Файл: Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов Современные технологии обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями для учителей специальных организаций образования,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов «Современные технологии обучения и воспитания детей

с особыми образовательными потребностями» для учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ

с казахским и русским языками обучения



  1. Общие положения


Актуальность курса определяется тенденциями развития отечественной системы образования в соответствии с мировыми стандартами оказания комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями. Расширяется понятие «дети (лица) с особыми образовательными потребностями» в соответствии с опытом стран ОЭСР. Обновляются квалификационные требования для педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, на основе Профессионального стандарта «Педагог». Процессы модернизации системы образования, обозначенные в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года, инициируют поиск и освоение современных коррекционно-развивающих технологий, направленных на коррекцию последствий дефекта, развитие личности ребенка с особыми образовательными потребностями в целях его реабилитации и успешной социализации.

Программа направлена на развитие профессиональных компетенций учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ по педагогической и социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями средствами коррекционно-развивающего образовательного процесса и современных технологий обучения и воспитания.

Материалы курса посвящены работе с детьми с ограниченными возможностями. Именно эта категория детей составляет контингент обучающихся специальных организаций образования и специальных классов общеобразовательных школ и, как следствие, выделена из большого количества детей с особыми образовательными потребностями. Рассматриваемые технологии обучения являются универсальными и могут быть использованы в работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями: интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития и др.


  1. Глоссарий


Коррекция (в специальной педагогике) – процесс исправления (корректировки) у человека психических и физических недостатков.


Коррекционно-развивающая технология – проектирование и реализация учебного процесса, ориентированного на коррекцию психических и физических недостатков, развитие компенсаторных механизмов личности, обеспечивающих успешную социализацию.

Лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица (дети), которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования.

Личностно ориентированный подход – методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Педагогическая реабилитация – меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно–профессиональной ориентации.

Ребенок (дети) с ограниченными возможностями – ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта и системы социальных ролей.

Специальные условия для получения образования – условия, включающие учебные, а также специальные, индивидуально развивающие и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностями.

Технологический подход – подход в обучении, предполагающий: постановку и формулировку диагностируемых учебных целей

, ориентированных на достижение запланированного результата обучения; организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями; оценку текущих результатов и их коррекцию; заключительную оценку результатов.

Технология обучения – проектирование и реализация учебного процесса, направленного на достижение определенных дидактических целей.



  1. Тематика Программы




Модуль 1. Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования

1.1

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагогов среднего образования. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в аспекте требований современной образовательной политики Республики Казахстан

1.2

Закономерности развития психики детей с особыми образовательными потребностями

Модуль 2. Совершенствование содержания и методов обучения, развития и воспитания в контексте повышения качества образования

2.1

Условия реализации Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан организациями образования, обучающими детей с особыми образовательными потребностями. Обзор типовых учебных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями

2.2

Коррекционно-развивающие технологии обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: общая характеристика и направления использования

2.3

Педагогические технологии как основа проектирования урока. Требования к планированию уроков

2.4

Принципы коррекционно-развивающего обучения. Технология разработки коррекционно-развивающих заданий по коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с особыми образовательными потребностями

2.5

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

2.6

Применение личностно-ориентированных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями

2.7

Использование технологий дифференцированного обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

2.8

Применение игровых технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

2.9

Нейропсихологические методы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

2.10

Применение технологии проектного обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

2.11

Технологии, основанные на использовании активных методов обучения детей с особыми образовательными потребностями

2.12

Использование технологии поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, М.Б.Волович) в обучении детей с особыми образовательными потребностями

2.13

Использование метода сенсорной интеграции Д.Айрес в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

2.14

Мониторинг уровня профессиональной компетентности и организационных ресурсов учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ

2.15

Подготовка к тестированию и презентации демо-урока (защите проекта). Подготовка методических статей

2.16

Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов. Презентация демо-урока (защита проекта)

Модуль 3. Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагогов

3.1

Использование возможностей ИКТ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

3.2

Разработка цифровых образовательных ресурсов для обучения детей с особыми образовательными потребностями

Модуль 4. Вариативное содержание

4.1

Методические основы формирования функциональной грамотности обучающихся с нарушением интеллекта

4.2

Обсуждение вопросов и решение проблем из области затруднений слушателей. Дифференциация содержания программы в соответствии с качественным составом слушателей и учётом их индивидуальных потребностей




  1. Цель, задачи Программы и ожидаемые результаты


Целью Программы является повышение уровня профессиональных компетенций учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ, обеспечивающих успешное проектирование уроков и применение современных технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи Программы:

  1. рассмотреть нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагогов организаций среднего образования;

  2. изучить современные коррекционно–развивающие технологии обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, IT-технологии для последующего проектирования уроков;

  3. определить уровень развития профессиональной компетентности и организационных ресурсов учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ.

По завершении курса слушатели:

  1. знают требования к реализации профессиональной деятельности в аспекте нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность педагогов организаций среднего образования;

  2. демонстрируют навыки проектирования уроков с использованием коррекционно–развивающих технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, IT- технологий;

  3. исследуют уровень развития собственной профессиональной компетентности и организационных ресурсов.


  1. Структура и содержание Программы


Программа состоит из 4 модулей:

  1. Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования. Модуль направлен на рассмотрение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагогов организаций среднего образования; изучение закономерностей развития психики детей с особыми образовательными потребностями.

  2. Совершенствование содержания и методов обучения, развития и воспитания в контексте повышения качества образования. Посредством тем модуля слушатели ознакомятся с современными коррекционно–развивающими технологиями обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и отработают навыки проектирования уроков. Эффективность рассматриваемых технологий теоретически обоснована и экспериментально доказана в зарубежной и отечественной теории и практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

  3. Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагогов. Модуль направлен на формирование у слушателей умений разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательной работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

  4. Вариативное содержание. Предполагает изучение тем с учетом профессиональных запросов слушателей.




  1. Организация учебного процесса


Курсы повышения квалификации организуются в режиме:

    1. очного обучения в соответствии с учебно-тематическим планом курса в режиме очного обучения (далее – УТП);

    2. дистанционного обучения в соответствии с УТП курса онлайн обучения и включают два этапа обучения: дистанционное (онлайн) – 40 часов, самостоятельное (оффлайн) – 40 часов.

Образовательный процесс включает интерактивные формы и методы обучения, обеспечивающие деятельностный характер повышения квалификации педагога: семинар, вебинар, практическая работа (СРС), выездное практическое занятие (далее – ВПЗ), метод кейсов, обсуждение видеофрагментов, групповая работа, презентация демо-урока.

Продолжительность очного и дистанционного курсов составляет 80 часов. При организации очного и дистанционного однонедельного курса количество часов в УТП сокращается в 2 раза.

  1. Учебно-методическое обеспечение Программы


Модуль 1. Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования.

  1. Актуальность модуля. Учителям специальных организаций образования и специальных классов общеобразовательных школ необходимо знание основных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми они реализуют профессиональную деятельность и выстраивают собственное профессиональное развитие. Результативность образовательного процесса определяется также качеством знаний педагогов о закономерностях развития психики детей с особыми образовательными потребностями.

  2. Задачи модуля:

  • создать условия для рефлексии уровня развития собственных профессиональных компетенций в соответствии с требованиями к реализации профессиональной деятельности педагогов организаций среднего образования;

  • актуализировать знания о закономерностях развития психики детей с особыми образовательными потребностями.

  1. Ожидаемые результаты:

  • оценивают уровень развития собственных профессиональных компетенций в соответствии с требованиями к реализации профессиональной деятельности педагогов организаций среднего образования и определяют направления дальнейшего профессионального роста;

  • знают структуру дефекта различных категорий детей с особыми образовательными потребностями.