Файл: Ответы к экзамену по дисциплине Финансы и финансовый рынок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 333

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характерные признаки страхования:

  • аккумулируемые средства имеют целевое назначение, они расходуются лишь на покрытие потерь или предоставление помощи в заранее оговоренных случаях;

  • отношения имеют вероятностный характер, поскольку заранее неизвестно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его разрушительная сила и кого из страхователей оно затронет;

  • средства возвратны, так как они предназначены для выплаты всей совокупности страхователей, но не каждому страхователю в отдельности;

  • в процессе страхования происходит перераспределение средств между участниками создания специального страхового фонда;

  • в озмещение ущерба одному или нескольким страхователям осуществляется путем его распределения на всех;

  • число страхователей, вносящих платежи в течение того или иного периода, больше числа получающих возмещение (помощь).

Страхование выполняет следующие функции:

  1. Рисковая, т.е страхование выступает механизмом защиты от рисков.

  2. Предупредительная, которая выражается в том, что страховые компании проводят широкую систему мер предупредительного характера, чтобы контролировать и регулировать уровень риска в важнейших сферах хозяйственной и частной жизни.

  3. Накопительная (сберегательная), обеспечивающая сбережение (накопление) денежных сумм (преимущественно по договорам страхования жизни), обусловленное потребностью в защите достигнутого достатка и благополучия.

  4. Контрольная, которая отражает важность и необходимость тщательного контроля за законностью проведения страховых операций.


8.Государственный кредит и государственный долг
Государственный кредит – это совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг
— это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.
9.Финансы предприятий – основа финансовой системы государства
Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Это исходная сфера финансовой системы страны, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов.

Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Финансы предприятий материального производства непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий, в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета. Эти финансы распределяются по следующим звеньям:

  • финансы предприятий промышленности;

  • сельского хозяйства;

  • строительства;

  • грузового транспорта;

  • связи;

  • торговли и заготовок и др.

Финансы непроизводственной сферывключают следующие звенья :

  • финансы образования;

  • культуры и искусства;

  • здравоохранения и физической культуры;

  • науки и научного обслуживания;

  • пассажирского транспорта;

  • жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслужи­вания;

  • коммерческих страховых, кредитных и других учрежде­ний;

  • общественных организаций;

  • обороны страны и др.


В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и на частной собственности.

С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий.

Финансы населения (домохозяйств) представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования децентрализованных фондов денежных средств населения.

Основными финансовыми источниками денежных доходов населения являются: заработная плата (в части выплат стимулирующего характера), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии), доходы по ценным бумагам (дивиденды по акциям и проценты по облигациям), доходы по банковским вкладам (депозитам), доходы от сдачи имущества в аренду и др.

К основным расходам финансового характера у населения можно отнести: штрафы, пени, неустойки; уплаченные проценты по банковским кредитам; налоги и др.
10. Понятие финансовой политики государства, её содержание, основные задачи на современном этапе.
Управление финансовой системой осуществляет финансовый аппарат – органы управления финансами, к которым относятся: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Департамент по ценным бумагам Министерства финансов, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и другие. Органы управления и регулирования непосредственно участвуют в финансовой деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, создают условия, необходимые для нормального течения финансовых процессов в экономике страны.

Финансовый рынокэто совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и обращением ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.

Финансовая политика- целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач. Финансовая политика - это часть экономической политики, выработанные государством стратегия и тактика организации форм финансовых отношений.


Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Основным содержанием финансовой политики является:

- выработка научно обоснованной стратегии и тактики;

- определение основных направлений использования финансов;

- осуществление практических действий для решения поставленных задач.

К основным задачам современной финансовой политики относятся:

- финансовая поддержка проводимых в республике рыночных преобразований;

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

- взаимная сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;

- установление рационального с государственных позиций, распределения и использования финансовых ресурсов;

- создание эффективной системы оперативного управления финансами;

- ликвидация или минимизация бюджетного дефицита;

- создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Развитие государства сопровождается изменением финансовой политики. Различают три основных типа финансовой политики:

  • классическую;

  • регулирующую;

  • планово-директивную.

До конца 20-х гг. XX ст. основным типом финансовой политики большинства стран был классический. Она была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

В основу регулирующейфинансовой политики была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1882-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.


Планово-директивнаяфинансовая политикаприменяется в странах с административно-командной системой управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, включая финансы. В этих условиях основной целью финансовой политики является максимальное сосредоточение в руках государства финансовых ресурсов для последующего их перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Важнейшими частями финансовой политики являются: бюджетная политика; налоговая политика; ценовая политика; денежно-кредитная политика.

Бюджетная политика есть стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, при помощи которых мобилизуются доходы в консолидированный фонд государства (бюджет), определяется уровень сосредоточенияв бюджете национального дохода страны с целью осуществления расходов на развитие государственногосектора народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, а также на государственное управление, оборону и резервы. Бюджетная политика зависит от государственного устройства, его общей экономической политики, развития форм собственности в стране.

Налоговая политика — стратегия и тактика государства выработке форм финансовых отношений, предназначенных для прямого изъятия части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет и одновременного обеспечения экономической заинтересованности плательщиков в результатах своего хозяйствования. Через экономическую функцию налогов государство стимулирует рост объемов производства и накоплений или сдерживает их, повышает или понижает платежеспособный спрос населения. Налоговая политика реализует интерес государства и тесно связана с ценовой политикой.

Ценовая политика — стратегия и тактика государства по вмешательству в процесс ценообразования.

Денежно-кредитная политика — стратегия и тактика государства, направленная на повышение роли банковского кредита в стимулировании производства, эффективное использование как собственных, так и заемных средств хозяйствующими субъектами, содействие развитию финансового рынка, стабилизацию денежной единицы страны, содействие развитию страхового рынка и т. д.