Файл: Законность и правопорядок (Законность – фундаментальная категория юридической науки).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Законность – фундаментальная категория юридической науки
1.1 Понятие, принципы и основные требования законности
1.2 Гарантии законности и их виды
1.3 Соотношение и социальное значение законности и правопорядка
2 Правопорядок как важнейшая социальная ценность
2.1 Понятие, структура и функции правопорядка
Тем не менее, как мы знаем из истории, в любом обществе в число лиц, обязанных строго соблюдать закон, вклчаются все представители порабощенных классов и традиционно значительная часть господствующего класса, при этом такое требование господствующего класса последовательно поддерживается силовыми структурами государства. Интересно, что тем самым большая часть населения в условиях любых общественно-экономических формаций и любых политических режимов, экономических и исторических условиях вынуждено подчиняться существующим законодательным нормам. Однако в это же время в определенных исторических условиях, при различных политических режимах какая-то часть правящей верхушки, использую право требовать от других участников отношений соблюдения норм права (чего часто лишены народные массы), сами могут не придерживаться требований законности, и допускат нарушения правовых предписаний. Здесь возможны различные варианты, кᴏᴛᴏᴩые зависят от политического режима, формы правления, уровня культуры населения, особенно политической и правовой, состояния правового регулирования и некоторых иных факторов. Однако такое обстоятельство ϶ᴛᴏ не влияет на конечные выводы о том, что законность и правопорядок существуют при любом политическом режиме и что их конкретное содержание социально обусловлено и пробудет в нормативной, предметной и субъектной сторонах законности.
Все ϶ᴛᴏ объективно обусловливает то обстоятельство, что формальные законность и правопорядок в определенных условиях могут превратиться в ϲʙᴏю противоположность, став «возведенным в закон беззаконием»[10].
Итак, многие негативные явления в нашем обществе можно отннести лишь к результатам нарушения законов. Таким образом, страдает и правапорядок в общем его смысле.
Существовало прежде, да и сейчас существует немало нормативных актов принятие кᴏᴛᴏᴩых не ϲᴏᴏᴛʙеᴛϲᴛʙовало интересам общества. Их «строгое соблюдение» на деле означало «строгое нарушение» и могло привести к ужасным последствиям для народа, для интересов развития всего общества. Вот почему совершенствование правопорядка предполагает создание надежных механизмов выявления и отражения в законах воли народа, интересов прогрессивного развития общества.
2 Правопорядок как важнейшая социальная ценность
2.1 Понятие, структура и функции правопорядка
Исходя из некоторых положений проведенного исследования стоит следующим образом определить правопорядок. В данном контексте будем понимать его как особый порядок, основанный на праве, условием достижения которого выступает законность. Иными словами, правопорядок представляет собой систему отношений, на которые право распространяет свою защиту, на которые оно оказывает влияние. Однако при этом в отдельности от права или без правовых норм вообще правопорядок существовать не может. Для начала,об этом говорит даже само его понятие, которое включает два слова - «право» и «порядок», и эти два слова наиболее точно передающих суть этого явления. Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Вот почему правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений»[11].
Так, отмечается, что само содержание и функционирование этого явления и обеспечение правопорядка довольно сильно зависит от самой трактовки. К примеру, если под правом видятся главным образом только высокие, но при этом далекие от реальности нравственные или гуманистичнистические идеи, то и понятие правопорядка будет весьма трудно трактовать. Тем не менее, несмотря на такой возвышенный и широкий смысл отмчается, что субъекты правоотношения в этом случае не считают необходимым соблюдение подобных правовых норм, создается всеобщее заблуждение о том, что достаточно хотя бы поддерживать взгляды или идеи,на которых основана данная норма.
Но если же норма имеет более конкретную, формально определенную трактовку, а кроме того, является обязательной для всех субъектов правоотношений юридической нормой, и при этом содержит в себе высшие общественные ценности, то появляется предпосылка установления в обществе определенного правопорядка, стабильности. В таком случае все члены общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, и такая ситуация представляет собой правопорядок.
Так, можно говорить о том, что установление твердого правопорядка является одной из основных задач современной России. Например, в одном из посланий Президента Федеральному Собранию российской Федерации говорится следующее: «России нужен порядок, однако при этом необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны пренебрежением к правовым нормам, с другой - неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начинается только в наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое название - правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок - начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления, начиная с верхних эшелонов»[12].
Так, мысль можно считать вполне четкой – в послании говорится о том, что России нужен не полицейский порядок, а проядок, соответствующий демократическим ценностям современного российского общества.
Можно исходя из приведенного выше исследования говорить о том, что именно порядок может стать реальной и необходимой основой для повышения уровня современной жизни российского общества. Так, степень правопорядочности в жизни общества множет определяться общим понятием состоятельности всей общественной системы и всего общественного «организма», его индивидов. Так, в условиях стабильного правопорядка можно полагаться на эффективность экономики, которая обеспечивает гармонию в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.
Правовой порядок формируется на основе механизмов правового регулирования и составляет их глобальную связь, что в конце-концов, приводит к установлению правового порядка.
Итак, отметим основные характеристики правопорядка:
Во-первых, нормы права - это некоторая нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.
Во-вторых, правоотношение стоит расценивать как элемент механизма правового регулирования. Он обеспечивает переход от идеального, предполагаемого законодате-лем правопорядка к установлению конкретного возможного или дол-жного поведения участников общественных отношений, предусмотренно-го правовыми нормами. Именно на данном этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
В-третьих, акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. Так, в условиях режима законности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.
Структура правопорядка - это единство и одновременное разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.
Итак, правопорядок в общем смысле понимается как реализованная система права. Правопорядок может включать конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.
Правопорядок не тождественен законности: они соотносятся между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов не может быть назван правовым[13].
Принцип единства рспространяется и на общесвенный порядок. Так, недопустимо существование различий в правопорядке между отдельными регионами, особенно если мы говорим об унитарном государстве. Но на практике часто можно столкнуться с тем, что такие различия имеют место быть. Например, возможны противоречия между трактовкой децйствующего законодательства на местах, в частности, в налоговой, торговой и других средах, на которых такой порядок может сказаться негативно. Разумеется, возможно также злоупоребление в сфере законости, что уже вовсе недопустимо для правового государства. Соответственно, для изменения ситуации в свою пользу государству необходимо применять специальные юридические средства для охраны правопорядка на местах. Однако не стоит в данном случае смешивать недопустимые различия в правопорядке между территориальными единицами государства с региональными особенностями, которые прямо предусмотренны действующим законодательством.
Устойчивость правопорядка обеспечивается теми же гарантиями законности, при разумном регулировании правопорядок приобретает необходимую для него стабильность и устоячивость.
Однако даже несмотря на применение специальных юридических средств он постоянно нуждается в поддержке и защите государства, особенно это имеет значение в период значительных экономических и политических преобразований, яркий пример в данном случае – перестройка в России в 90х годах, которая повлекла за собой дестабилизацию общества, противоречия и проблемы в правовом регулировании и т.д., что самым негативным образом повлияло на правопорядок в стране.
Стоит говорить о том, что соблюдение всех предприсаний закона в конечном счете неминуемо форсмрует правопорядок, а его охрана становится прямой обязанностью государства (именно самого государства, не отдельных его органов). А это значит, что за охрану и сохранение правопорядка несут ответственность все ветви власти в стране, в то время как глава государства должен иметь возможность обеспечить их координацию.
Так, можем говорить о том, что правопорядок на сегодняшний день есть следствие единство взаимодействия права и государства.
Однако вместе с тем необходимо разграничвать понятия государства и правопорядок, так ак они представляю собой различные научные категории, несмотря на тесную взаимную связь.
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации, она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.
2.2 Соотношение правового и общественного порядка
Необходимо различать два понятия «правопорядок» и общественный порядок», так как они соотносятся между собой как часть и целое. Если правопорядок, как сказано выше основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех социальных норм, действующих в обществе. Это результат общесоциальной регуляции, которая включает в себя и правовую[14].
В связи с этим стоит подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является центральной частью общественного порядка, которая в решающей части покрывает весь общественный порядок, так как основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом. Этими отношениями являются: отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности: семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения.
Соответственно, можно говорить о том, что понятие общественного порядка значительно шире, чем понятие правового.
Правовое поле достаточно широко, так как за его пределами находятся только морально-этические, личные, дружеские и иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные такому воздействию. Правопорядок выражает в первую очередь волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.