Файл: Законность и правопорядок (Законность – фундаментальная категория юридической науки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под гарантиями в данном случае понимаются объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе, ибо автоматически, само собой все это не происходит. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

В соответствии с этим гарантии законности принято делить на общие и специальные, или юридические. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др.

Рассмотрим их подробнее.

Экономические гарантии. Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере. Пример тому - нынешняя ситуация в России.

Политические гарантии. Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть - важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.


Идеологические гарантии. Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.

Общественные гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь[6]. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующие на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Организационные гарантии. Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.


Что касается специальных, или юридических, гарантий, то они более конкретны и самоочевидны, чем общие, и поэтому вряд ли нуждаются в пространных объяснениях. Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты.

Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость. Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов.

Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.

Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

1.3 Соотношение и социальное значение законности и правопорядка

Итак, в соответствии с конкретной эпохой, конкретным государством, его политикой и идеологией понятие законности преобретает новый, особенный смысл. Например, законность во времена господства рабовладельческих цивилизаций воспринималась иначе, нежели чем в наше время. То же самое можно сказать о различиях в понимании законности между современными демократическими и тоталитарными государствами. И не смотря на такие различия в определении одного и того же понятия следует отметить, что на любом этапе развития государственности законнотсь всегда является исполнеием нормы, предписания, что в свою очередь обеспечивает правопорядок.

Разница в основных моментах законности и правопорядка основываются на элементах предметной, субъектной, нормативной сторонах законности[7]. При изменениях в содержании этих сторон можно наблюдать и различный объем содержания законности в определенных исторических условиях, понижение или же повышение ее роли в общественных отношениях.


Главным носителем содержания законности стоит считать само поведение членов общества.

Однако через законность реализуется соответствие некоторых других объектов закона - нормативных и правоприменительных актов, различных документов, регламентирующих отношения людей и некоторых других. Их законность или незаконность во многих случаях имеет особо важное значение. Так, именно незаконность части правовых актов (например. противоречащие Конституции законы, установившие внесудебный или чрезвычайный порядок рассмотрения некᴏᴛᴏᴩых категорий уголовных дел) стала главной причиной организованных необоснованных репрессий в СССР времени 30-х - начала 50-х гг[8].

Структурой правопорядка можно считать одновременно разделение и единство правовой системы отношений в обществе, исходя из определенных особенностей отраслевого содержания. Фактически, реализованная в жизнь система права – это и есть правопорядок. Виды отношений, которые включает правопорядок, могут быть самые различные – семейные, земельные, финансовые, административные и конституционные.

Можно выделить два вида правопорядка – общественный и воинский. Общественный правопорядок – это система отношений в обществе, результатом которой является реализация норм морали, права, норм общественных организаций и не правовых ритуалов, обычаев и традиций. Все элементы правопорядка и на всех уровнях находятся под защитой государства. Воинский правопорядок является составляющей частью правопорядка общего, но регламентирует соблюдение предписанных военно – правовых норм.

Основой правопорядка являются правовые нормы, которые охраняются страной. Это и есть основная особенность правопорядка, который охватывает не только общественные отношения. Есть сферы жизни, которые регламентируются не законом, а нормами морали, нормативными регуляторами другого вида, а также нормами прочих общественных организаций.

Итак, все что принято включать в понятие законность, зачастую зависит от того, из чего состоят ее субъекты. Важно знать, что большинство ученых связывают само понятие законности с деятельностью всех участников общественных отношений, т.е. государства, его органов, общественных и иных организаций, должностных лиц и граждан. В то же время бытует определенное мнение, и но довольно сильно сужает ϶ᴛᴏт состав, исключает из него граждан, а в некᴏᴛᴏᴩых случаях и общественные и иные негосударственные организации[9]. Однако не смотря на этот подход исключение кого-либо из состава субъектов законности создает иллюзию необязательности исполнения ими правовых предписаний. Происходит сужение сферы законности, и она из общесоциального, политико-правового превращается в явление значительно более узкое, связанное с деятельностью ограниченного круга субъектов.


Такое сужение круга субъектов законности в условиях административно-командной системы способствовало появлению «мертвых зон», не подвластных закону. И хотя при ϶ᴛᴏм провозглашались идеи «всеобщности законности», фактически вне сферы ее действия постоянно оставалась верхушка партийного и государственного аппарата, а нередко и ряда государственных органов. В период культа личности Сталина ϶ᴛᴏ привело, в частности, к массовому произволу и беззаконию, а во время застоя и в постперестроечный период - к развитию коррупции, формированию системы кланов, безнаказанно осуществляющих преступную деятельность. Подобные явления имеют место и в настоящее время.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что сужение круга субъектов законности разрушает идею ее всеобщности, общеобязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приводит к размыванию режима законности. 

Нормативная сторона законности определяется характером и содержанием правовых норм, соблюдение и исполнение кᴏᴛᴏᴩых образует ϶ᴛᴏ понятие. Важно знать, что большинство авторов связывают законность с необходимостью соблюдения всех правовых норм. При этом есть мнение, что смысл законности заключается в исполнении только норм, сформулированных в законах. Принятие ϶ᴛᴏй позиции означало бы исключение из сферы законности обязательности соблюдения подзаконных нормативных актов, что в конечном счете неизбежно приведет к ослаблению режима законности в стране.

Отмечается, что в понятие законности можно включить и сами нормы права, само законодательство. Таким образом, законность очень сильно зависит от законодательства и не способна существовать отдельно от него: учстники отношений соблюдают, исполняют именно конкретные правовые предписания. Так, содержание этих норми и предписаний определяет содержание законности, ее нормативную сторону. Так, сами правовые нормы станут предпосылкой, а не элементом законности. 

Если бы не такая зависимость, то укрепление законности стоило бы начинать именно с совершенствования законодательства. Необходимо и существование самостоятельного научного понятия, отличного от законодательства, кᴏᴛᴏᴩое в то же время отражало бы механизм перехода от правовой возможности к правовой действительности. 

Разделение сторон содержания законности помогает по-новому оценить ее историческое развитие. Различия в содержании законности и правопорядка в разных исторических условиях определяются, в частности, нормативной и субъектной сторонами ϶ᴛᴏго содержания: во-первых, степенью регламентации отдельных сторон социальной жизни, конкретным содержанием законодательства, отражением в нем интересов различных классов и социальных групп и т.п., а во-вторых, количеством субъектов, которве призваны соблюдать правовые нормы и требовать такого соблюдения от других членов общества, т.е. кругом управомоченных и обязанных субъектов законности.