Файл: Теория и практика разделения властей (Возникновение и развитие теории разделения властей).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
В соответствии с Конституцией РФ власть народа осуществляется не только через органы государственной власти, но и через органы местного самоуправления, а местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Таким образом, можно сделать вывод, существует власть государственная и власть муниципальная. Однако Г.Н. Чеботарев считает, что такое разделение условно. Ведь органы местного самоуправления чаще всего наделяются органами государственной власти полномочиями, реализация которых подконтрольна государству. Так же без дотаций и субсидий из бюджетов РФ большинство муниципальных образований не смогут полноценно решать задачи местного уровня. Поэтому ставится под сомнение разделение политической власти на власть муниципальную и государственную. Муниципальную власть правильнее рассматривать как государственная власть на местном уровне[31].
Примечательно, что конституционный принцип разделения властей зависит от социальных условий жизни общества. Наиболее эффективно он может функционировать в условиях внутреннего и внешнего социального мира. Однако в критической ситуации для общества он либо перестает функционировать, либо действует ограничено, так как в этом случае появляется необходимость концентрации власти в руках исполнительной власти[32]. Так Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности. А в соответствии со статьей 13 ФКЗ от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» Правительство РФ руководит в пределах своей компетенции деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по обеспечению режима военного положения и т.д[33].
В заключение, хочется отметить, реализация принципа разделения властей уже в современной России в полном объеме затруднительна. В Российской Федерации весь набор государственно-властных полномочий осуществляет Президент РФ и Правительство РФ. Система законодательных и судебных органов находятся в подчиненном состоянии по отношению к системе исполнительных органов власти, что нарушает конституционный принцип разделения властей.
ГЛАВА 3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ
Принцип разделения властей – это рассредоточение госвласти на отдельные, независимые друг от друга политические институты, имеющих свои права и обязанности в определенной отрасли права, власти. Которые имеют свои издержки, противовесы. Разделение властей. Своего рода «турникет» для политической деятельности государственного аппарата. Принцип разделения властей позволяет увеличить скоростной режим во времени в преобразованиях во всех сферах общества нашей страны.
Как мы знаем, в каждом, разумном, государстве, существует и действует три ветви власти, а именно: исполнительная, законодательная и судебная. Каждая ветвь власти осуществляет свою природу деятельности, одни издают законы, другие на основании этих законов осуществляют управление, третьи же контролируют соблюдение данных законов и вершат правосудие. Каждая из ветвей власти – самостоятельна. Это и обеспечивает деспозитизм властей (независимость одной ветви от другой).
Свободы не будет, если исполнительная и законодательная власти будут соединены в одном учреждении (лице): «Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем»[34].
Суть принципа разделения властей заключается в том, что демократический политический режим устанавливается в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными госорганами. Так, как существуют три основные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.
Определенный принцип взаимоотношений и кооперации органов исполнительной, законодательной и судебной властей, который называется разделением властей.
Законодательная власть обладает верховенством, это она устанавливает правовые начала и функционирование общества, также определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главное положение законодательных органов в механизме правового государства выражено высшей юридической силой принимаемых ими законов. Но, верховенство законодательной власти не имеет абсолютного характера. Пределы действия законодательной власти ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Законодательная власть является выражением общей воли государства, то исполнительная - механизмом реализации этой воли. Главная цель законодательной власти заключается в том, чтобы обеспечить своему народу нормальную, спокойную, социально справедливую жизнь. Законодательная власть должна рассматривать и создавать законы[35].
Исполнительная власть занимается самой реализацией правовых норм, которые приняты законодателем. Деятельность её основывается на законе, ровно так, как и осуществляется в его рамках. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан или организаций. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительной власти в судебном порядке.
Исполнительно власть в сравнении с законодательной, отличается большим динамизмом и восприимчивостью к общественной жизни. Высшим органом исполнительной власти является правительство, оно решает многие вопросы, в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, нужд населения и прочее. Особенность исполнительной власти в том, что оно не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой. Исполнительная власть должна быть в руках одного лица или немногих, так как эта сторона правления, почти всегда требует действия быстрого и лучше исполняется одним или немногими, чем многими. Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим, так как, имея возможность предоставить себе любую власть, какую она только пожелает, оно уничтожит все прочие власти.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершат. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами и судом. По словам Цицерона, судья - это говорящий закон, а закон - это немой судья. Судебная власть - воздействует на законодательную и исполнительную власти[36]. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд).
Государственную власть осуществляют:
- Президент Российской Федерации;
- Совет Федерации и Государственная Дума (Федеральное Собрание);
- Правительство России (исполнительная власть);
- Суды (судебная власть).
Сама специфика разделения властей в России обусловлена тем, что Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти. Но одновременно, он должен обеспечивать функционирование всех трех ветвей. В России существует «Вертикалное» и «Горизонтальное» разделение властей, это закреплено в Конституции РФ статьями 10, 3, 1. Конституция олицетворяет единство государственной власти, выполняет координационную и интеграционную функции, обеспечивает согласованное функционирование всех трёх ветвей власти. Принцип разделения властей предполагает взаимодействие Российской Федерации и её субъектов, в лице соответствующих органов и организацию госвласти в субъектах России.
Таким образом, закрепленная концепция разделения властей в Конституции 1993 года, поставила перед РФ новые цели и задачи, приоритеты, а также вывела Россию на новый этап государственно-правового развития. Принцип разделения властей является основным в организации власти демократического государства. И это является важнейшим принципом в построении демократического государства, гарантии законности и справедливости, это фундаментальная основа нашего государства, в котором самой большой ценностью являются права и свободы человека и гражданина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория разделения властей зарождалась в определенных исторических и социальных условиях; в течение веков она подвергалась некоторым корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах. Само по себе разделение властей, вот уже более 200 лет практикуемое в демократических странах, — не самоцель и не панацея от пороков и недостатков государственного управления. Но это, как показал исторический опыт, все же лучшая из имеющихся конструкций.
Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.
Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.
Сложившийся подход к определению принципа разделения властей как принципа организации государственной власти состоит в том, что в управлении государственной жизнью он может проявляться в таких основных аспектах как:
1) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, и разграничение полномочий между ними;
2) разделение властных функций по уровням вертикали системы государственных органов.
Современный конституционный процесс характеризуется новым этапом в развитии теории разделения властей со следующими чертами:
1) разделение властей как категория государства и государственной власти в то же время проявляется в сфере разделения властных возможностей в управлении государством и обществом, требует установления пределов участия государства в управлении обществом и пределов вмешательства общественных структур в управление государством;
2) разделение властей в государстве предполагает не существование многих видов государственной власти, а наличие единой государственной власти, исходящей от народа, и ее ветвей; это означает по сути разделение "власти", а не разделение "властей";
3) единая государственная власть не только исходит от народа, но и предполагает его участие в осуществлении власти; таким образом, разделение властей в государстве включает непосредственное народовластие и осуществление государственной власти специальными органами государства;
4) к традиционным законодательным, исполнительным и судебным органам в системе разделения властей могут быть добавлены другие органы и механизмы государственной власти (государственные органы) - учредительная власть, глава государства, органы прокуратуры, избирательные комиссии, банковско-финансовые органы и др.;
5) в государстве существует не только горизонтальная, но и вертикальная система разделения властей, включающая в себя разделение властных функций между центральными, региональными и местными органами;
6) разделение властных функций существует не только в системе государственной власти, но и в местном самоуправлении - на этом уровне решение вопросов распределяется между населением и различными органами местного самоуправления;
7) разделение властей должно включать и обособление функций, задач и полномочий внутри системы однотипных органов.
Принцип разделения властей относится к универсальным принципам организации государственной власти, применяемым в России с учетом ее исторических, социальных, культурных и иных особенностей. Поскольку Россия является федерацией, этот принцип находит свое отражение не только на уровне государства в целом, но и во множестве формальных и неформальных практик 85-и субъектов РФ.
В перспективе, если в нашей стране будут и дальше развиваться идеи демократии и правового государства, то можно предсказать изменения в структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти в сторону более полной реализации теории разделения властей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательств Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398.
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2016 г. N 12-ФКЗ) // "Российская газета" от 23 декабря 1997 г. N 245
- Федеральный конституционный закон РФ от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, N 5, ст. 375.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 29 июля 2017 г. N 238-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
- Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, № 22, ст. 2754.