Файл: Практическая работа 1. Исследование конструкции обмотки якоря.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №1.
Исследование конструкции обмотки якоря.
Цель работы: закрепить теоретические знания об обмотках якорей МПТ, получить практические навыки по расчету параметров обмотки.
Порядок выполнения:
1. Для двухслойной обмотки якоря машины постоянного тока рассчитать пропущенные в таблице исходных данных величины, все расчеты привести полностью.
Определить:
1.1 Шаги по якорю y1, y2, y.
1.2 Шаг по коллектору yk.
2. Вычертить ( на миллиметровке формата А4):
2.1 Развернутую схему обмотки (указав на ней: № секций, направление ЭДС, тока, расположение полюсов, щеток, полярность полюсов, щеток)
2.2 Принципиальную схему обмотки, указав на ней токи ветвей.
Исходные данные :
N ваp | Zэ | 2р | Тип обмотки простая | R секц. Ом | R ветви Ом | R якоря Ом | Iя А | n | | U об/мин | В | | Е | Ф | В |ВБ | Режим работы машины |
01 | 16 | 4 | петлевая | 0,01 | ? | ? | 50 | 1440| ? | ?|0,075 | генератор | |
02 | 25 | 6 | волновая | ? | ? | 0,2 | 20 | ? |500 | ? |0,012 | двигатель | |
03 | 20 | 4 | петлевая | ? | 0,02 | ? | ? | 1420| 100 | ? |0,244 | генератор | |
04 | 28 | 6 | волновая | 0,003 | ? | ? | 100 | 1000| ? | ? |0,008 | генератор | |
05 | 24 | 6 | петлевая | ? | ? | 0,3 | 50 | 1450| ? | ? |0,132 | двигатель | |
06 | 21 | 4 | волновая | ? | 0,1 | ? | 20 | 920 | ? | ? |0,044 | генератор | |
07 | 28 | 6 | петлевая | 0,005 | ? | ? | 10 | 1440| ? | ? |0,028 | двигатель | |
08 | 19 | 6 | волновая | ? | 0,04 | ? | 30 | 750 | ? | 200| ? | генератор | |
09 | 24 | 4 | петлевая | 0,02 | ? | ? | 35 | 940 | ? | 100| ? | двигатель | |
10 | 23 | 4 | волновая | 0,015 | ? | ? | ? | 2900 |200 | 185| ? | двигатель | |
11 | 12 | 4 | петлевая | ? | ? | 0,2 | 20 | ? | 500 | ? |0,012 | двигатель | |
12 | 17 | 4 | волновая | 0,01 | ? | ? | 50 | 1440 | ? | ? |0,075 | генератор | |
13 | 18 | 6 | петлевая | 0,003 | ? | ? | 100 | 1000 | ? | ? |0,008 | генератор | |
14 | 22 | 6 | волновая | ? | 0,02 | ? | ? | 1420 |100 | ? |0,244 | генератор | |
15 | 16 | 6 | петлевая | ? | ? | 0,2 | 25 | ? |500 | ? |0,012 | двигатель | |
16 | 25 | 6 | волновая | ? | ? | 0,3 | 45 | 1445 | ? | ? |0,132 | двигатель | |
17 | 28 | 4 | петлевая | 0,005 | ? | ? | 10 | 1430 | ? | ? |0,028 | генератор| |
18 | 28 | 6 | волновая | ? | 0,1 | ? | 20 | 920 | ? | ? |0,044 | двигатель | |
19 | 28 | 4 | петлевая | 0,015 | ? | ? | ? | 2900 | 200 | 185| ? | двигатель | |
20 | 27 | 4 | волновая | 0,001 | ? | ? | 50 | 945 | ? | ? |0,07- | генератор | |
N ваp | Zэ | 2р | Тип обмотки простая | R секц. ОМ | R ветви ОМ | R якоря ОМ | Iя А | n | | U об/мин | В | | Е | Ф | В |ВБ | | Режим | работы | машины | |
21 | 26 | 6 | петлевая | ? | 0,02 | ? | 20 | ? |500 | ? |0,244 | двигатель | |
22 | 29 | 8 | волновая | ? | ? | 0,3 | ? | 2905 | 200 | 1900 ? | двигатель | |
23 | 26 | 2 | петлевая | 0,04 | ? | ? | 35 | 940 | ? | 100| ? | генератор | |
24 | 17 | 2 | волновая | ? | ? | 0,2 | 35 | 1450 | ? | ? |0,07 | генератор | |
25 | 28 | 8 | петлевая | ? | 0,4 | ? | 100 | 1000 | ? | ?|0,244 | двигатель | |
26 | 25 | 8 | волновая | ? | ? | 0,1 | ? | 2900 | 200 | 180| ? | двигатель | |
27 | 32 | 6 | петлевая | 0,01 | ? | ? | 15 | 960 | 220 | ? | ? | генератор | |
28 | 33 | 8 | волновая | ? | ? | 0,02 | 25 | 980 | ? | ? |0,004 | двигатель | |
29 | 24 | 2 | петлевая | ? | 0,05 | ? | 35 | ? | ? | 150|0,005 | двигатель | |
30 | 19 | 2 | волновая | ? | 0,2 | ? | ? | 750 | 400 | 420| ? | генератор | |
Обозначения в таблице и основные формулы:
-
Zэ – число элементарных пазов сердечника якоря,
Zэ=S=К, где S – число секций обмотки якоря,
К – число коллекторных пластин;
-
2р – число главных полюсов,
2а=2р – для простой петлевой обмотки,
2а=2 – для простой волновой обмотки;
-
Rc, Rв и Rя – сопротивления секции, параллельной ветви и обмотки якоря,
Rв=Rc*S/2a, Rя=Rв/2а;
-
уравнение напряжений для обмотки якоря в установившемся режиме работы
U=E+Iя*Rя – для двигателя,
U=E-Iя*Rя – для генератора, где Е – электродвижущая сила,
Е=Се*n*Ф, где n – частота вращения, Ф – магнитный поток, Се – конструктивный коэффициент,
Се=р*N/60a, где N=2S – полное число проводников обмотки якоря;
Построение развернутой схемы обмотки якоря
-
определение шага по якорю у1
у1= Zэ/2р+/-ε=целому числу, где ε – укорочение или удлинение шага для получения у1, равного целому числу;
-
определение шага по коллектору ук
ук=+/-1 – для простой петлевой обмотки,
Пример выполнения развернутой схемы простой петлевой обмотки при Zэ=12, 2р=4
ук=К+/-1/р – для простой волновой обмотки.
Пример выполнения развернутой схемы простой волновой обмотки при Zэ=13, 2р=4
Построение принципиальной электрической схемы обмотки якоря
Пример выполнения принципиальной электрической схемы простой петлевой обмотки якоря при Zэ=12, 2р=4
Пример выполнения принципиальной электрической схемы простой волновой обмотки якоря при Zэ=13, 2р=4
Литература:
-
Кацман М.М. Электрические машины, М.2007.
Контрольные вопросы.
-
Какими параметрами характеризуется обмотка якоря? -
Сколько параллельных ветвей имеет обмотка якоря шестиполюсной машины в случаях простой петлевой и простой волновой обмотки? -
Во сколько раз изменится ЭДС обмотки якоря шестиполюсной машины, если простую волновую обмотку заменить простой петлевой при том же числе секций? -
Какими соображениями руководствуются при выборе типа обмотки якоря?