Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 516

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды социальных норм первобытного общества

П ризнаки первобытных обычаев

Восточный путь возникновения государства

Западный путь возникновения государства

Суть договорной теории происхождения государства

В чем заключается главная идея договорной теории

Авторы теоретических положений

Особенности договорной теории

Преимущества и недостатки теории

Примеры государств

Что такое теория насилия происхождения государства

Сущность теории насилия

Видные представители теории насилия

Первоначальные факторы теории насилия

Преимущества и недостатки теории

Материалистическая теория происхождения государства — описание

 Основная суть теории

Представители теории

Преимущества и недостатки теории

Суть психологической теории происхождения государства

Основные теоретики теории

Достоинства и недостатки теории

Проблемы объективности и субъективности психологической теории

Роль теории для современной науки

Примеры государств

Точки зрения и мнения о теологической идее

Представители

Виды монархий По объему ограничений

По традиционному устройству

Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

1.Система права и правовые системы

Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

4. Способы доказательства гипотез

Виды правосознания



Государство, по мнению Августина Аврелия, является наказанием людям за первородный грех. Уже в трактатах данного философа, проживавшего в IV—V веках нашей эры, прослеживается отрицательное отношение к государству.

Развитие и оформление теория получила в работах Фомы Аквинского «О правлении властителей», «Сумма теологии» и «Комментарии».

По мнению богослова, в мире существует три начала:

  • позитивное — отвечает за добродетель, проявляющуюся в людях только под страхом наказания;

  • естественное — отвечает за человека и его разум, стремление продолжать род, оберегать свою жизнь и стремиться к познанию;

  • божественное — дополняет два предыдущих, так как разум человека несовершенен и нуждается в постоянном контроле.

Божественное начало в мире людей передается с помощью правителей, поставленных, чтобы править. Их власть не только неприкосновенна, но и неоспорима, как и существование Бога.

В XVIII — XIX веках, уже в период Просвещения, представителями теологической гипотезы продолжали быть Жозеф де Местр и Жак Маритен в работах «Интегральный гуманизм» и «О политическом праве».

Преимущества и недостатки теории

Несмотря на субъективность в научном поле, данная теория имеет свои достоинства:

  • она проста и понятна для большинства людей в любой период времени;

  • в момент возникновения государства единая религия помогает избежать религиозных конфликтов;

  • монотеизм поддерживает единоличное правление монарха, благодаря чему власть сосредоточена в одних руках и поэтому непоколебима;

  • в момент появления теории она отражала мнение большинства;

  • является универсальной для любой культуры, благоволит синергии сил Бога и человека.

Недостатки и минусы теории:

  • антинаучность, невозможность доказать или опровергнуть существование Бога и его наставлений;

  • отсутствие выбора, потому что при всей силе человеческого сознания оно остается несовершенным и должно подчиняться воле Бога;

  • теория не объясняет пределы вмешательства религии в дела государства; по факту священнослужители могут подсказать пути развития, но когда их полномочия бессильны, складывается ситуация вакуума;

  • теория не учитывает исторические закономерности и значимость социально-экономических отношений.


Критическое мнение от теории

Теологическая теория подвергается критике со стороны научного знания. Данная концепция не имеет научных доказательств существования Бога, факта его влияния на создание Вселенной, его воли и наставлений. Она полностью опирается на человеческое воображение и веру в сверхъестественное, не имея объективного основания.

Отсутствие научного основания не дает ни подтвердить, ни опровергнуть теорию, из-за чего складывается ее двоякое объяснение для общественности. Принять ее могут только верующие люди и исключительно на основании необъяснимого факта существования сверхъестественного.

Примеры государств

Примерами государств, которые считали или продолжают считать теологическую теорию происхождения государства правильной, являются:

  • Древний Египет;

  • Вавилон;

  • Древняя Индия;

  • Древний Китай;

  • современный Ватикан;

  • Саудовская Аравия;

  • Иран.

Теория в современном мире

Теологическая теория происхождения государства была популярна в Средневековье, когда политика и религия были неразрывны. Бог считался непосредственным создателем всего на Земле, а правители стран были лишь его наместниками.

Уже в эпоху Нового времени, когда произошло разделение политических и религиозных вопросов, а во главу угла встали наука, этика и мораль, появились и получили свое развитие другие подходы к исследованию становления государства и права.

В современном мире светской власти теологическая теория рассматривается, скорее, в историческом, нежели чем в практическом ключе. Наука сейчас не выделяет теологическую теорию как основную и обоснованную теорию генезиса государства.

16. Договорная теория происхождения государства: понятие и ее характерные особенности.

Теория договорного происхождения государства

Согласно договорной теории государство рассматривается как результат договора, как продукт сознательного творчества людей, которые передают часть своей свободы государству. В результате у правителя и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей. Государство берет на себя обязательство по обеспечению безопасности своих подданных и охране их частной собственности



Суть договорной теории происхождения государства


Существует множество разнообразных концепций возникновения государства. Все они призваны объяснить, как и почему в разных уголках мира на определенных этапах истории стали появляться определенные институты управления, которые трансформировались в государства.

Таблица с основными теориями происхождения государства



Одной из самых популярных концепций является договорная теория.

Договорная теория — концепция, в основе которой лежит представление о том, что государство является результатом заключения общественного договора.

Договорная теория тесно связана с доктриной естественного права.

Естественное право — представление о том, что все люди от рождения обладают неотъемлемыми правами уже по факту своей принадлежности к человеческому роду.

Пример 1

Примеры естественных прав: право на жизнь, свободу совести, достоинство личности.

Естественное право противостоит доктрине правового позитивизма.

Правовой позитивизм — представление о том, что у человека есть только те права, которые дарованы ему государством и прописаны в законах.

В чем заключается главная идея договорной теории


Сущность теории состоит в том, что в основе государства лежит 
общественный договор. Все члены общества отказываются от части своих интересов ради взаимного блага.

В первобытную эпоху люди жили в естественном состоянии. При этом шла постоянная борьба за выживание с применением физической силы. Когда люди научились взаимодействовать между собой, они добровольно пожертвовали частью собственной независимости ради безопасности всего общества.

Основные функции государства в теории общественного договора:

  • защита граждан от внешней угрозы;

  • упорядочивание отношений;

  • разрешение конфликтов;

  • установление правил и норм поведения в интересах всего социума;

  • обеспечение естественных прав и свобод граждан.

Авторы теоретических положений


Долгое время основателями договорных концепций считали философов-просветителей XVII—XVIII века.

Сейчас достоверно установлено, что идеи, близкие к доктрине общественного договора, стали разрабатывать еще мыслители античной эпохи.

Лучше всего до наших дней дошли представления древнегреческого философа Антифонта, жившего в V веке до нашей эры.

В своем труде «Об истине» Антифонт высказывает следующие идеи:

  1. В основе государства лежит соглашение между людьми.

  2. Цель общественного соглашения — личная безопасность его участников.

  3. Все члены общества призваны охранять государственный договор.

При этом Антифонт отмечает недостатки сложившейся в его время государственной системы:

  1. Законы слишком ограничивают свободу человека («Есть законы для глаз, ушей и даже мыслей»).

  2. Законы не всегда охраняют людей от взаимных обид, а часто сами служат источником вражды.

  3. В отсутствии свидетелей законы нарушаются, и за это не следует никакого наказания.