Файл: Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов Современные технологии обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями для учителей специальных организаций образования,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов «Современные технологии обучения и воспитания детей
с особыми образовательными потребностями» для учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ
с казахским и русским языками обучения
-
Общие положения
Актуальность курса определяется тенденциями развития отечественной системы образования в соответствии с мировыми стандартами оказания комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями. Расширяется понятие «дети (лица) с особыми образовательными потребностями» в соответствии с опытом стран ОЭСР. Обновляются квалификационные требования для педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, на основе Профессионального стандарта «Педагог». Процессы модернизации системы образования, обозначенные в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года, инициируют поиск и освоение современных коррекционно-развивающих технологий, направленных на коррекцию последствий дефекта, развитие личности ребенка с особыми образовательными потребностями в целях его реабилитации и успешной социализации.
Программа направлена на развитие профессиональных компетенций учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ по педагогической и социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями средствами коррекционно-развивающего образовательного процесса и современных технологий обучения и воспитания.
Материалы курса посвящены работе с детьми с ограниченными возможностями. Именно эта категория детей составляет контингент обучающихся специальных организаций образования и специальных классов общеобразовательных школ и, как следствие, выделена из большого количества детей с особыми образовательными потребностями. Рассматриваемые технологии обучения являются универсальными и могут быть использованы в работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями: интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития и др.
-
Глоссарий
Коррекция (в специальной педагогике) – процесс исправления (корректировки) у человека психических и физических недостатков.
Коррекционно-развивающая технология – проектирование и реализация учебного процесса, ориентированного на коррекцию психических и физических недостатков, развитие компенсаторных механизмов личности, обеспечивающих успешную социализацию.
Лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица (дети), которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования.
Личностно ориентированный подход – методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Педагогическая реабилитация – меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно–профессиональной ориентации.
Ребенок (дети) с ограниченными возможностями – ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта и системы социальных ролей.
Специальные условия для получения образования – условия, включающие учебные, а также специальные, индивидуально развивающие и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностями.
Технологический подход – подход в обучении, предполагающий: постановку и формулировку диагностируемых учебных целей
, ориентированных на достижение запланированного результата обучения; организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями; оценку текущих результатов и их коррекцию; заключительную оценку результатов.
Технология обучения – проектирование и реализация учебного процесса, направленного на достижение определенных дидактических целей.
-
Тематика Программы
Модуль 1. Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования | 1.1 | Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагогов среднего образования. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в аспекте требований современной образовательной политики Республики Казахстан |
1.2 | Закономерности развития психики детей с особыми образовательными потребностями | |
Модуль 2. Совершенствование содержания и методов обучения, развития и воспитания в контексте повышения качества образования | 2.1 | Условия реализации Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан организациями образования, обучающими детей с особыми образовательными потребностями. Обзор типовых учебных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями |
2.2 | Коррекционно-развивающие технологии обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: общая характеристика и направления использования | |
2.3 | Педагогические технологии как основа проектирования урока. Требования к планированию уроков | |
2.4 | Принципы коррекционно-развивающего обучения. Технология разработки коррекционно-развивающих заданий по коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с особыми образовательными потребностями | |
2.5 | Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | |
2.6 | Применение личностно-ориентированных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями | |
2.7 | Использование технологий дифференцированного обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | |
2.8 | Применение игровых технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | |
2.9 | Нейропсихологические методы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | |
2.10 | Применение технологии проектного обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | |
2.11 | Технологии, основанные на использовании активных методов обучения детей с особыми образовательными потребностями | |
2.12 | Использование технологии поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, М.Б.Волович) в обучении детей с особыми образовательными потребностями | |
2.13 | Использование метода сенсорной интеграции Д.Айрес в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | |
2.14 | Мониторинг уровня профессиональной компетентности и организационных ресурсов учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ | |
2.15 | Подготовка к тестированию и презентации демо-урока (защите проекта). Подготовка методических статей | |
2.16 | Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов. Презентация демо-урока (защита проекта) | |
Модуль 3. Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагогов | 3.1 | Использование возможностей ИКТ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями |
3.2 | Разработка цифровых образовательных ресурсов для обучения детей с особыми образовательными потребностями | |
Модуль 4. Вариативное содержание | 4.1 | Методические основы формирования функциональной грамотности обучающихся с нарушением интеллекта |
4.2 | Обсуждение вопросов и решение проблем из области затруднений слушателей. Дифференциация содержания программы в соответствии с качественным составом слушателей и учётом их индивидуальных потребностей |
-
Цель, задачи Программы и ожидаемые результаты
Целью Программы является повышение уровня профессиональных компетенций учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ, обеспечивающих успешное проектирование уроков и применение современных технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи Программы:
-
рассмотреть нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагогов организаций среднего образования; -
изучить современные коррекционно–развивающие технологии обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, IT-технологии для последующего проектирования уроков; -
определить уровень развития профессиональной компетентности и организационных ресурсов учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ.
По завершении курса слушатели:
-
знают требования к реализации профессиональной деятельности в аспекте нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность педагогов организаций среднего образования; -
демонстрируют навыки проектирования уроков с использованием коррекционно–развивающих технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, IT- технологий; -
исследуют уровень развития собственной профессиональной компетентности и организационных ресурсов.
-
Структура и содержание Программы
Программа состоит из 4 модулей:
-
Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования. Модуль направлен на рассмотрение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагогов организаций среднего образования; изучение закономерностей развития психики детей с особыми образовательными потребностями. -
Совершенствование содержания и методов обучения, развития и воспитания в контексте повышения качества образования. Посредством тем модуля слушатели ознакомятся с современными коррекционно–развивающими технологиями обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и отработают навыки проектирования уроков. Эффективность рассматриваемых технологий теоретически обоснована и экспериментально доказана в зарубежной и отечественной теории и практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями. -
Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагогов. Модуль направлен на формирование у слушателей умений разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. -
Вариативное содержание. Предполагает изучение тем с учетом профессиональных запросов слушателей.
-
Организация учебного процесса
Курсы повышения квалификации организуются в режиме:
-
очного обучения в соответствии с учебно-тематическим планом курса в режиме очного обучения (далее – УТП); -
дистанционного обучения в соответствии с УТП курса онлайн обучения и включают два этапа обучения: дистанционное (онлайн) – 40 часов, самостоятельное (оффлайн) – 40 часов.
Образовательный процесс включает интерактивные формы и методы обучения, обеспечивающие деятельностный характер повышения квалификации педагога: семинар, вебинар, практическая работа (СРС), выездное практическое занятие (далее – ВПЗ), метод кейсов, обсуждение видеофрагментов, групповая работа, презентация демо-урока.
Продолжительность очного и дистанционного курсов составляет 80 часов. При организации очного и дистанционного однонедельного курса количество часов в УТП сокращается в 2 раза.
-
Учебно-методическое обеспечение Программы
Модуль 1. Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования.
-
Актуальность модуля. Учителям специальных организаций образования и специальных классов общеобразовательных школ необходимо знание основных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми они реализуют профессиональную деятельность и выстраивают собственное профессиональное развитие. Результативность образовательного процесса определяется также качеством знаний педагогов о закономерностях развития психики детей с особыми образовательными потребностями. -
Задачи модуля:
-
создать условия для рефлексии уровня развития собственных профессиональных компетенций в соответствии с требованиями к реализации профессиональной деятельности педагогов организаций среднего образования; -
актуализировать знания о закономерностях развития психики детей с особыми образовательными потребностями.
-
Ожидаемые результаты:
-
оценивают уровень развития собственных профессиональных компетенций в соответствии с требованиями к реализации профессиональной деятельности педагогов организаций среднего образования и определяют направления дальнейшего профессионального роста; -
знают структуру дефекта различных категорий детей с особыми образовательными потребностями.