Файл: Методические указания для организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция, направленность (профиль) Государственноправовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный

аграрный университет имени И. Т. Трубилина»
Кафедра социологии и культурологии

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические указания

для организации самостоятельной работы обучающихся
по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль) «Государственно-правовой»,
«Уголовно-правовой», «Гражданско-правовой»

(программа бакалавриата)

Краснодар

КубГАУ

2018

Составитель: А. Г. Лугинина
Культурология : метод. указания / сост. А. Г. Лугинина. – Краснодар : КубГАУ, 2018. – 33 с.
Методические указания содержат краткую характеристику основных аспектов самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Культурология», требования по ее выполнению.

Предназначены для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль) «Государственно-правовой», «Уголовно-правовой», «Гражданско-правовой» (программа бакалавриата).

Рассмотрено и одобрено методической комиссией юридического факультета Кубанского госагроуниверситета, протокол № 9 от 21.06.2018.
Председатель

методической комиссии А. А. Сапфирова

© Лугинина А. Г.,

составление, 2018

© ФГБОУ ВО «Кубанский

государственный аграрный

университет имени

И. Т. Трубилина», 2018

ВВЕДЕНИЕ


Целью освоения дисциплины «Культурология» является формирование комплекса знаний о культуре, как многогранной и сложноорганизованной системе, необходимых для понимания современных тенденций развития культуры, осознания роли культуры в жизни человека и общества, определение места и значения отечественной культуры в системе мировой цивилизации.

Задачи:

  • дать представление о предмете, структуре и методах культурологии;

  • изучить фундаментальные отечественные и зарубежные концепции культурологии;

  • приобщить студентов к истории мировой и отечественной культуры;

  • освоить многообразные аспекты взаимодействия культуры и личности, культуры и природы, культуры и общества;

  • дать представления о сущности религиозной, научной и профессиональной культуры;

  • научить студентов с уважением относиться к ценностям других культур, уметь противостоять невежеству, бескультурью и агрессии, стремиться к саморазвитию.


«Культурология» является дисциплиной вариативной части ОП подготовки обучающихся по направлению 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль) «Государственно-правовой», «Уголовно-правовой», «Гражданско-правовой» (программа бакалавриата).


  1. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»




№ п/п


Темы дисциплины

Компетенции


Виды самостоятельной работы1

1


Культурология как наука. Сущность и предназначение культуры

ОК-1

ОК-6

ОПК-3

ОПК-4


1. Подготовка к устному опросу

2. Работа с тестами

3.Подготовка рефератов

4. Подготовка к дискуссии (творческие задания)

2


История культурологических воззрений



ОК-1

ОК-6

ОПК-3

ОПК-4


1. Подготовка к устному опросу

2. Работа с тестами

3.Подготовка рефератов

4. Подготовка к дискуссии (творческие задания)

5. Выполнение кейс-заданий

3


Типология культуры. Принципы и основания ее типологизации

ОК-1

ОК-6

ОПК-3

ОПК-4

1. Подготовка к контрольной работе


2.Подготовка рефератов

3. Работа с тестами

4. Подготовка к дискуссии (творческие задания)

4


Культура и глобальные проблемы современности

ОК-1

ОК-6

ОПК-3

ОПК-4


1. Подготовка к устному опросу

2. Подготовка к дискуссии (творческие задания)

3.Подготовка рефератов

4. Выполнение кейс-заданий

5


Культура и личность

ОК-1

ОК-6

ОПК-3

ОПК-4


1. Подготовка к устному опросу

2. Подготовка к дискуссии (творческие задания)

3. Работа с тестами

6


Подготовка контрольных работ для заочной формы обучения

72


Подготовка к зачету


ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ




2.1. Подготовка к устному опросу

Устный опрос – метод (форма) учебной работы, который позволяет оценить знания и кругозор обучающихся, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.

Устные опросы проводятся на каждом практическом (семинарском) занятии с целью контроля подготовки обучающихся к изучению новой темы. Основные вопросы для опроса доводятся до сведения обучающихся на предыдущем практическом (семинарском) занятии.

При проведении опроса в обсуждение вовлекается максимальное количество обучающихся в группе, выявляется взаимосвязь изучаемого материала с пройденным учебным материалом данной дисциплины и смежными курсами.

2.2. Подготовка рефератов

Подготовка обучающимися рефератов прививает навыки творческой, научной работы, поощряет самостоятельность мышления студентов, поиск новых идей и фактов. Преподавателем обеспечивается: доведение до сведений обучающихся тематики рефератов по теме практического занятия, определение докладчиков и содокладчиков; ориентирование на использование необходимого материала, учебной и научной литературы.

Реферат - это краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно исследовательской деятельности, имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.

Реферат представляет собой письменную работу, посвященную анализу поставленной проблемы на основе анализа артефактов, учебной и научной литературы, культурных событий и явлений. Реферат может быть публично оглашен обучающимся, а может остаться в рукописи. Во втором случае преподаватель обеспечивает ознакомление с его содержанием.

Преподаватель предоставляет обучающемуся для подготовки одну из тем примерной тематики рефератов, приведенной в данных методических указаниях к конкретной теме дисциплины.


Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам) и включать разделы: введение, основная часть, заключение, список используемых источников. В зависимости от тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д.

Основными требованиями к содержанию реферата являются:

  • краткий анализ содержания материала по исследуемой проблеме;

  • обобщение имеющихся положений теории;

  • постановка культурологической проблемы;

  • анализ культурной ситуации или явления;

  • практическое осмысление поставленной проблемы и современный ракурс видения и применения данного знания.

Особое внимание следует обратить на обеспечение новизны текста, выбор источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдение требований к оформлению при написании реферата.

2.3. Кейс-задания

Учебные конкретные ситуации специально разрабатываются на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. До проведения занятия обучающийся получает кейс и список рекомендованной литературы и индивидуально готовится к занятию.

При этом обучающийся должен творчески подходить к изучению рекомендованного материала, избегать механического переписывания ответа на поставленные вопросы, уметь высказать собственное мнение по основным положениям изучаемого вопроса.

Обязательным является использование методики решения задач, заключающейся в следующем:

  • формулировка обоснованного ответа со ссылкой на основные культурологические теории;

  • обращение к аналогичным вопросам в истории культуры, их анализ;

  • подкрепление предложенных ответов примерами.

Преподаватель предоставляет обучающемуся для подготовки одну из задач, которые приведены в данных методических указаниях к конкретной теме дисциплины.


2.4 Подготовка к дискуссии (творческие задания)

Дискуссия - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе объемом 1-2 страницы по каждой предложенной теме для дискуссии.


Дискуссия одна из важнейших форм коммуникации, методрешения проблем описания реальности и своеобразный способ познания. Дискуссия позволяет лучше объяснить то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания. Дискуссия полезна и тем, что она уменьшаетмоментсубъективности, обеспечивая при этом общую поддержку убеждениям отдельного человека или группы людей. Дискуссии обычно противопоставляется полемика, целью которой являетсяутверждениеопределенных ценностей с использованием корректных приемов. В полемике, но не в дискуссии можно говорить о победе одной из спорящих сторон: когда в результате дискуссии открываетсяистина, она делается достоянием обеих спорящих сторон и «победа» одной из них имеет чисто психологическийхарактер. Элементом в подготовке к дискуссии является выполнение творческих заданий, которые подразумевают создание объективно новых решений, схем и методов. Это задания по поиску в научной литературе, природной и культурной среде нерешенных проблем, их решение и предложение по применению новых решений.

Творческие задания – это создание объективно новых решений, схем и методов. Это задания по поиску в научной литературе, природной и культурной среде нерешенных проблем, их решение и предложение по применению новых решений.

Составление кроссвордов по основным категориям и понятиям культурологии. Понятия могут быть заимствованы из любого раздела культурологии. Создание кроссворда может осуществляется с помощью специальный программ по их созданию или графически, на альбомном листе. Цель данной работы состоит в запоминании основных понятий и культурологии развитии творческой эрудиции.

2.5. Работа с тестами

Тест – это инструмент оценивания уровня знаний студентов, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов. Студенты, используя материал лекции и/или рекомендуемой литературы, выполняют предложенные по определенным темам тестовые задания, решение которых проверяются на семинарских занятиях.