Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 1333
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)
ЧАСТЬ 2
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА
Направление подготовки
44.03.01 «Педагогическое образование»
Направленность
«Информатика»
Высшее образование – бакалавриат
Квалификация
Бакалавр
Форма обучения
заочная
Год начала подготовки
по основной профессиональной образовательной программе
2021
Москва, 2021 г.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета информационных технологий
/С.В. Крапивка
21 июня 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Направление подготовки
«44.03.01 Педагогическое образование»
Направленность
«Информатика»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММА
БАКАЛАВРИАТА
Форма обучения
Заочная
Москва 2021
2
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Программирование» разработана на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования –
бакалавриата
по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.02.2018 № 121, учебного плана по основной профессиональной образовательной программе высшего образования – программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01
Педагогическое образование, а также с учетом следующих профессиональных стандартов, сопряженных с профессиональной деятельностью выпускника:
− 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем,
основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»;
− 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Рабочая программа дисциплины (модуля) разработана рабочей группой в составе: к.п.н. Романова Е.Ю.
Руководитель основной профессиональной образовательной программы к.п.н,
Е.Ю. Романова
(подпись)
Рабочая программа дисциплины (модуля) обсуждена и утверждена на Ученом совете факультета информационных технологий
Протокол № 15 от 21.06.2021 г.
Декан факультета кандидат педагогических наук, доцент
С.В. Крапивка
(подпись)
Рабочая программа дисциплины (модуля) рекомендована к утверждению представителями организаций-работодателей
ГБОУ города Москвы «Школа № 1591»
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, к.п.н.
А.С. Литвинова
(подпись)
Рабочая программа дисциплины (модуля) рецензирована и рекомендована к утверждению:
Заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», д.п.н., доцент
Л.Л. Босова
(подпись) к.ф.-м.н., доцент кафедры информатики и прикладной математики РГСУ
О.А. Мудракова
(подпись)
Согласовано
Научная библиотека, директор
И.Г. Маляр
(подпись)
3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ......................................... 4 1.1 Цель и задачи дисциплины (модуля) ......................................................................................................... 4 1.2. Место дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования-программы бакалаврита ......................................................................... 4 1.3 Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата .................................................................................................................................. 4
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ...................................................................... 10 2.1 Объем дисциплины (модуля), включая контактную работу обучающегося с педагогическими работниками и самостоятельную работу обучающегося ............................................................................. 10 2.2. Учебно-тематический план дисциплины (модуля) ............................................................................... 11
РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ....................................................................................... 11 3.1. Виды самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ............................................. 12 3.2 Методические указания к самостоятельной работе по учебной дисциплине ...................................... 14
РАЗДЕЛ 4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ....................................................................................... 21 4.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине ..................................... 21 4.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы .......................................................................................................................... 21 4.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания .................................................................................................. 25 4.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. ......................................................................................................... 27 4.5 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций ............................................ 44
РАЗДЕЛ 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................................................. 44 5.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы для освоения дисциплины (модуля) . 44 5.2 Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) ..................................................................................................................... 45 5.3 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) ................................ 45 5.4 Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине
........................................................................................................................................................................... 47
5.4.1. Информационные технологии ........................................................................................................... 47
5.4.2. Программное обеспечение .................................................................................................................. 47
5.4.3. Информационные справочные системы и профессиональные базы данных ............................. 47 5.5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине ............ 48 5.6. Образовательные технологии ...................................................................................................................... 49
4
РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1 Цель и задачи дисциплины (модуля)
Цель дисциплины (модуля) заключается в получении обучающимися знаний о теоретических основах программирования и анализа создаваемых программ с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков решения задач разработки и тестирования программ.
Задачи дисциплины (модуля):
1. изучение основных понятий, методов, приемов и средств алгоритмизации обработки данных на ЭВМ и технологии структурного программирования на языке высокого уровня;
2. приобретение навыков разработки, тестирования, отладки и документирования программных продуктов с использованием изучаемой в курсе системы программирования;
3. формирование базовых знаний, умений и навыков для успешного (в т.ч. самостоятельного) освоения различных технологий и средств программирования.
1.2. Место дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной
образовательной программы высшего образования-программы бакалаврита
Учебная дисциплина «Программирование» реализуется в обязательной части основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01
Педагогическое образование заочной формы обучения.
Изучение дисциплины (модуля) «Программирование» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин базовой и вариативной части, а также при прохождении учебных и производственных практик.
1.3 Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках
планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной
программы высшего образования – программы бакалавриата
Процесс освоения дисциплины (модуля) направлен на формирование у обучающихся следующихкомпетенций: УК-1; ОПК-2; ОПК-3; ОПК-8; ПК-2; ПК-3 в соответствии с основной профессиональной образовательной программой высшего образования – программой бакалавритатапо направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование».
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Категория
компетенции
Код
компетенци
и
Формулировка
компетенции
Код и
наименован
ие
индикатора
достижения
компетенции
Результаты обучения
Системное и критическое мышление
УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных
УК-1.ИД-1.
Сформирован понятийный аппарат и теоретическа я основа для выполнения практических действий в рамках компетенции
УК-1.1 Знать: принципы сбора, отбора и обобщения информации, методики системного подхода для решения профессиональных задач
5 задач
УК-1.ИД-
2.Планирует и выполняет практические действия в рамках компетенции
УК-1.2 Уметь: анализировать и систематизировать разнородные данные, оценивать эффективность процедур анализа проблем и принятия решений в профессиональной деятельности
УК-1.ИД-3.
Применяет методы анализа практической деятельности и ее результатов в рамках компетенции
УК-1.3 Владеть: навыками научного поиска и практической работы с информационными источниками; методами принятия решений
Теоретические и практические основы профессионально й деятельности
ОПК-2
Способен использовать и адаптировать существующие математические методы и системы программирован ия для разработки и реализации алгоритмов решения прикладных задач
ОПК-2.ИД-1.
Сформирован понятийный аппарат и теоретическа я основа для выполнения практических действий в рамках компетенции
ОПК-2.1 Знать: математические, естественнонаучные и социально- экономические методы для использования в профессиональной деятельности
ОПК-2.ИД-
2.Планирует и выполняет практические действия в рамках компетенции
ОПК-2.2 Уметь: решать нестандартные профессиональные задачи, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте, с применением математических, естественнонаучных, социальноэкономическ их и профессиональных знаний
ОПК-2.ИД-3.
Применяет методы анализа практической
ОПК-2.3 Владеть: методами теоретического и экспериментального исследования объектов
6 деятельности и ее результатов в рамках компетенции профессиональной деятельности, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте
Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся
ОПК-3
Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательным и потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.ИД-1.
Сформирован понятийный аппарат и теоретическа я основа для выполнения практических действий в рамках компетенции
ОПК-3.1 Знает: основы применения образовательных технологий (в том числе в условиях инклюзивного образовательного процесса), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; основные приемы и типологию технологий индивидуализации обучения
ОПК-3.ИД-
2.Планирует и выполняет практические действия в рамках компетенции
ОПК-3.2 Умеет: взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого- медико- педагогического консилиума; соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся
ОПК-3.ИД-3.
Применяет методы анализа практической деятельности и ее результатов в рамках компетенции
ОПК-3.3 Владеет: методами (первичного) выявления детей с особыми образовательными потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.); действиями оказания адресной
7 помощи обучающимся
Научные основы педагогической деятельности
ОПК-8
Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.ИД-1.
Сформирован понятийный аппарат и теоретическа я основа для выполнения практических действий в рамках компетенции
ОПК-8.1 Знает: историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса, роль и место образования в жизни человека и общества в области гуманитарных знаний; историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса, роль и место образования в жизни человека и общества в области естественно- научных знаний; историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса, роль и место образования в жизни человека и общества в области нравственного воспитания
ОПК-8.ИД-
2.Планирует и выполняет практические действия в рамках компетенции
ОПК-8.2 Умеет: использовать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании детей
ОПК-8.ИД-3.
Применяет методы анализа практической деятельности и ее результатов в рамках компетенции
ОПК-8.3 Владеет: методами, формами и средствами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий, для осуществления проектной деятельности обучающихся,
8 проведения лабораторных экспериментов, экскурсионной работы, полевой практики и т.п.; действиями организации различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно- исследовательской, художественно- продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко- культурного своеобразия региона
ОПК-9.1 Знает: принципы работы современных информационных технологий
Информационно- коммуникационн ые технологии для профессионально й деятельности
Теоретические и практические основы профессионально й деятельности
ПК-2
Способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов
ПК-2.ИД-1.
Сформирован понятийный аппарат и теоретическа я основа для выполнения практических действий в рамках компетенции
ПК-2.1 Знает: характеристику личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся в контексте обучения информатике и ИКТ
(согласно ФГОС и примерной учебной программы по информатике и ИКТ); методы и приемы контроля, оценивания и коррекции результатов обучения информатике и ИКТ
ПК-2.ИД-
2.Планирует и выполняет практические действия в рамках компетенции
ПК-2.2 Умеет: оказывать индивидуальную помощь и поддержку обучающимся в зависимости от их способностей, образовательных возможностей и потребностей;