Файл: Методические рекомендации по организации и проведению производственной технологической (проектнотехнологической) практики.doc
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Белгородский государственный национальный
исследовательский университет»
(НИУ «БелГУ»)
-
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
______
О.И. Еременко
(подпись)
(ФИО)
07.09.2022
Методические рекомендации | ||
по организации и проведению производственной технологической (проектно-технологической) практики | ||
| ||
| ||
Направление подготовки | 44.03.01 Педагогическое образование | |
Профиль подготовки/ специализация/ магистерская программа | Начальное образование | |
Автор (ы): | доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, к.п.н., доц. И.П. Ильинская | |
| | |
| | |
| должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия | |
| |
Одобрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры |
теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства |
|
Протокол № _1_ от 07.09.2022 |
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | 3 |
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ | 4 |
3. ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА | 5 |
4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОБРАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРАКТИКИ | 6 |
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ | 6 |
6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЯЕМЫМ НА ПРАКТИКЕ ЗАДАНИЯМ | 9 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Пример оформления отчета по практике | 22 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пример оформления контрольно-учетной книжки по практике | 27 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример отзыва к отчету о прохождении практики обучающегося | 32 |
| |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика призвана внести важный вклад в развитие общекультурных и профессионально-педагогических компетенций будущего учителя начальных классов.
Производственная практика является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях начального общего образования. Производственная практика – это самостоятельная ветвь профессионального знания о конструировании, применении и развитии форм, средств и методов педагогической деятельности при формировании профессиональных знаний и умений обучающихся. В процессе формирования знаний и умений происходит взаимодействие личности педагога как носителя приемов, методик и технологий обучения и личности учащегося.
В период производственной практики студент под руководством учителей и методистов реально осуществляет педагогическую деятельность, взаимодействуя со всеми участниками педагогического процесса. В производственной практике находят воплощение все компоненты педагогической деятельности - цели, мотивы, содержание, организация, функции, результаты, контроль, самоконтроль. Именно в ходе производственной практики студент учится системному подходу в педагогической деятельности, обеспечению целостности педагогического процесса. В процессе осуществления педагогической деятельности развиваются педагогические способности и профессионально значимые качества личности.
Организация производственной практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. В системе практической подготовки будущего учителя начальных классов предусмотрена определенная последовательность различных видов практики. Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика предваряет производственную педагогическую практику в качестве учителя начальных классов.
Методические рекомендации по производственной технологической (проектно-технологической) практике для студентов бакалавриата составлены в соответствии действующим Положением об организации практической подготовки обучающихся при прохождении практики и Регламентом организации практической подготовки обучающихся при проведении практики.
1.1. Место практики в структуре ОПОП ВО
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика является частью учебного процесса подготовки обучающихся по ОПОП по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Начальное образование).
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика относится к обязательной части в структуре ОПОП.
Содержание производственная технологическая (проектно-технологической) практики логически взаимосвязано с содержанием ознакомительной практики, технологической (проектно-технологической) практики по разработке технологических карт уроков, педагогической практики (по внеурочной деятельности в начальной школе), педагогической практики (первые уроки в начальной школе).
1.2. Объем и продолжительность практики
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика проводится в 5 семестре в течение 4 недель, с отрывом от учебных занятий.
1.3. Вид, способ и форма проведения практики
Вид практики: производственная практика.
Способ проведения практики: стационарная, с отрывом от учебных занятий на базе муниципальных общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) города Белгорода и Белгородской области.
Форма проведения практики: дискретная.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Целью производственная технологической (проектно-технологической) практики является: формирование у студентов целостного представления об образовательном процессе начальной школы и особенностях профессиональных обязанностей учителя начальных классов; закрепление и углубление полученных теоретических знаний, развитие универсальных и профессиональных компетенций, приобретение первоначального профессионального опыта по направлению и профилю подготовки.
Задачи учебно-методической деятельности студентов на практике:
-
закрепление и углубление теоретических основ организации обучения в начальных классах; -
овладение студентами основами анализа программ, планов по организации проектной деятельности младших школьников; -
формировать у студентов умения и навыки организации и проведения урочной и внеурочной работы по исследовательской и проектной деятельности в начальной школе; -
развивать у студентов умения использовать технологию педагогического наблюдения в учебно-воспитательном процессе; -
развивать у будущих бакалавров профессиональные коммуникативные, организаторские, аналитические умения. -
развивать у студентов профессионально значимые качества личности: дисциплинированность, добросовестность, организованность, целеустремленность, доброжелательность, коммуникативные умения; -
формирование профессиональных педагогических компетенций, связанных с проектированием и реализацией воспитательного процесса в системе начального общего образования; -
формирование у студентов готовности применять современные формы и методы организации проектной деятельности в начальной школе; -
развитие навыков подготовки методических разработок, подбора литературы и методического обеспечения для различных форм занятий с использованием проектной и исследовательской деятельности; -
формирование навыков создания дидактических материалов с использованием современных информационных ресурсов и технологий; -
стимулирование студентов к активной информационно-поисковой деятельности в целях совершенствования различных профессиональных умений.
-
ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА
В соответствии со статьями 91, 92 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени при прохождении практики в организациях составляет для обучающихся:
- в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю;
- в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю.
При проведении практики обучающиеся и работники НИУ «БелГУ» обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка профильной организации (структурного подразделения НИУ «БелГУ»), требования охраны труда и техники безопасности.
Профильная организация обязана обеспечить обучающимся-практикантам безопасные условия прохождения практики, выполнение правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
В первый день практики представитель профильной организации должен ознакомить обучающихся с правилами внутреннего трудового распорядка профильной организации, провести инструктаж обучающихся по охране труда и технике безопасности и осуществлять надзор за соблюдением обучающимися правил техники безопасности.
-
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОБРАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРАКТИКИ
В первый день (накануне) производственной технологической (проектно-технологической) практики проводится установочная конференция.
План проведения установочной конференции студентов по производственной технологической (проектно-технологической) практике
-
Представление присутствующих руководителей практики студентов от университета. -
Ознакомление обучающихся с названием практики, графиком прохождения практики, целью, задачами и этапами прохождения практики. -
Ознакомление с формами отчетной документации и требованиями к ее оформлению. -
Ознакомление с распределением обучающихся по образовательным организациям, по группам с соответствующими руководителями групп. -
Раздача направлений на практику для предъявления в образовательных организациях (под подпись). -
Обмен контактными данными руководителей и практикантов. -
Составление списка присутствующих с личными подписями студентов.
В помощь студентам в информационной сети НИУ «БелГУ» в разделе Документы по практике размещена инструкция «Навигатор прохождения практики» (доступна по ссылке https://bsuedu.ru/bsu/info/officialdocs/sections.php?ID=158#sect11)
-
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ
Отчет по производственной технологической (проектно-технологической) практике является одним из основных документов, по которому оценивается и засчитывается практика. Он должен быть содержательный, грамотно написан и хорошо оформлен.
Не позднее, чем за три дня до дня проведения промежуточной аттестации обучающиеся, посредством «Личного кабинета обучающегося» в электронной информационной образовательной среде НИУ «БелГУ» (система «ИнфоБелГУ: Учебный процесс»), представляют руководителю практики от НИУ «БелГУ» отчетную документацию о прохождении практики для анализа и проверки соответствия требованиям и правильности оформления.
Формы отчетной документации:
1. Контрольно-учетная книжка.
2. Текстовый отчет о производственной технологической (проектно-технологической) практике с отзывом руководителя от образовательной организации о прохождении практики обучающегося.
Приложение к отчету (при наличии):
- конспекты уроков и внеурочных мероприятий.
5.1. Требования к оформлению отчета по производственной технологической (проектно-технологической) практике
По окончании практики все студенты сдают отчет о выполненной работе руководителю практики. Отчет выполняется студентами в соответствии с утвержденной программой практики. Отчет составляется каждым студентом самостоятельно на основе данных его контрольно-учетной книжки по производственной технологической (проектно-технологической) практике.
Отчет по практике должен содержать информацию по всем заданиям программы практики и быть составленным в строгом соответствии с ней.
Отчет по практике оформляется в соответствии с шаблоном отчета студента, утвержденным приказом по университету № 1436-ОД от 30.12.2020.
Заполнение переменной информации в отчете производится путем внесения данных в электронную версию документа (в ШАБЛОН!!!!!).
В заголовке отчета указывается наименование вида и типа практики заглавными буквами.
Текст отчета (включая код, наименование направления подготовки, наименование профиля) оформляется шрифтом размером 14 пунктов, межстрочный интервал 1,0; табличные формы заполняются шрифтом размером 12 пунктов, межстрочный интервал 1,0.
В табличной части отчета