Файл: Задача по дисциплине правовое обеспечение охраны труда по теме.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Саратовская государственная юридическая академия

Кафедра  трудового права

  

Практическая задача

по дисциплине правовое обеспечение охраны труда

по теме Основные направления государственной политики в области охраны труда, государственные гарантии в области охраны труда
Задачи:
В сентябре 2020 г. на рабочих местах работодателем была проведена плановая специальная оценка условий труда, по результатам которой изменился подкласс условий труда работников, а также наименования ряда должностей и рабочих профессий.

При этом не было внесено никаких изменений в локальные инструкции по охране труда и технике безопасности. В акте аудита кадровой документации это отмечено как замечание. Директор попросил аудиторов обосновать данный вывод, поскольку никаких принципиальных изменений в условиях труда по указанным должностям и видам работ не произошло.

Дайте основанный на нормах права ответ. Следует ли пересматривать локальные нормативные документы по охране труда?

Ответ:
Специальную оценку рабочих мест (СОУТ) должен провести каждый работодатель. Это необходимо для определения вредных и/или опасных факторов, установления класса условий труда для каждого рабочего места (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О специальной оценке условий труда" (Далее по тексту - Закон N 426-ФЗ)).

Также часть 2 статьи 8 Закона N 426-ФЗ гласит, что специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией.
Если по результатам специальной оценки условий труда необходимо пересмотреть гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, то в этом случае нужно применять ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации (Далее по тексту – ТК РФ). В частности, с учетом требований ч. 2 ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях работника следует уведомить в письменной форме не позднее чем за два месяца

Изменить условия трудового договора можно не ранее чем через два месяца со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. Это относится как к случаям ухудшения условий, так и улучшения.
В то же время закон, на мой взгляд, не запрещает сторонам заключить письменное соглашение, если возникла необходимость пересмотреть названные гарантии и компенсации.

Правовое обоснование:

Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются в т.ч. следующие условия:

  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);




  • гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;




  • условия труда на рабочем месте.


Согласно статье 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в

письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).
Исходя из условия задачи изменениям посредствам СОУТ были подвергнуты наименования ряда должностей и рабочих профессий, иначе говоря штаное расписание.

Штатное расписание является организационным и первичным учетным документом и представляет собой перечень должностей (профессий, специальностей) в организации с указанием их количества и размеров тарифной ставки (должностных окладов и пр.), Роструд неоднократно относил его к локальным нормативным актам (например, письма Роструда от 22.03.2012 № 42861, от 31.10.2007 № 44146).

А в Письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/465361указывается, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, но непосредственно не связанным с трудовой деятельностью.
Так, на основании вышеупомянутых норм
, делаю вывод, что работодателю необходимо внести изменения в локальные инструкции по охране труда и технике безопасности.