Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 520

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды социальных норм первобытного общества

П ризнаки первобытных обычаев

Восточный путь возникновения государства

Западный путь возникновения государства

Суть договорной теории происхождения государства

В чем заключается главная идея договорной теории

Авторы теоретических положений

Особенности договорной теории

Преимущества и недостатки теории

Примеры государств

Что такое теория насилия происхождения государства

Сущность теории насилия

Видные представители теории насилия

Первоначальные факторы теории насилия

Преимущества и недостатки теории

Материалистическая теория происхождения государства — описание

 Основная суть теории

Представители теории

Преимущества и недостатки теории

Суть психологической теории происхождения государства

Основные теоретики теории

Достоинства и недостатки теории

Проблемы объективности и субъективности психологической теории

Роль теории для современной науки

Примеры государств

Точки зрения и мнения о теологической идее

Представители

Виды монархий По объему ограничений

По традиционному устройству

Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

1.Система права и правовые системы

Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

4. Способы доказательства гипотез

Виды правосознания


воплощается в процессуальной форме.

Признаки юридической ответственности

Юридическая ответственность имеет следующие признаки:

  • наступает только за те деяния, которые предусмотрены правовыми нормами;

  • налагается только за совершенные поступки, а не за мысли или намерения;

  • налагается компетентными государственными органами в ходе

  • определенной законом процедуры; о влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя;

  • предполагает государственное принуждение правонарушителя

  • к исполнению норм права; о наступает только один раз за одно и то же преступление.

Указанные признаки юридической ответственности обязательны, отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничить ее от других правовых и неправовых категорий.

Итак, юридическая ответственность — это обязанность правонарушителя претерпевать особые, заранее установленные государством в санкциях правовых норм меры государствен но-правового принуждения за совершенное правонарушение в установленном для этого процессуальном порядке.

Основные принципы юридической ответственности за правонарушения - законность и обоснованность. Конкретизацией этих принципов, общих для всей правоприменительной деятельности государства, являются такие специальные принципы ответственности, как формула «без закона нет ни преступления, ни наказания», соразмерность преступления (или проступка) и наказания (или взыскания), состязательность процесса, право на защиту лица, привлеченного к ответственности, презумпция невиновности обвиняемого и другие, закрепленные законодательством, конституцией, пактами о правах человека.

Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей.


Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, т. с. за невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы, гигиены и санитарии и др. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест, дисквалификация, штрафы, конфискация предметов, лишение специальных прав). Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и др.).

Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Они могут быть установлены как ТК РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на предприятиях, в организациях, так и уставами, правилами, положениями, адресованными специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим). Дисциплинарные санкции (замечание, выговор, лишение премии, понижение в должности и др.), хотя и не столь сурово отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воздействие и предотвращает совершение новых дисциплинарных проступков.

Материальная ответственность связана с ущербом, причиненным работником предприятия. Факт нахождения на службе и выполнение им трудовых обязанностей в интересах данного предприятия как бы смягчает его участь: он обязан возместить ущерб не в полном размере, а в размере своего месячного заработка, если ущерб причинен по неосторожности.

Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых правоотношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причиненный гражданам и организациям имущественный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других мер юридического воздействия. Так, привлечение к уголовной ответственности не освобождает лицо от обязанности возместить вред, так же как, впрочем, административный штраф не отменяет его обязанность ликвидировать ущерб в имущественной сфере пострадавшего от административного проступка.



Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др.

Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую «критическую массу», определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут иметь даже судьбоносный характер, например, лишение родительских прав и др.

Конституционная ответственность выражается чаше всего в отмене нормативных актов, противоречащих конституции, но не только (импичмент президента, роспуск парламента и др.).

Процессуальная ответственность возлагается за нарушения порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, но в основном за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия, и в частности ведения судебного процесса. Спектр процессуальных санкций довольно широк: от предупреждения до удаления из зала судебного заседания, от штрафа до принудительного привода и, может быть, ареста, допустим, за дачу свидетелем ложных показаний.
61.Законность и правопорядок.

Законность есть принцип, характеризующий всё право, заключающийся в признании необходимости следования предписаниям правовых норм, прежде всего законов, при осуществлении правового регулирования на всех его этапах.

Сегодня под законностью, помимо требования соблюдения норм права, понимаются ещё и требования, касающиеся содержания права, порядка формирования правовых норм, порядка реализации прав субъектов права, юридическое и фактическое наполнение прав, гарантируемых субъектам права.

Существует три подхода к пониманию законности:

  1. Законность есть специфические требования, обращённые к деятельности государственного аппарата.

  2. Законность есть принцип права. При этом требования о соблюдении предписаний закона обращены к субъектам права.

  3. В современных условиях законность – это режим функционирования правовой системы, заключающийся в том, что в требования о соблюдении правовых норм субъектами права и государством добавляются требования к содержанию норм права. А именно, нормы права должны быть целесообразны, должны выражать гуманистические ценности. Приоритет должен быть сделан в пользу прав и интересов личности.


Таким образом, законность – это общественно-политический режим, режим функционирования политической и правовой системы, состоящий в обеспечении верховенства закона, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм, в борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении прав и законных интересов граждан, порядка и организованности в обществе.

Существует ряд требований законности:

  1. верховенство закона. Верховенство закона понимается как подчиненность закону всех иных нормативных правовых актов и актов применения права.

  2. единство закона. Законность должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны.

  3. гармоничное сочетание законности и целесообразности. Вытекает из необходимости сочетать формальную определённость права с индивидуальностью правовых отношений. Целесообразность есть возможность выбора вариантов поведения в рамках закона.

  4. сочетание законности с культурой. Законность должна включать высокий уровень правовой культуры. Чем выше правовая культура и развитее правосознание общества и его граждан, тем прочнее законность.

Правопорядок – это система отношений в обществе, основанная на законности. Это порядок, предусмотренный нормами права. Это система связей, складывающихся в результате фактической реализации правовых норм, упорядоченность отношений. Это «итог» правового регулирования. По сути, это реализованная законность.

К принципам правопорядка относят:

системность

устойчивость

единство правопорядка на всей территории государства

гарантированность правопорядка со стороны государства

Следует отличать понятия «правовой порядок» и «общественный порядок» (в широком смысле слова). Они соотносятся как часть и целое. Правопорядок является составной частью общественного порядка.

Общественный порядок в широком смысле – это система отношений в обществе, складывающаяся на основе соблюдения, реализации всех позитивных социальных норм, признаваемых в обществе (в том числе и правовых).

Но кроме того различают общественный порядок в узком смысле. Под ним понимается соблюдение правовых норм в общественных местах. Такое понимание существует в частности в административном праве. Его ещё можно назвать полицейско-прокурорским пониманием правопорядка.


Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность – есть и правопорядок. Если нормативно-правовые акты всеми и повсюду соблюдаются, то результатом этого является чёткий правопорядок. Напротив, если правопорядок слаб и расшатан, это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, т.е. отсутствует законность. Законность логически предшествует правопорядку. Но процесс достижения законности и правопорядка един. Правопорядок – показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов всеми субъектами. С другой стороны, правопорядок – итог законности.


62.Правовое регулирование: понятие, способы и типы.

равовое регулирование – это осуществляемое государством целенаправленное воздействие права на общественные отношения с помощью системы правовых (юридических) средств.

Правовое регулирование является разновидностью социального регулирования, которое осуществляется всеми социальными нормами (обычаи, моральными, корпоративными).

Признаки правового регулирования:

  1. Правовое регулирование осуществляется на основе правовых норм. Право и его нормы обладают рядом специфических признаков, свойств, которые предопределили особенности правового регулирования.

  2. Правовое регулирование осуществляется под постоянным воздействием государства. Право неотделимо от государства, находится с ним в единстве.

  3. Правовое регулирование – целенаправленное регулирование. Когда государство издает нормы права, оно ставит перед собой какую-либо цель, которая и реализуется в процессе правового регулирования. Даже если конкретный субъект общественных отношений не знает, не видит эту цель, все равно следование предписанием права приводит к достижению поставленных целей.

  4. Правовое регулирование осуществляется через ряд стадий. Это не моментальный процесс, он осуществляется во времени, различными органами, в различном порядке.

  5. Правовое регулирование осуществляется посредством совокупности правовых средств. Нормы права не могут осуществлять непосредственное регулирование, они требуют восприятия, конкретизации и т.д., которые осуществляются посредством специальных средств.

  6. Взятые в единстве эти средства составляют механизм правового регулирования.