Файл: Оглавление Раздел Информационные системы в профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление
Раздел 7. Информационные системы в профессиональной деятельности ......................................... 1
Классификации информационных систем. Экономические ИС. ................................................................. 1
Определение информационной системы ................................................................................................. 1
Краткое описание видов экономических информационных систем управления. ................................ 2
Системы автоматизации бизнес-процессов .................................................................................................. 5
EAM – система .............................................................................................................................................. 7
SCM-решения ............................................................................................................................................... 9
ECM – система ............................................................................................................................................ 14
Медицинские информационные системы .................................................................................................. 24
Геоинформационные системы ..................................................................................................................... 31
ГИС-платформы .......................................................................................................................................... 31
Глобальные поставщики ГИС .................................................................................................................... 34
Сервисы. ..................................................................................................................................................... 36
ГИС и open source ....................................................................................................................................... 37
Проекты с открытым кодом ...................................................................................................................... 38
Российские ГИС .......................................................................................................................................... 43
Раздел 7. Информационные системы в профессиональной
деятельности
Классификации информационных систем. Экономические ИС.
Определение информационной системы
Стандарт
ISO/IEC
2382-1 дает следующее определение:
«Информационная система – система обработки информации, работающая совместно с организационными ресурсами, такими как люди, технические средства и финансовые ресурсы, которые обеспечивают и распределяют информацию».
Российский ГОСТ РВ 51987 определяет информационную систему как
«автоматизированную систему, результатом функционирования которой является представление выходной информации для последующего использования».
В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных,
СУБД и специализированные прикладные программы. ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в неё логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения

информации.
В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных».
В идеале в рамках предприятия должна функционировать единая корпоративная информационная система, удовлетворяющая все существующие информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений.
Однако на практике создание такой всеобъемлющей ИС слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных ИС, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность и т. д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими ИС, часть задач – вовсе не автоматизирована.
Такая ситуация получила название
«лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.
Информационные системы управления давно перестали быть атрибутом только масшатабного, высокозатратного бизнеса. Эффективные системы управления доказали свою экономическую оправданность и необходимость на уровне средних и малых предприятий, государственных и смешаннх форм собственности. Специализированные информационные системы призваны синхронизировать работу внутренних структур предприятий любого уровня и масштаба. Современные программные инструменты позволяют наладить эффективное взаимодействие с внешними контрагентами, сделать прозрачными внутренние функциональные поцессы и в результате - снизить общие затраты ведения бизнеса и повысить конкурентоспособность предприятия.
Краткое описание видов экономических информационных систем
управления.
MPS (Master Planning Shedule) – Хорошо известная методология "объемно-календарного планирования". Является базовой практически для всех планово-ориентированных методологий. Применяется в основном в производстве, но также может использоваться и в других отраслях бизнеса, например, дистрибуции.
MRP
(Material
Requirements
Planning)

Автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства. Методология планирования потребности в материальных ресурсах, заключающаяся в определении конечной потребности в ресурсах по данным объемно- календарного плана производства. Ключевым понятием методологии является понятие "разузлование", т.е. приведение древовидного состава изделия к линейному списку (Bill of Materials), по которому планируется потребность и осуществляется заказ комплектующих. Ее усовершенствованная версия, Closed
Loop MRP (планирование потребности в материалах в замкнутом цикле), позволила динамически корректировать планы закупок при возникновении нештатных отклонений от них.
Среднестатистические показатели свидетельствуют о том, что

использование MRP-системы: улучшает качество обслуживания клиентов (до 26%); снижает уровень невостребованных материальных запасов (до 30%); способствует росту эффективности работы производственных мощностей предприятия (до 20%); снижает затраты необходимые для закупки расходных материалов (до
13%).
CRP (Capacity Requirements Planning) –Планирование производственных ресурсов. Данная концепция схожа с MRP, но вместо единого понятия состава изделия она оперирует такими понятиями, как "обрабатывающий центр",
"машина", "рабочие ресурсы", ввиду чего технически реализация CRP более сложна. Обычно применяется совместно с MRP ввиду тесной логической связи при планировании. Методологии MRP/CRP применяются в АСУП производственных предприятий.
FRP (Finance Requirements Planning) –Планирование финансовых ресурсов.
MRPII (Manufacturing Resources Planning) –Планирование иуправление всеми производственными ресурсами предприятия: сырьем, материалами, оборудованием, трудозатратами.
Планирование производства.
Интегрированная методология, включающая MRP/CRP и, как правило, MPS и
FRP. При использовании данной методологии обязательно подразумевается анализ финансовых результатов производственного плана. Развитием концепций автоматизированного управления занимается американская некоммерческая организация APICS (American Production and Inventory Control
Society), www.apics.org.
ERP (Enterprise Resources Planning) –Управление корпоративными ресурсами. К свойствам MRPII добавилось управление финансовыми ресурсами, маркетинг. ERP концепция – первая направленная на управление бизнесом, а не только производства, как MRP. Концепция бизнес- планирования. Под ERP подразумевается "интегрированная" система, выполняющая функции, предусмотренные концепциями
MPS-MRP/CRP-FRP. Важным отличием от методологии MRPII является возможность "динамического анализа" и "динамического изменения плана" по всей цепочке планирования. Конкретные возможности методологии ERP существенно зависят от программной реализации. Концепция ERP более "размыта", чем MRPII. Если MRPII имеет явно выраженную направленность на производственные компании, то методология ERP оказывается применимой и в торговле, и в сфере услуг, и в финансовой сфере.
CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) –Управление, ориентированное на взаимодействие с клиентами: включает получение заказов, разработку планов, проектов и заданий, техподдержку.
Практически,
CSRP=ERP+CRM.
Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. CSRP включает в себя полный цикл - от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Суть CSRP состоит в

том, чтобы интегрировать покупателя в систему управления предприятием. При этом не отдел продаж, а сам покупатель размещает заказ на изготовление продукции, сам отвечает за правильность его исполнения и при необходимости отслеживает соблюдение сроков производства и поставки. Предприятие же может очень четко отслеживать тенденции спроса на его продукцию.
ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing) –Управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия. Новая ревизия концепции ERP. Можно считать что, ERPII=ERP+CRM+SCM.
Пока что данный класс применяется нечасто. Основная идея ERP II заключается в выходе за рамки задач по оптимизации внутренних процессов организации: кроме интеграции таких традиционных для
ERP систем областей деятельности предприятия, как управление финансами, бухгалтерский учет, управление продажами и покупками,отношения с дебиторами и кредиторами, управление персоналом, производство, управление запасами, системы класса ERP II позволяют управлять взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, вести торговлю через Интернет.
SCM (Supply Chain Management) –Управление отношениями с поставщиками. Управление цепочками поставок. Концепция SCM придумана для оптимизации управления логистическими цепями и позволяет существенно снизить транспортные и операционные расходы путем оптимального структурирования логистических схем поставок.
Концепция SCM поддерживается в большинстве систем ERP- и MRPII- класса.
CRM (Customer Relationship Management) –Управление отношениями с заказчиками.
Отслеживание историю развития взаимоотношений, координировать многосторонние связи, централизованно управлять продажами и клиент-ориентированным маркетингом.
Концепция построения автоматизированных систем обслуживания клиентов компании. CRM подразумевает накопление, обработку и анализ не только финансово- бухгалтерской, но и прочей информации о взаимоотношениях с клиентами. Это способствует повышению производительности менеджеров, улучшает качество обслуживания клиентов и способствует увеличению продаж.
PLM (Product Lifecycle Management) –управление жизненнымциклом продукта.
CAD/CAM/САЕ/PDM
(Computer-Aided
Design/
Computer-Aided
Manufacturing/ Computer-Aided Engineering/ Project DataManagement) – автоматизированные системы: проектирования/ технологической подготовки производства/ инженерных расчетов/ документооборота.
MES (Management Execution System) –система управления исполнением
(производственных заданий), или система диспетчирования.
Существует несколько формулировок определения MES систем. MES - информационная и коммуникационная система производственной среды предприятия (определение APICS). MES - автоматизированная система управления и оптимизации производственной деятельности,

которая в режиме реального времени: инициирует, отслеживает, оптимизирует, документирует производственные процессы от начала выполнения заказа до выпуска готовой продукции (определение
MESAInternational). MES - интегрированная информационно вычислительная система, объединяющая инструменты и методы управления производством в реальном времени (определение
Michael''а McClellan''а, автора книги "Применение MES систем").
SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition System) –система сбора данных и оперативного диспетчерского управления технологических процессов. Хотелось бы подчеркнуть, что в названии присутствуют две основные функции, возлагаемые на SCADA-систему: сбор данных о контролируемом технологическом процессе; управление технологическим процессом, реализуемое ответственными лицами на основе собранных данных и правил (критериев), выполнение которых обеспечивает наибольшую эффективность и безопасность технологического процесса.
Системы автоматизации бизнес-процессов
На сегодняшний день IT рынок позволяет выбрать огромнейшее количество информационных систем, позволяющих автоматизировать различные бизнес процессы на предприятии. Но при этом каждая система автоматизирует лишь малую толику части бизнес-процесса деятельности всей организации. Таким образом, осуществляется «кусочная» или «лоскутная» автоматизация частей бизнес-процессов деятельности всей организации.
Классы решений ERP, CRM, SCM, EAM и ECM позволяют автоматизировать максимально большие части бизнес-процессов в деятельности организации, но опять-таки, ни одна из систем не покрывает ВСЕ бизнес- процессы.
ERP –система
Enterprise Resource Planning System (ERP –система) – система планирования ресурсов предприятия.
С точки зрения IT, ERP система – это интегрированное комплексное решение, состоящее из множества модулей. При внедрении ERP системы обычно внедряют лишь часть модулей, а уже после адаптации в организации внедряют дополнительные модули, постепенно наращивая функциональность
ERP системы.
Большинство
ERP систем представляют собой комплексный

«конструктор», позволяющий оперативно создавать любые справочники, модифицировать учетные формы, проектировать и автоматизировать бизнес процессы в графическом редакторе.
Когда-то ERP системы были ориентированы в основном на промышленные предприятия, но по мере развития решений и рынка, ERP системы стали востребованы во всех крупных организациях, вне зависимости от отраслевой специфики.
Обычно ERP систему внедряют, чтобы повысить лояльность клиентов, снизить управленческие и операционные издержки, уменьшить цикл реализации товаров/услуг, увеличить оборачиваемость материалов, уменьшить уровень страховых запасов, осуществить поддержку деятельности организации в соответствии со стратегическим планированием и др.
При внедрении и адаптации ERP системы также осуществляется пересмотр и оценка существующих бизнес процессов, при выявлении не оптимальных дублирующих этапов осуществляется оптимизация бизнес процессов.
Основные функциональные возможности ERP системы:

Управление финансовыми ресурсами: учет доходов и расхо-дов, управление ценными бумагами, бухгалтерский учет, формирование счетов, формирование главной книги, форми-рование себестоимости, управление активами (основными средствами), управление рисками

Управление трудовыми ресурсами: кадровый учет, табельный учет, штатное расписание, управление командировками, рас-чет заработанной платы, пенсионный учет, ресурсное плани-рование, планирование обучения и карьеры сотрудников, поддержка процессов по подбору персонала.

Управление логистикой: учет и управление взаимоотноше-ниями с поставщиками, управление цепочками поставок, управление запасами, управление закупками, складской учет, инвентаризация, поддержка работы с доверенностями и под-отчетными лицами

Управление производством: производственное планирование, учет продукции, управление снабжением, управление заказами

Сбытовое обеспечение: управление продажами, ценообразо-вание

Частично документооборот: управление договорной докумен- тацией, спецификациями, заявками

Управление техническим обслуживанием и ремонтами Управление проектами/программами

Стратегическое планирование: бизнес планирование, оценка результатов деятельности

Формирование управленческой, финансовой и бухгалтерской отчетности

Опционально:

Модуль CRM

Модуль HelpDesk

Модуль учета рабочего времени