Файл: Ответы к экзамену по дисциплине Финансы и финансовый рынок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 333
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характерные признаки страхования:
-
аккумулируемые средства имеют целевое назначение, они расходуются лишь на покрытие потерь или предоставление помощи в заранее оговоренных случаях; -
отношения имеют вероятностный характер, поскольку заранее неизвестно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его разрушительная сила и кого из страхователей оно затронет; -
средства возвратны, так как они предназначены для выплаты всей совокупности страхователей, но не каждому страхователю в отдельности; -
в процессе страхования происходит перераспределение средств между участниками создания специального страхового фонда; -
в озмещение ущерба одному или нескольким страхователям осуществляется путем его распределения на всех; -
число страхователей, вносящих платежи в течение того или иного периода, больше числа получающих возмещение (помощь).
Страхование выполняет следующие функции:
-
Рисковая, т.е страхование выступает механизмом защиты от рисков. -
Предупредительная, которая выражается в том, что страховые компании проводят широкую систему мер предупредительного характера, чтобы контролировать и регулировать уровень риска в важнейших сферах хозяйственной и частной жизни. -
Накопительная (сберегательная), обеспечивающая сбережение (накопление) денежных сумм (преимущественно по договорам страхования жизни), обусловленное потребностью в защите достигнутого достатка и благополучия. -
Контрольная, которая отражает важность и необходимость тщательного контроля за законностью проведения страховых операций.
8.Государственный кредит и государственный долг
Государственный кредит – это совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.
Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.
Государственный долг
— это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.
Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.
9.Финансы предприятий – основа финансовой системы государства
Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Это исходная сфера финансовой системы страны, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов.
Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Финансы предприятий материального производства непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий, в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета. Эти финансы распределяются по следующим звеньям:
-
финансы предприятий промышленности; -
сельского хозяйства; -
строительства; -
грузового транспорта; -
связи; -
торговли и заготовок и др.
Финансы непроизводственной сферывключают следующие звенья :
-
финансы образования; -
культуры и искусства; -
здравоохранения и физической культуры; -
науки и научного обслуживания; -
пассажирского транспорта; -
жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; -
коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; -
общественных организаций; -
обороны страны и др.
В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и на частной собственности.
С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.
В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий.
Финансы населения (домохозяйств) представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования децентрализованных фондов денежных средств населения.
Основными финансовыми источниками денежных доходов населения являются: заработная плата (в части выплат стимулирующего характера), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии), доходы по ценным бумагам (дивиденды по акциям и проценты по облигациям), доходы по банковским вкладам (депозитам), доходы от сдачи имущества в аренду и др.
К основным расходам финансового характера у населения можно отнести: штрафы, пени, неустойки; уплаченные проценты по банковским кредитам; налоги и др.
10. Понятие финансовой политики государства, её содержание, основные задачи на современном этапе.
Управление финансовой системой осуществляет финансовый аппарат – органы управления финансами, к которым относятся: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Департамент по ценным бумагам Министерства финансов, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и другие. Органы управления и регулирования непосредственно участвуют в финансовой деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, создают условия, необходимые для нормального течения финансовых процессов в экономике страны.
Финансовый рынок – это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и обращением ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.
Финансовая политика- целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач. Финансовая политика - это часть экономической политики, выработанные государством стратегия и тактика организации форм финансовых отношений.
Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.
Основным содержанием финансовой политики является:
- выработка научно обоснованной стратегии и тактики;
- определение основных направлений использования финансов;
- осуществление практических действий для решения поставленных задач.
К основным задачам современной финансовой политики относятся:
- финансовая поддержка проводимых в республике рыночных преобразований;
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
- взаимная сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
- установление рационального с государственных позиций, распределения и использования финансовых ресурсов;
- создание эффективной системы оперативного управления финансами;
- ликвидация или минимизация бюджетного дефицита;
- создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.
Развитие государства сопровождается изменением финансовой политики. Различают три основных типа финансовой политики:
-
классическую; -
регулирующую; -
планово-директивную.
До конца 20-х гг. XX ст. основным типом финансовой политики большинства стран был классический. Она была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
В основу регулирующейфинансовой политики была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1882-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Планово-директивнаяфинансовая политикаприменяется в странах с административно-командной системой управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, включая финансы. В этих условиях основной целью финансовой политики является максимальное сосредоточение в руках государства финансовых ресурсов для последующего их перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Важнейшими частями финансовой политики являются: бюджетная политика; налоговая политика; ценовая политика; денежно-кредитная политика.
Бюджетная политика есть стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, при помощи которых мобилизуются доходы в консолидированный фонд государства (бюджет), определяется уровень сосредоточенияв бюджете национального дохода страны с целью осуществления расходов на развитие государственногосектора народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, а также на государственное управление, оборону и резервы. Бюджетная политика зависит от государственного устройства, его общей экономической политики, развития форм собственности в стране.
Налоговая политика — стратегия и тактика государства выработке форм финансовых отношений, предназначенных для прямого изъятия части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет и одновременного обеспечения экономической заинтересованности плательщиков в результатах своего хозяйствования. Через экономическую функцию налогов государство стимулирует рост объемов производства и накоплений или сдерживает их, повышает или понижает платежеспособный спрос населения. Налоговая политика реализует интерес государства и тесно связана с ценовой политикой.
Ценовая политика — стратегия и тактика государства по вмешательству в процесс ценообразования.
Денежно-кредитная политика — стратегия и тактика государства, направленная на повышение роли банковского кредита в стимулировании производства, эффективное использование как собственных, так и заемных средств хозяйствующими субъектами, содействие развитию финансового рынка, стабилизацию денежной единицы страны, содействие развитию страхового рынка и т. д.