очередь, полное раскрытие творческого потенциала, заложенного в человеке, требует удовлетворения ряда потребностей. иерархия потребностей, к удовлетворению которых стремится личность, может быть представлена следующим образом:

физиологические потребности - потребность в пище, питье, дыхании, сне,
сексе
● потребность в безопасности - чувстве стабильности, защищенности, отсутствии страха, тревоги
● потребность в чувстве общности, принадлежности к определенной группе,
человеческому коллективу
● потребность в самоуважении, уважении со стороны окружающих; потребность в самоактуализации
Гуманистическая психология выступает одним из важнейших направлений психологической науки, исследуя личность человека во всей совокупности ее проявлений, многообразии эмоциональных, поведенческих проявлений, эффективно используя целительный потенциал позитивных эмоций в процессе реализации психологической поддержки.
Таким образом, самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья человека, является перманентным процессом развития личности, ее совершенствования на протяжении всей жизни.

7.Когнитивная психология
Когнитивная психология – отдельный раздел психологии, который занимается изучением познавательных процессов, осуществляющихся в сознании человека.
Зарождение когнитивной психологии произошло в середине XX века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Актуальным вопросом для изучения на тот момент являлся вопрос обоснования особенностей взаимодействия человека с современными технологиями в ракурс психологии. Данное направление психологии в
1960-х гг. возникло как альтернатива бихевиоризму. Последователи данного направления не считали существовавшие ранее направления в психологии научными в связи с тем, что они считали, что предметом их изучения является субъективный опыт человека, который не может выступать в качестве единственно возможного,
эмпирического подхода в науке. Одним из наиболее известных психологов, который работал в области когнитивной психологии был швейцарец Жан Пиаже. Он активно занимался исследованиями в области психоанализа. Также в процессе работы с детьми Пиаже проводил ряд экспериментов, которые были направлены на установление цепи логических операций и целостности общей структуры мышления ребенка. В процессе развития теории когнитивной психологии ученые пытались моделировать те психические процессы, которые происходят у человека. Именно эти смоделированные процессы и были названы когнитивными процессами. Те процессы,
которые не поддавались процессу моделирования были названы аффективными процессами. Таким образом, когнитивные процессы – это логичная и осмысленная последовательность действий человека, направленных на переработку информации.
На современном этапе развития психологии когнитивная психология является мощнейшим направлением, которое включает в себя когнитивную лингвистику,
нейропсихологию, когнитивную этологию и множество других разделов. Основой когнитивной психологии являются исследования памяти, ощущения, внимания,
сознания и других мыслительных процессов человеческого сознания. Все эти процессы подразделяются на два подвида: познавательные и исполнительные.
Следует отметит, что каждый из них в свою очередь также состоит из нескольких структурных элементов –блоков. Рассматривая актуальность когнитивной психологии следует отметить тот факт, что он является очень востребованной среди специалистов, которые занимаются изучением особенностей и механизмов действия как познавательных процессов, так и процессов формирования определенных суждений и умозаключений, принятия решений в соответствии с ситуацией,
эффективного разрешения возникающих проблем, работы интеллекта человека и особенностей его развития. Одним из важнейших открытий последних лет исследователи когнитивной психологии считают процесс установления связи между мыслительными процессами человеческого сознания и соответствующей нейрофизиологической активностью. Данные исследования были проведены во второй половине двадцатого века и получили свое развитие и на современном этапе развития психологической науки. Эти успехи были достигнуты в течение второй половины XX
столетия.
Основой для исследований когнитивной социальной психологии являются теории когнитивного соответствия. Это определенный класс теорий, которые были разработаны в западной психологии. Целью данных исследований являлась необходимость объяснения существующего соотношения между логичным и алогичным поведением человека. Основной идеей для всех существующих теорий когнитивного соответствия является мысль о том, что когнитивная структура человека

является априори сбалансированной и гармоничной. Если же у человека появляются признаки дисгармонии в развитии и существовании, то они являются стимулом для изменения возникшего состояния и возврата к прежнему внутреннему соответствию когнитивной структуры личности. Данная идея развивается такими учеными, как:
● Ф. Хайдер
● Т. Ньюком
● Ч. Осгуд
● П. Танненбаум
● Л. Фестингер
Среди отечественных психологов, занимающихся анализом теорий когнитивной психологии был Борис Величковский. Именно ему принадлежит первое систематическое изложение и критический анализ данного направления психологии. В
своей книге «Современная когнитивная психология» он подробно рассмотрел проведенные экспериментальные исследования и теоретические модели познавательных процессов психики человека. Помимо этого, им были рассмотрены нерешенные методологические проблемы в рамках когнитивной психологии, которые послужили источником торможения процесса ее развития. На данный момент когнитивная психология является одним из наиболее современных направлений исследований в области психологии, основным направлением которой является объяснение поведения человека и изучение процесса и динамики формирования знаний. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение с помощью системы познавательных процессов и установления баланса между когнитивными структурами. Именно эти структуры выступают в роли регуляторов социального поведения человека в реальной действительности.
Благодаря им происходит классификация воспринимаемых объектов и определение их к определенным классам и категориям.
8.Генетическая психология
До того, как термин «генетический» стал употребляться в своем современном узко биологическом значении, он использовался в психологии для обозначения индивидуального развития. И, соответственно, генетическая психология изучает индивидуальное развитие интеллекта, его происхождение, механизмы усложнения,
наряду с тем, как формируются важные понятия. Самого Жана Пиаже интересовали вопросы качественного развития знания, его происхождение и восприятие, к примеру,
воздействует ли объективный мир на ум человека или же человек конструирует знание субъективно.
Эпистемология – это теория знания, дисциплина, исследующая научное знание, его строение, структуры, функционирование и развитие. Сам Пиаже считал себя эпистемологом и основал Международный центр по генетической эпистемологии в
Женеве, который и возглавлял. Так как генетическая психология Пиаже по сути подготовляет базу для генетической эпистемологии, разграничить эти две дисциплины не всегда просто. В своих исследованиях и научной работе Пиаже исходил из того, что считал интеллектуальное развитие человека продолжением биологического процесса адаптации. А сам интеллект в этой парадигме является своеобразной формой психологической адаптации, позволяющей эффективно подстраиваться под обстоятельства жизни. Внешняя среда постоянно изменяется, и индивид стремится к