Файл: Ответы к экзамену по дисциплине Финансы и финансовый рынок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 334
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Привлеченные в форме кредитов денежные средства используются для финансирования следующих расходов: закупки сырья и материалов, выплаты заработной платы, осуществления инвестиций и др.
Участвуя в распределении созданного в обществе валового продукта в денежной форме, финансы и кредит дополняют друг друга: функционирование финансов создает основу для создания кредитных ресурсов; функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства.
В то же время финансы и кредит имеют различия:
1) участие финансов и кредита в распределении различно. Финансы участвуют в первичном распределении ВВП, кредит ограничивается перераспределением стоимости ВВП;
2) кредит предполагает двустороннее движение стоимости от кредитора к кредитополучателю и обратно, хотя и «разорванное» во времени, для финансов характерно одностороннее движение стоимости, т.е. возвратность, — отличительная черта кредита;
3) кредитные ресурсыотражают движение не всех, а только временно свободных финансовых ресурсов организаций и доходов населения;
4) направления использования финансовых ресурсов шире, чем кредитных.
3.Роль и значение финансов в развитии экономики
С переходом к рыночной экономике происходят значительные перемены в системе финансовых отношений: во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства большую роль стали играть налоги; значительно расширилась сфера деятельности малого и среднего бизнеса; в ряде отраслей резко снизилось государственное финансирование; увеличился объем прав хозяйствующих субъектов в распоряжении финансовыми ресурсами; развернулся процесс разгосударствления и приватизации предприятий государственной формы собственности; возрастает конкуренция в банковском секторе и расширяется сеть коммерческих банков; управление финансовыми ресурсами стало осуществляться на рыночных принципах при помощи установления равновесных процентных ставок и валютных курсов.
4.Финансовая система государства и ее структура
Финансовая система государства представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Все сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой посредством механизма финансового рынка, который обеспечивает перелив капитала между отдельными сферами и отраслями экономики.
Рис.1 Схема финансовой системы государства
Общегосударственные (централизованные) финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности.
Государственный бюджетявляется одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.
В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Различают структурный и циклический дефициты. Структурный – это дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета. Циклический дефицит образуется под влиянием экономических циклов (подъем или спад в экономике, кризис, рецессия). Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов.
Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП (оптимальное значение 2-3% ВВП).
Превышение доходов над расходами – это профицит бюджета.
Методами покрытия дефицита бюджета являются:
-
увеличение собственных источников покрытия: налоговые поступления и денежная эмиссия; -
привлечение заемных средств: кредиты Национального банка, облигационные займы, иностранные кредиты и др. -
размер бюджетного дефицита и источники его финансирования ежегодно утверждаются в Законе о бюджете Республики Беларусь на соответствующий год. -
условия сокращения бюджетного дефицита: -
укрепление доходной базы бюджета; -
оптимизация расходов; -
реформирование бюджетного процесса.
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды образуются за счет конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению по отдельной смете. К основным из них относятся: Фонд социальной защиты населения, фонды охраны природы, фонд национального развития, местные целевые бюджетные фонды, инновационные фонды, образуемые органами государственного управления и государственными организациями и др.
Организация функционирования фондов находится в ведении государственных органов власти, а порядок их формирования и использования регламентируется законодательством.
Наиболее крупным целевым бюджетным фондом является Фонд социальной защиты населения, который опосредует отношения государственного социального страхования.
Страхование – это система экономических перераспределительных отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни (дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.). Его принято рассматривать как звено финансовой системы государства, поскольку страхование, как и финансы, участвует в распределении национального дохода и обусловливает формирование и использование целевых фондов денежных средств.
5.Государственный бюджет как главное звено финансовой системы государства
Общегосударственные (централизованные) финансы
– это система денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности.
Государственный бюджетявляется одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.
В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Различают структурный и циклический дефициты. Структурный – это дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета. Циклический дефицит образуется под влиянием экономических циклов (подъем или спад в экономике, кризис, рецессия). Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов.
Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП (оптимальное значение 2-3% ВВП).
Превышение доходов над расходами – это профицит бюджета.
Методами покрытия дефицита бюджета являются:
-
увеличение собственных источников покрытия: налоговые поступления и денежная эмиссия; -
привлечение заемных средств: кредиты Национального банка, облигационные займы, иностранные кредиты и др. -
размер бюджетного дефицита и источники его финансирования ежегодно утверждаются в Законе о бюджете Республики Беларусь на соответствующий год. -
условия сокращения бюджетного дефицита: -
укрепление доходной базы бюджета; -
оптимизация расходов; -
реформирование бюджетного процесса.
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды образуются за счет конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению по отдельной смете. К основным из них относятся: Фонд социальной защиты населения, фонды охраны природы, фонд национального развития, местные целевые бюджетные фонды, инновационные фонды, образуемые органами государственного управления и государственными организациями и др.
Организация функционирования фондов находится в ведении государственных органов власти, а порядок их формирования и использования регламентируется законодательством.
Наиболее крупным целевым бюджетным фондом является Фонд социальной защиты населения, который опосредует отношения государственного социального страхования.
6. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды образуются за счет конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению по отдельной смете. К основным из них относятся: Фонд социальной защиты населения, фонды охраны природы, фонд национального развития, местные целевые бюджетные фонды, инновационные фонды, образуемые органами государственного управления и государственными организациями и др.
Организация функционирования фондов находится в ведении государственных органов власти, а порядок их формирования и использования регламентируется законодательством.
Наиболее крупным целевым бюджетным фондом является Фонд социальной защиты населения, который опосредует отношения государственного социального страхования.
7.Государственное страхование как система перераспределительных отношений
Наиболее крупным целевым бюджетным фондом является Фонд социальной защиты населения, который опосредует отношения государственного социального страхования.
Страхование – это система экономических перераспределительных отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни (дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.). Его принято рассматривать как звено финансовой системы государства, поскольку страхование, как и финансы, участвует в распределении национального дохода и обусловливает формирование и использование целевых фондов денежных средств.