Файл: Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов Современные технологии обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями для учителей специальных организаций образования,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Модуль 2. Совершенствование содержания и методов обучения, развития и воспитания в контексте повышения качества образования.
-
Актуальность модуля. Посредством тем модуля слушатели ознакомятся с современными коррекционно–развивающими технологиями обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и отработают навыки проектирования уроков. Эффективность рассматриваемых технологий теоретически обоснована и экспериментально доказана в зарубежной и отечественной теории и практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Предлагаемая система мониторинга позволит учителям определить уровень развития собственной профессиональной компетентности в целях непрерывного профессионального развития.
-
Задачи модуля:
-
развить навыки проектирования уроков с использованием современных технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями; -
исследовать уровень развития собственной профессиональной компетентности и организационных ресурсов.
-
Ожидаемые результаты:
-
владеют навыками проектирования уроков с использованием современных технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями; -
определяют уровень развития собственной профессиональной компетентности и организационных ресурсов.
Модуль 3. Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагогов.
1) Актуальность модуля. Использование возможностей ИКТ оптимизирует учебный процесс и позволяет учителю решить большое количество задач. Авторские цифровые образовательные ресурсы делают уроки полезными, а главное, интересными для учащихся с нарушениями в развитии.
2) Задачи модуля:
-
изучить возможности ИКТ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями; -
развить навыки разработки и применения цифровых образовательных ресурсов в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
3) Ожидаемые результаты:
-
знают возможности ИКТ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями; -
владеют навыками разработки и применения цифровых образовательных ресурсов для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Модуль 4. Вариативное содержание.
-
Актуальность модуля. Учителя специальных организаций образования и специальных классов общеобразовательных школ нуждаются в удовлетворении индивидуальных образовательных запросов в целях непрерывного профессионального развития. -
Задачи модуля:
-
создать условия для выявления проблем в профессиональной деятельности и определения путей их решения через содержание курсов повышения квалификации; -
обеспечить удовлетворение индивидуальных потребностей слушателей.
-
Ожидаемые результаты:
-
умеют выявлять проблемы в профессиональной деятельности и определять пути их решения; -
владеют способами профессионального и личностного развития.
Учебно-тематический план курса очного обучения
№ | Тематика занятий | Семинар | Выездное практическое занятие | Презентация демо-урока / Защита проекта | Тестирование | Всего |
1 | Модуль 1. Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования | 4 | | | | 4 |
1.1 | Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагогов среднего образования. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в аспекте требований современной образовательной политики Республики Казахстан | 2 | | | | 2 |
1.2 | Закономерности развития психики детей с особыми образовательными потребностями | 2 | | | | 2 |
2 | Модуль 2. Совершенствование содержания и методов обучения, развития и воспитания в контексте повышения качества образования | 30 | 16 | 16 | 2 | 64 |
2.1 | Условия реализации Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан организациями образования, обучающими детей с особыми образовательными потребностями. Обзор типовых учебных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями | 4 | | | | 4 |
2.2 | Коррекционно-развивающие технологии обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: общая характеристика и направления использования | 2 | | | | 2 |
2.3 | Педагогические технологии как основа проектирования урока. Требования к планированию уроков | 2 | | 2 | | 4 |
2.4 | Принципы коррекционно-развивающего обучения. Технология разработки коррекционно-развивающих заданий по коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с особыми образовательными потребностями | 2 | | 2 | | 4 |
2.5 | Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | | 4 | | | 4 |
2.6 | Применение личностно-ориентированных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями | 2 | | 2 | | 4 |
2.7 | Использование технологий дифференцированного обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | | 4 | | | 4 |
2.8 | Применение игровых технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | | 4 | | | 4 |
2.9 | Нейропсихологические методы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | 4 | | | | 4 |
2.10 | Применение технологии проектного обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 | | 2 | | 4 |
2.11 | Технологии, основанные на использовании активных методов обучения детей с особыми образовательными потребностями | 2 | | 2 | | 4 |
2.12 | Использование технологии поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, М.Б.Волович) в обучении детей с особыми образовательными потребностями | 2 | | 2 | | 4 |
2.13 | Использование метода сенсорной интеграции Д.Айрес в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 | 4 | | | 6 |
2.14 | Мониторинг уровня профессиональной компетентности и организационных ресурсов учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ | 2 | | | | 2 |
2.15 | Подготовка к тестированию и презентации демо-урока (защите проекта). Подготовка методических статей | 4 | | | | 4 |
2.16 | Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов. Презентация демо-урока (защита проекта) | | | 4 | 2 | 6 |
3 | Модуль 3. Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагогов | 8 | | | | 8 |
3.1 | Использование возможностей ИКТ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | 4 | | | | 4 |
3.2 | Разработка цифровых образовательных ресурсов для обучения детей с особыми образовательными потребностями | 4 | | | | 4 |
4 | Модуль 4. Вариативное содержание | 4 | | | | 4 |
4.1 | Методические основы формирования функциональной грамотности обучающихся с нарушением интеллекта | 2 | | | | 2 |
4.2 | Обсуждение вопросов и решение проблем из области затруднений слушателей. Дифференциация содержания программы в соответствии с качественным составом слушателей и учётом их индивидуальных потребностей | 2 | | | | 2 |
| Всего: | 46 | 16 | 16 | 2 | 80 |
Примечание: 1 академический час – 45 минут.
Учебно-тематический план курса онлайн обучения
№ | Тематика занятий | Вебинар | Презентация демо-урока /Защита проекта | Тестирование | Самостоятельное обучение слушателя | Всего |
1 | Модуль 1. Нормативные и психолого-педагогические аспекты развития современного образования | 2 | | | 2 | 4 |
1.1 | Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагогов среднего образования. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в аспекте требований современной образовательной политики Республики Казахстан | 1 | | | 1 | 2 |
1.2 | Закономерности развития психики детей с особыми образовательными потребностями | 1 | | | 1 | 2 |
2 | Модуль 2. Совершенствование содержания и методов обучения, развития и воспитания в контексте повышения качества образования | 25 | 3 | 2 | 30 | 60 |
2.1 | Условия реализации Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан организациями образования, обучающими детей с особыми образовательными потребностями. Обзор типовых учебных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
2.2 | Коррекционно-развивающие технологии обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: общая характеристика и направления использования | 1 | | | 1 | 2 |
2.3 | Педагогические технологии как основа проектирования урока. Требования к планированию уроков | 2 | | | 4 | 6 |
2.4 | Принципы коррекционно-развивающего обучения. Технология разработки коррекционно-развивающих заданий по коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 4 | 6 |
2.5 | Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
2.6 | Применение личностно-ориентированных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
2.7 | Использование технологий дифференцированного обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
2.8 | Применение игровых технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
2.9 | Нейропсихологические методы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
2.10 | Применение технологии проектного обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
2.11 | Технологии, основанные на использовании активных методов обучения детей с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
2.12 | Использование технологии поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, М.Б.Волович) в обучении детей с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
2.13 | Использование метода сенсорной интеграции Д.Айрес в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
2.14 | Мониторинг уровня профессиональной компетентности и организационных ресурсов учителей специальных организаций образования, учителей специальных классов общеобразовательных школ | | | | 1 | 1 |
2.15 | Подготовка к тестированию и презентации демо-урока (защите проекта). Подготовка методических статей | | 1 | | | 1 |
2.16 | Определение уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов. Презентация демо-урока (защита проекта) | | 2 | 2 | | 4 |
3 | Модуль 3. Развитие IT-компетентности и цифровой грамотности педагогов | 4 | | | 4 | 8 |
3.1 | Использование возможностей ИКТ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
3.2 | Разработка цифровых образовательных ресурсов для обучения детей с особыми образовательными потребностями | 2 | | | 2 | 4 |
4 | Модуль 4. Вариативное содержание | 4 | | | 4 | 8 |
4.1 | Методические основы формирования функциональной грамотности обучающихся с нарушением интеллекта | 2 | | | 2 | 4 |
4.2 | Обсуждение вопросов и решение проблем из области затруднений слушателей. Дифференциация содержания программы в соответствии с качественным составом слушателей и учётом их индивидуальных потребностей | 2 | | | 2 | 4 |
| Всего: | 35 | 3 | 2 | 40 | 80 |
Примечание: 1 академический час – 45 минут.
-
Оценивание результатов обучения
При организации образовательного процесса в очном формате в целях контроля и оценки знаний слушателей организуется презентация демо-урока (защита проекта) и итоговое тестирование; в дистанционном – выполнение самостоятельной работы, презентация демо-урока (защита проекта), итоговое тестирование.
Критерии оценивания самостоятельной работы
Для проведения самостоятельной работы выделяются следующие критерии:
0 баллов – не реализовано;
1 балл – частично реализовано;
2 балла – реализовано полностью.
Для определения уровня усвоения знаний применяются следующие параметры:
1) усвоение содержания учебного материала по изучаемому модулю;
2) использование теоретических знаний при выполнении практических задач;
3) практическая значимость излагаемого материала;
4) обоснование, полнота и четкость изложения вопроса;
5) оформление в соответствии с требованиями.
Оценка знаний слушателей по выполнению самостоятельной работы осуществляется переводом баллов в пятибалльную систему:
-
«Отлично»: 9-10 баллов; -
«Хорошо»: 7-8 баллов; -
«Удовлетворительно»: 5-6 баллов; -
«Неудовлетворительно»: менее 5 баллов.
Критерии оценивания демо-урока
№ | Критерии оценивания | Баллы |
1 | Цели урока сформулированы в формате SMART | |
2 | Активные методы вовлекают всех учащихся в процесс обучения и направлены на реализацию целей обучения | |
3 | Формативное оценивание способствует улучшению результатов обучения | |
4 | Учет потребностей учащихся. Использование дифференцированного подхода | |
5 | Использование коррекционно-развивающих технологий, в т.ч. ИКТ | |
Для оценивания презентации демо-урока выделяются следующие критерии: