Файл: Научноисследовательская работа Предмет обществознание Тема работы События которые потрясли мир Шевцова Анастасия Александровна учащаяся 8 класса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«Старт в науке. Летняя площадка – 2021»
Научно-исследовательская работа
Предмет: обществознание
Тема работы: События которые потрясли мир
Выполнила:
Шевцова Анастасия Александровна учащаяся 8 класса
МБОУ СОШ №1 с. Летняя Ставка
Туркменского района,
Ставропольского края
Руководитель:
Таганова Гузель Эюповна
Учитель обществознания и истории
МБОУ СОШ №1 с. Летняя Ставка
2021 год

Содержание
Ведение.........................................................................................................................2
Глава1. События XX века...........................................................................................3 1.1 Историческая лента памяти XX века................................................................3 1.2. Блокада Ленинграда..........................................................................................3 1.4. Хиросима и Нагасаки........................................................................................5 1.5. Первый Спутник Земли....................................................................................6 1.6. Катастрофа в Чернобыле..................................................................................8 1.7. Распад ССР.........................................................................................................9
Глава 2. События XI века..........................................................................................10 2.1. Подводный крейсер «Курск»..........................................................................10 2.2 Теракты 11 сентября 2001г..............................................................................12 2.4. Экологические проблемы Тихого океана......................................................13 2.5. Пандемия..........................................................................................................14
Заключение.................................................................................................................15
Литература..................................................................................................................16

Ведение
Актуальность выбранной темы. Мы вступили в новое тысячелетие, и все чаще человек стал задавать себе вопрос: для чего мы живем – для разрушения или созидания? Но те, кого манят власть и деньги, рисуют свою картину и карту мира. И этим людям, чтобы властвовать, всегда нужен образ врага.
Почему то, что создается человеком во благо, приносит ему вред? Какие события должны навсегда остаться «горьким» наследством человечества?
В своем исследовании я попытаемся ответить на эти важные и актуальные вопросы.
Цель данной работы: определить глобальные события ХХ-XI века,
обосновать их выбор и «взволновав, заставить задуматься» о степени и мере ответственности человека за разрушение цивилизации перед будущими поколениями.
Исходя из поставленной цели, в исследовании определены следующие
задачи:
1) путем социологического опроса выявить наиболее значимые по мнению респондентов события ХХ века; 2) изучить суть проблемы, проанализировать источники информации с последующим описанием событий и фактов,
отражающих тему исследования; 3) установить уровень осведомленности представителей разных социальных групп о важных событиях ХХ века; 4)
определить степень ответственности человека за происходящие события.
Проблема исследования - можно ли назвать главной проблемой века слова
А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
Методы исследования: теоретические (моделирование, сравнение,
систематизация, эмпирические ( изучение и анализ литературы,
социологический опрос, анкетирование).
Структура исследования определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на пункты, заключения,
библиографического списка и приложения.
Глава 1. События XX века.
1.1 Историческая лента памяти XX века
Начиная работу над моим исследованием, я задалась вопросом: «Какие события ушедшего века должны были бы представлены на исторической
«ленте памяти» по мнению современного человека? С этой целью был проведен социологический опрос между учениками нашей школы, в которым

было предложено назвать наиболее значимые события ХХ века. В результате опроса нами были выделены 10 событий, которые чаще всего встречались в ответах: Великая Октябрьская революция, Вторая мировая война, блокада
Ленинграда, Холокост, открытие атомной энергии, бомбардировка городов
Нагасаки и Хиросима, освоение космоса, распад Советского Союза.
Освещая события ушедшего века, мы попросили наши группы опрашиваемых определить степень своей осведомленности о названных ими событиях ХХ
века. Результаты показали, что подростки больше знают о развале СССР и атомном оружии и очень мало о Холокосте, Освенциме и блокаде Ленинграда.
Таким образом, перечисленные нами десять событий ХХ века позволяют подтвердить проблему нашего исследования. Мировой опыт подсказывает,
что любые революционные изменения – это разрушение старого, но когда прогресс ведет к разрушению Человека, его духовных ценностей и мировосприятия, он становится реакционным, агрессивным, каждый раз подводя человечество к краю бездны. Осознавать это – значит, иметь возможность уберечь цивилизацию от новых ошибок.
1.2. Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда – это одна из самых трагичных страниц истории советского народа. В нечеловеческих условиях – без пищи, воды и тепла
– защитники города продержались 872 дня (по некоторым источникам 871
день). Но в полной мере осознать цену мужества и героизма горожан, так и не сдавших врагу Ленинград, могут только те, кому довелось пережить эти страшные годы. Осада города началась 08.09.1941 и, несмотря на прорыв окружения в январе 1943 года, продолжилась вплоть до 27.01.1944 года. В 1965
году Ленинграду было присвоено звание «Город-Герой».
Начало блокады Ленинграда
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г., когда немецкая армия захватила Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг Ленинграда. С севера блокаду
Ленинграда осуществляли финские войска.
Не все смогли уехать заранее. Когда же немецкая артиллерия начала вести постоянные обстрелы, что произошло уже в первые дни блокады, покинуть город стало практически невозможно. 8 сентября 1941 года немцы разбомбили крупные продовольственные Бадаевские склады, и трехмиллионное население города было обречено на голодное вымирание. Ввод продовольственных карточек был сделан сразу – в течение первых дней. Нормы продуктов были рассчитаны исходя из минимума, который не позволил бы человеку просто умереть. Школы продолжали работать, однако детей приходило все меньше.
Учились при свечах. Постоянные бомбежки мешали заниматься.
На 2-е сентября 1941-го рабочие горячих цехов получали 800 гр. хлеба,
инженерно-технические специалисты и другие рабочие – 600. Служащие,
иждивенцы и
дети

300-400
гр.
С 1 октября паек был уменьшен вдвое. В декабре появилась возможность

доставлять грузы в Ленинград по льду Ладожского озера. С 25-го декабря нормы начали повышаться, но сотни тысяч ленинградцев уже погибли.
Снятие блокады Ленинграда
18 января 1943 года в результате наступательной операции "Искра" была прорвана блокада города Ленинграда, но осада Ленинграда продолжалась до января 1944 года. В январе — феврале 1944 года советские войска провели
Ленинградско-Новгородскую операцию, в результате которой противник был отброшен на 220—280 километров от южных рубежей города. 27 января отмечается День полного освобождения Ленинграда от блокады.
Таким образом, блокада Ленинграда длилась — 872 дня
Жертвы блокады Ленинграда
На Нюрнбергском процессе приводили данные по погибшим во время блокады
Ленинграда - 632 тысячи человек. Большинство блокадников похоронены на
Пискаревском мемориалном кладбище.
Восстановление Ленинграда после блокады
Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны.
Темпы восстановления поражали.
Обстрелы и бомбежки разрушили треть жилого фонда, более 800 предприятий,
две трети медицинских учреждений,
половину школ.
В 1944-м году в Ленинград вернулись более 400 тысячи человек, в 1945-м –
более полумиллиона. И это при том, что официальная реэвакуация ещё не начиналась. Люди возвращались самостоятельно, потому что были уверены в окончательной победе
СССР
над фашизмом.
Закончилась блокада. Все понимали, что впереди еще много трудностей и работы. Но счастье было настолько велико, что это никого не пугало.
Уже в 1944-1945 году ленинградцы восстановили 1,6 миллионов квадратных метров жилья, 205 школ, десятки детских садов. В апреле 1946 года около семи тысяч квартир ленинградцев получили газ.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады.
Блокада Ленинграда и современность
Серия фотоколлажей. На каждом фотоснимке совмещены фотокадры одного и того же места, но сделанные в разное время - в годы блокады Ленинграда и в наши дни.
1.3. Хиросима и Нагасаки
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, произведенные 6 и 9 августа
1945 года – два единственных в истории человечества примера боевого применения ядерного оружия. Вооруженные силы
США
сбросили на японские
города Хиросиму и Нагасаки 2 атомные бомбы, в результате чего погибло более 200 000 человек.

Япония в конце Второй мировой войны
Как известно, фашистская Германия капитулировала в ночь на 9 мая 1945 года.
Однако поскольку Япония была союзником нацистской Германии, страны антифашистской коалиции объявили ей войну.
Уже через месяц, в результате ожесточенных боев, японцы были вынуждены оставить Индокитай и Индонезию. Интересен факт, что 26
июля Китай, Великобритания и Америка предъявили японцам ультиматум,
который впоследствии был отвергнут. В это же время Советский Союз также официально объявил войну Японии. Менее, чем через месяц советские войска полностью разбили армию противника. В результате этого в состав
СССР вошли спорные Курильские острова и Южный Сахалин.
Предпосылки применения атомного оружия
Еще задолго до вышеописанных событий, осенью 1944 г. лидеры США
и Великобритании обсуждали вопрос относительно возможного применения атомных бомб против Японии.
С того момента был запущен знаменитый Манхэттенский проект, в результате которого удалось создать супермощное ядерное оружие.
Причины бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
После окончания войны, Соединенные Штаты стали единственным обладателем ядерного оружия. Желая показать свою военную мощь Советскому
Союзу, они начали разрабатывать проект будущей бомбардировки. Япония была в этом плане идеальной мишенью для нанесения удара, поскольку, несмотря на свои поражения на фронте, она не собиралась капитулировать.
Согласно официальной версии США, они сбросили атомную бомбу на
Хиросиму и Нагасаки только потому, что не хотели жертвовать жизнью своих и союзных солдат, в случае сухопутного вторжения в Японию.
По их мнению, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки были единственным способом быстро завершить военный конфликт.
Тем не менее, это едва ли соответствует действительности, так как Уинстон
Черчилль, незадолго до проведения Потсдамской конференции утверждал, что по данным Иосифа Сталина японцы хотят наладить мирный диалог со странами антифашистской коалиции
Однако судя по всему, американцам очень хотелось продемонстрировать свой военный потенциал и показать всему миру оружие массового поражения,
которым они располагают.
Япония же была идеальной мишенью для этой страшной демонстрации.
Итоги атомной атаки на Японию
Сразу же после бомбардировки Нагасаки, японский император Хирохито объявил о немедленной капитуляции. В своем письме Хирохито упоминал о том, что противник обладает «страшным оружием», которое может полностью уничтожить японский народ.
Акт о капитуляции, формально закончивший Вторую мировую войну, был подписан 2 сентября 1945 года.


После бомбардировки Хиросимы и Нагасаки прошло более полувека, однако последствия той страшной трагедии ощущаются и сегодня. Радиоактивный фон, о котором тогда еще люди не знали, унес множество жизней и стал причиной разных патологий у новорожденных.
Роль атомных бомбардировок в капитуляции Японии и этическая оправданность самих бомбардировок до сих пор вызывают среди специалистов острые споры.
1.4. Первый Спутник Земли
На протяжении многих веков люди любовались и изучали звездное небо - одно из величайших зрелищ природы. С древнейших времен небо привлекало внимание человека, открывая его взору удивительные и непонятные картины.
Окруженные глубокой чернотой, мерцают маленькие яркие огоньки,
Несравненно ярче самых лучших драгоценных камней. Возможно ли оторвать взгляд от этих огромных далеких миров!
Полёту первого спутника предшествовала длительная работа советских ракетных конструкторов во главе с Сергеем Павловичем Королёвым. 1931—
1947 В 1931 году в СССР была создана Группа изучения реактивного движения,
занимающаяся конструированием ракет, в которой работали, в частности, Цандер, Тихонравов, Победоносцев, Королёв. 13 мая 1946 г.
И. В. Сталин подписал постановление о создании в СССР ракетной отрасли науки и промышленности. В 1947 году лётные испытания ракет Фау-2,
собранных в Германии, положили начало советским работам по освоению ракетной техники. В 1948 г. на полигоне Капустин Яр проводились уже испытания ракеты Р-1, которая являлась копией Фау-2, изготовляемой полностью в СССР. 13 февраля 1953 г. вышло первое постановление,
обязывающее начать разработку двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты с дальностью 7—8 тыс. км. В январе 1954 года состоялось совещание главных конструкторов, на котором и были разработаны основные принципы компоновки ракеты и наземного стартового оборудования.
В начале марта 1957 года первая ракета Р-7 №М1-5 доставлена на техническую позицию полигона, а 5 мая вывезена на стартовую площадку № 1.
Подготовка к пуску длилась неделю, на восьмой день началась заправка. Пуск состоялся 15 мая в 19:00 по местному времени. Старт прошёл нормально, но на
98-й секунде полёта произошёл сбой в работе одного из боковых двигателей,
ещё через 5 сек. все двигатели автоматически отключились и ракета упала в
300 км от старта. Причиной аварии было возникновение пожара в результате разгерметизации топливной коммуникации высокого давления. Проектирование простейшего спутника началось в ноябре 1956 года, а в начале сентября 1957 г.
ПС-1 прошёл окончательные испытания на вибростенде и в термокамере. В
пятницу, 4 октября, в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени (19
часов 28 минут ) совершился успешный запуск. Спутник имел большое

политическое значение. Его полёт увидел весь мир, излучаемый им сигнал, мог услышать любой радиолюбитель в любой точке земного шара. Запуск первого спутника нанёс по престижу США большой удар. «Юнайтед пресс» сообщило:
«90 процентов разговоров об искусственных спутниках Земли приходилось на долю США. Как оказалось, 100 процентов дела пришлось на Россию…».
Конкуренция между космическими сверх- державами СССР и США сыграла не последнюю роль в быстром развитии космонавтики. Над созданием искусственного спутника Земли во главе с основоположником космической космонавтики С.П. Королёвым, работали учёные М.В. Келдыш, М.К.
Тихонравов, Н.С. Лидоренко, Б.С. Чекунов, А.В. Бехтияров и другие. Среди политических деятелей следует отметить грамотные решения Советского руководства во главе с Н.С. Хрущёвым. Большой вклад в реализацию запуска внёс министр оборонной промышленности СССР Д.Ф. Устинов. Многие люди настолько прониклись этой мечтой, что всю свою жизнь посвятили космосу.
Среди них известные советские космонавты: Ю.А. Гагарин, А.А. Леонов, В.
Николаева-Терешкова и другие. Отрадно отметить, что в этом ряду стоит имя нашего земляка В.Афанасьева. Узнать обо всём выше перечисленном помогает изучение исторической, научно-популярной литературы, интернет-ресурсы и,
конечно, посещение выставок музеев космонавтики, где можно соприкоснуться с вещами-свидетелями тех выдающихся событий.
1.5. Катастрофа в Чернобыле
Конец апреля ознаменовался для города Припять подготовкой к первомайским праздникам и демонстрациям. Ничего не предвещало беды. Люди, как обычно,
возвращались с работы домой и проводили время в тихом семейном кругу.
Однако субботний вечер 25 апреля 1986 года был в преддверии судьбоносного поворота. Через считанные часы станет известно о случившейся в Чернобыле катастроф. Чернобыльская катастрофа случилась вследствие эксперимента,
проводимого в четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Возможно,
катастрофу в Чернобыле можно было бы избежать, если бы не глупое стечение обстоятельств.
Оказывается, что экспериментальную работу по исследованию выбега турбогенератора должна была проводить совершенно другая смена рабочих,
специально подготовленных к данному заданию. Однако жизнь внесла свои коррективы. Работники злополучной смены решили, что должны привести в жизнь поставленные задачи. Так, начиная испытания реактора РБМК-1000
заступивший на смену персонал ЧАЭС принялся за снижение мощности.
После первого мощного взрыва последовал и второй. На станции сложилась неконтролируемая чрезвычайная ситуация, а тридцать очагов возникновения пожара еще более усугубляли и так гнетущую атмосферу. Нужно было срочно предпринимать решительные действия. Для ликвидации последствий