Файл: Методические рекомендации по организации и проведению производственной технологической (проектнотехнологической) практики.doc
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ознакомление со школой и составом учащихся класса
-
Проследите вход учащихся в школу и выход после уроков в раздевалку. -
Ознакомьтесь с оформлением коридоров и помещений. -
Опишите классное помещение: видимость записей на доске с различных мест классной комнаты, оформление кабинета, чистота; обеспеченность учащихся рабочими местами; может ли учитель подойти к каждому учащемуся; классная доска (ее качество и размеры), качество мела; наличие наглядных пособий по математике; оснащение классной комнаты техническими средствами обучения. -
Изучите состав класса: список учащихся, число мальчиков, девочек, их успеваемость (данные взять из классного журнала по договоренности с учителем). Отметить второгодников, учащихся с дефектами речи, зрения, слуха и др., отметить учащихся активных, с хорошей речью и, наоборот, слабоуспевающих, пассивных, нарушающих дисциплину на уроке.
Изучение нормативно-правового обеспечения внеурочной деятельности
Во время беседы с администрацией школы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- особенности организации внеурочной работы в начальной школе;
- по каким направлениям ведется внеурочная работа в начальной школе;
- какие формы внеурочной работы реализуются в начальной школе;
- как прослеживается связь с внешкольными учреждениями (музыкальной школой, художественной школой, спортивной школой, центрами детского и юношеского творчества; станциями юных техников и др.).
Изучение школьной документации по организации внеурочной деятельности
-
Основная образовательная программа начального общего образования -
Положение об организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении; -
Приказ об организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении; -
План внеурочной деятельности образовательного учреждения на текущий учебный год; -
План внеурочной деятельности на текущий учебный год для каждого класса в параллели. -
Расписание занятий внеурочной деятельности; -
Индивидуальный план внеурочной деятельности для каждого ребенка; -
Журнал учета занятий внеурочной деятельности для каждого класса; -
Рабочие программы внеурочной деятельности в начальной школе.
Беседа с руководителями кружков (секций, клубов и т.д.)
Во время беседы с руководителем кружка обратить внимание на следующие вопросы:
- особенности и содержание работы по каждому направлению внеурочной деятельности в начальной школе;
- документация, обеспечивающая организацию внеурочной работы по данному кружку (клубу, секции и т.д.);
- материально-техническая база для организации внеурочной деятельности.
Знакомство с рабочими программами внеурочной деятельности в начальной школе
При изучении программы особое внимание уделить следующим разделам:
а) пояснительная записка;
б) учебно-тематический план;
в) особенности содержания программы;
г) состав учебно-методического комплекта (учебные и методические пособия, профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для обучающихся, видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы и т.д.);
д) мониторинг планируемых результатов.
Наблюдение и анализ занятий по внеурочной деятельности в начальных классах
При наблюдении занятия по внеурочной деятельности следует обратить внимание на:
- структуру и содержание занятия;
- ведущие методы и приёмы организации деятельности обучающихся;
- формы организации обучающихся на занятии;
- целесообразность использования дидактических материалов учителем на занятии и т.д.
- результаты наблюдения заносятся в схему наблюдения и анализа внеурочного занятия.
Карта наблюдения и анализа занятия по внеурочной деятельности
Дата проведения ___________________________________________________
Преподаватель/руководитель _________________________________________
Количество уч-ся ___________________________________________________
Тема занятия_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Цель занятия ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Соответствие темы возрастным особенностям учащихся __________________ __________________________________________________________________
Заинтересованность учащихся в тематике внеурочного мероприятия (высокая, низкая)__________________________________________________
Направление внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, проектная деятельность) _______________________________________________________
Форма проведения: практикум, кружок, экскурсия, клубное занятие, другое __________________________________________________________________
Вид внеурочной деятельности (познавательная, игровая, трудовая, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, художественное творчество, социальное творчество, проблемно-ценностное общение) _________________________________
Обеспечены ли органическая, двусторонняя связь урочной и внеурочной деятельности, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Формируемые на занятии универсальные учебные действия:
личностные _______________________________________________________
познавательные ____________________________________________________
регулятивные______________________________________________________
коммуникативные __________________________________________________
предметные _______________________________________________________
Какой уровень результатов внеурочной деятельности достигнут?
-
Первый уровень результатов (приобретение школьником социальных знаний) -
Второй уровень результатов (получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) -
Третий уровень результатов (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия)
Общая оценка занятия:
-
Насколько удалось достигнуть поставленной цели -
Воспитательная ценность -
Замечания, рекомендации
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Организация и проведение внеурочных занятий по разным направлениям внеурочной деятельности
Подготовка к проведению занятия внеурочной деятельности включает в себя:
- определение темы, структуры и содержания внеурочного занятия;
- определение места данного занятия в разделе программы, его преемственность с содержанием предыдущих занятий;
- продумывание форм организации учащихся,
- подбор методических материалов для проведения внеурочного занятия;
- оформление конспекта внеурочного занятия и дидактических средств;
- проведение внеурочного занятия;
- самоанализ внеурочного занятия.
6.4. Методические рекомендации по осуществлению наблюдения и анализа уроков и занятий по внеурочной деятельности в начальных классах по реализации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
При наблюдении занятия по внеурочной деятельности следует обратить внимание на:
- структуру и содержание занятия;
- ведущие методы и приёмы организации деятельности обучающихся;
- формы организации обучающихся на занятии;
- целесообразность использования дидактических материалов учителем на занятии и т.д.
- результаты наблюдения заносятся в схему наблюдения и анализа внеурочного занятия.
Примерные схемы протоколов (карт) наблюдений.
Карта наблюдений
за деятельностью обучающегося, выполняющего проект
Учащийся _________________________________ Класс ______
(фамилия, инициалы)
Руководитель проекта ___________________________
(фамилия, инициалы)
Этапы выполнения проекта
Проверяемые УУД1
Критерии оценивания
Балл
Оценивает руководитель проекта
Выбор темы и прогнозирование результата
Р1 Целеполагание (Р1.1)
Р5 Познавательная рефлексия (Р5.1, Р5.3)
2 – самостоятельно выбрал(а) тему проекта, определил(а) тип проекта и форму представления результата (продукта) при заполнении листа «Выбор задания»
1 – выбор проекта осуществлял(а) в совместном обсуждении с руководителем, учебную задачу принял(а)
0 – выбор темы осуществил руководитель
Постановка цели проекта
Р1 Целеполагание (Р1.4)
2 – самостоятельно, своими словами сформулировал(а) цель выполнения проекта, при формулировке цели учитывал(а) свои возможности
1 – участвовал(а) в целеполагании, задавал(а) вопросы, руководитель помог сформулировать цель выполнения проекта
0 – цель сформулировал руководитель проекта
Планирование работы
Р2 Планирование (Р2.6)
2 – знает основные этапы выполнения проекта и может на их основе составить предварительный план деятельности, включающий: сбор и анализ информации, составление плана работы / технологической карты, выполнение действий по плану с пошаговым самоконтролем и внесением корректив, подготовка презентационных материалов, защита проекта, самооценка; научный руководитель помог определить сроки
1 – самостоятельно составил(а) план выполнения проекта, используя обозначенные руководителем этапы и сроки выполнения
0 – предварительный план выполнения проекта составил руководитель проекта
Поиск, анализ, преобразование и интерпретация информации, в том числе литературы и электронных ресурсов
П8 Смысловое чтение (П8.1, П8.7, П8.8)
К13 ИКТ-компетентность (К13.1)
2 – степень самостоятельности при подборе и анализе литературы высокая, использует в работе различные источники информации, делает правильные выводы на основе изученной информации
1 – на этапе поиска, анализа и интерпретации информации, формулировании выводов требуется помощь руководителя проекта
0 – не проявляет интереса к работе с информацией
Определение требований к продукту, составление плана работы по его созданию (технологической карты проекта)
Р1 Целеполагание (Р1.4)
Р2 Планирование (Р2.1, Р2.2, Р2.3, Р2.5)
Р3 Контроль (Р3.3)
2 – активно участвует в уточнении цели выполнения проекта, определяет необходимые действия и выбирает эффективные способы, средства и условия реализации проекта, отбирает инструменты для оценивания итогового результата (продукта), самостоятельно составляет план (технологическую карту)
1 – составление плана (технологической карты), выбор инструментов оценивания результата (продукта) осуществляется совместно с руководителем, не всегда может выбрать наиболее эффективные способы выполнения проекта
0 – технологическую карту и инструментарий оценивания предлагает руководитель проекта
Оценка соответствия хода выполнения проекта плану (технологической карте)
Р3 Коррекция (Р3.6, Р3.8)
2 – действует в соответствии с определенным планом (технологической картой), без напоминаний делает отметки о ходе выполнения проекта в листе планирования и продвижения по заданию, обоснованно корректирует свою деятельность
1 – не всегда действует по плану, при этом не может обосновать причины внесения корректив в план, заполняет лист планирования и продвижения по заданию после напоминания руководителя
0 – не соблюдает намеченный план выполнения проекта, не может объяснить причин этого
Оценка качества выполнения проекта
Р4 Оценка (Р4.1, Р4.3, Р4.4)
2 – объективно оценивает результат выполнения проекта с точки зрения соответствия первоначальному замыслу и определенным критериям оценки
1 – приходит к объективной оценке выполненной работы в процессе диалога с руководителем
0 – не может объективно оценить результат своей работы
Подготовка презентационных материалов
К12 Коммуникация (К12.1, К12.4, К12.8, К12.9)
2 – отчетные материалы, текст выступления и наглядные материалы в полной мере соответствуют требованиям
1 – отчетные материалы, текст выступления и наглядные материалы частично соответствуют требованиям