Файл: Методические рекомендации по организации и проведению производственной технологической (проектнотехнологической) практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Белгородский государственный национальный

исследовательский университет»

(НИУ «БелГУ»)


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

______

О.И. Еременко

(подпись)

(ФИО)

07.09.2022




Методические рекомендации

по организации и проведению производственной

технологической (проектно-технологической) практики








Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки/

специализация/

магистерская программа


Начальное образование


Автор (ы):

доцент кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства, к.п.н., доц. И.П. Ильинская
















должность, ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия










Одобрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры

теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства




Протокол № _1_ от 07.09.2022


СОДЕРЖАНИЕ





Стр.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

4

3. ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА

5

4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОБРАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРАКТИКИ

6

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ

6

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЯЕМЫМ НА ПРАКТИКЕ ЗАДАНИЯМ

9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Пример оформления отчета по практике

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пример оформления контрольно-учетной книжки по практике


27

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример отзыва к отчету о прохождении практики обучающегося


32









1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика призвана внести важный вклад в развитие общекультурных и профессионально-педагогических компетенций будущего учителя начальных классов.

Производственная практика является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях начального общего образования. Производственная практика – это самостоятельная ветвь профессионального знания о конструировании, применении и развитии форм, средств и методов педагогической деятельности при формировании профессиональных знаний и умений обучающихся. В процессе формирования знаний и умений происходит взаимодействие личности педагога как носителя приемов, методик и технологий обучения и личности учащегося.

В период производственной практики студент под руководством учителей и методистов реально осуществляет педагогическую деятельность, взаимодействуя со всеми участниками педагогического процесса. В производственной практике находят воплощение все компоненты педагогической деятельности - цели, мотивы, содержание, организация, функции, результаты, контроль, самоконтроль. Именно в ходе производственной практики студент учится системному подходу в педагогической деятельности, обеспечению целостности педагогического процесса. В процессе осуществления педагогической деятельности развиваются педагогические способности и профессионально значимые качества личности.

Организация производственной практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. В системе практической подготовки будущего учителя начальных классов предусмотрена определенная последовательность различных видов практики. Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика предваряет производственную педагогическую практику в качестве учителя начальных классов.
Методические рекомендации по производственной технологической (проектно-технологической) практике для студентов бакалавриата составлены в соответствии действующим Положением об организации практической подготовки обучающихся при прохождении практики и Регламентом организации практической подготовки обучающихся при проведении практики.


1.1. Место практики в структуре ОПОП ВО



Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика является частью учебного процесса подготовки обучающихся по ОПОП по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Начальное образование).

Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика относится к обязательной части в структуре ОПОП.

Содержание производственная технологическая (проектно-технологической) практики логически взаимосвязано с содержанием ознакомительной практики, технологической (проектно-технологической) практики по разработке технологических карт уроков, педагогической практики (по внеурочной деятельности в начальной школе), педагогической практики (первые уроки в начальной школе).
1.2. Объем и продолжительность практики

Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика проводится в 5 семестре в течение 4 недель, с отрывом от учебных занятий.
1.3. Вид, способ и форма проведения практики

Вид практики: производственная практика.

Способ проведения практики: стационарная, с отрывом от учебных занятий на базе муниципальных общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий) города Белгорода и Белгородской области.

Форма проведения практики: дискретная.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Целью производственная технологической (проектно-технологической) практики является: формирование у студентов целостного представления об образовательном процессе начальной школы и особенностях профессиональных обязанностей учителя начальных классов; закрепление и углубление полученных теоретических знаний, развитие универсальных и профессиональных компетенций, приобретение первоначального профессионального опыта по направлению и профилю подготовки.
Задачи учебно-методической деятельности студентов на практике:

  • закрепление и углубление теоретических основ организации обучения в начальных классах;

  • овладение студентами основами анализа программ, планов по организации проектной деятельности младших школьников;

  • формировать у студентов умения и навыки организации и проведения урочной и внеурочной работы по исследовательской и проектной деятельности в начальной школе;

  • развивать у студентов умения использовать технологию педагогического наблюдения в учебно-воспитательном процессе;

  • развивать у будущих бакалавров профессиональные коммуникативные, организаторские, аналитические умения.

  • развивать у студентов профессионально значимые качества личности: дисциплинированность, добросовестность, организованность, целеустремленность, доброжелательность, коммуникативные умения;

  • формирование профессиональных педагогических компетенций, связанных с проектированием и реализацией воспитательного процесса в системе начального общего образования;

  • формирование у студентов готовности применять современные формы и методы организации проектной деятельности в начальной школе;

  • развитие навыков подготовки методических разработок, подбора литературы и методического обеспечения для различных форм занятий с использованием проектной и исследовательской деятельности;

  • формирование навыков создания дидактических материалов с использованием современных информационных ресурсов и технологий;

  • стимулирование студентов к активной информационно-поисковой деятельности в целях совершенствования различных профессиональных умений.




  1. ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА


В соответствии со статьями 91, 92 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени при прохождении практики в организациях составляет для обучающихся:

- в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю;

- в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю.

При проведении практики обучающиеся и работники НИУ «БелГУ» обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка профильной организации (структурного подразделения НИУ «БелГУ»), требования охраны труда и техники безопасности.

Профильная организация обязана обеспечить обучающимся-практикантам безопасные условия прохождения практики, выполнение правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

В первый день практики представитель профильной организации должен ознакомить обучающихся с правилами внутреннего трудового распорядка профильной организации, провести инструктаж обучающихся по охране труда и технике безопасности и осуществлять надзор за соблюдением обучающимися правил техники безопасности.



  1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОБРАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРАКТИКИ


В первый день (накануне) производственной технологической (проектно-технологической) практики проводится установочная конференция.

План проведения установочной конференции студентов по производственной технологической (проектно-технологической) практике

  1. Представление присутствующих руководителей практики студентов от университета.

  2. Ознакомление обучающихся с названием практики, графиком прохождения практики, целью, задачами и этапами прохождения практики.

  3. Ознакомление с формами отчетной документации и требованиями к ее оформлению.

  4. Ознакомление с распределением обучающихся по образовательным организациям, по группам с соответствующими руководителями групп.

  5. Раздача направлений на практику для предъявления в образовательных организациях (под подпись).

  6. Обмен контактными данными руководителей и практикантов.

  7. Составление списка присутствующих с личными подписями студентов.


В помощь студентам в информационной сети НИУ «БелГУ» в разделе Документы по практике размещена инструкция «Навигатор прохождения практики» (доступна по ссылке https://bsuedu.ru/bsu/info/officialdocs/sections.php?ID=158#sect11)




  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ


Отчет по производственной технологической (проектно-технологической) практике является одним из основных документов, по которому оценивается и засчитывается практика. Он должен быть содержательный, грамотно написан и хорошо оформлен.

Не позднее, чем за три дня до дня проведения промежуточной аттестации обучающиеся, посредством «Личного кабинета обучающегося» в электронной информационной образовательной среде НИУ «БелГУ» (система «ИнфоБелГУ: Учебный процесс»), представляют руководителю практики от НИУ «БелГУ» отчетную документацию о прохождении практики для анализа и проверки соответствия требованиям и правильности оформления.

Формы отчетной документации:

1. Контрольно-учетная книжка.

2. Текстовый отчет о производственной технологической (проектно-технологической) практике с отзывом руководителя от образовательной организации о прохождении практики обучающегося.

Приложение к отчету (при наличии):

- конспекты уроков и внеурочных мероприятий.
5.1. Требования к оформлению отчета по производственной технологической (проектно-технологической) практике

По окончании практики все студенты сдают отчет о выполненной работе руководителю практики. Отчет выполняется студентами в соответствии с утвержденной программой практики. Отчет составляется каждым студентом самостоятельно на основе данных его контрольно-учетной книжки по производственной технологической (проектно-технологической) практике.

Отчет по практике должен содержать информацию по всем заданиям программы практики и быть составленным в строгом соответствии с ней.

Отчет по практике оформляется в соответствии с шаблоном отчета студента, утвержденным приказом по университету № 1436-ОД от 30.12.2020.

Заполнение переменной информации в отчете производится путем внесения данных в электронную версию документа (в ШАБЛОН!!!!!).

В заголовке отчета указывается наименование вида и типа практики заглавными буквами.

Текст отчета (включая код, наименование направления подготовки, наименование профиля) оформляется шрифтом размером 14 пунктов, межстрочный интервал 1,0; табличные формы заполняются шрифтом размером 12 пунктов, межстрочный интервал 1,0.

В табличной части отчета