Файл: Учебнометодическое пособие по курсу административное право Махачкала 2017 2 Печатается по решению учебнометодического совета СевероКавказского института (филиал) вгую (рпа минюста России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 690

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
(РПА МИНЮСТА РОССИИ)» В г. МАХАЧКАЛЕ
П.Г.Абдулазизова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО КУРСУ
«
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Махачкала 2017

2
Печатается по решению учебно-методического совета Северо-Кавказского института (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России).
УДК 808.5
ББК 83.7
Составитель:
Абдулазизова Патимат Гасановна – доцент кафедры конституционного
(государственного) и административного права Северо-Кавказского института
(филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), кандидат юридических наук
Рецензенты:
Амаева Гидаят Джахбархановна - кандидат исторических наук доцент кафедры теории и истории государства и права ДГПУ.
Омарова Зухра Набиевна–заведующая кафедрой конституционного
(государственного) и административного права Северо-Кавказского института
(филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), кандидат юридических наук.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО: учеб. метод. пособие. /
Абдулазизова П.Г.– Махачкала: Изд-во Чиркей, 2016. – 340, [3] c.: ил.
Учебно-методическое пособие содержит краткий курс лекций, практические задания, тесты, темы рефератов, дополнительную литературу, способствующие усвоению разделов курс «Административное право
»
Учебно-методическое пособие рассчитано на студентов юридических факультетов высших учебных заведений изучающих дисциплину
«
Административное право».
Учебно-методическое пособие обсуждено и одобрено кафедрой конституционного (государственного) административного права Северо-
Кавказского института (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) 16 сентября 2017 года.
©
Абдулазизова П.Г.., 2017
© Северо-Кавказский институт (филиал)
ВГУЮ (РПА Минюста России), 2017

3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………………………….…..4-5
Курс лекций…………….………………………………………………………….…………6-272
Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть……………….6-9
Тема 2: Понятие, предмет, методы и система административного права………………..10-15
Тема 3. Административно-правовые нормы…………………………………….………….15-18
Тема 4. Административно-правовые отношения…………………………………………...19-22
Тема 5. Физические лица, как субъекты административного права……………………....22-30
Тема 6. Органы исполнительной власти как субъекты административного права…........30-43
Тема 7. Государственные служащие как субъекты административного права……………44-63
Тема 8.Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права……………………………………………………………………………………….…....63-70
Тема 9. Административно-правовые формы реализации исполнительной власти …… …70-77
Тема 10. Административно-правовые методы реализации исполнительной власти …….77-80
Тема 11. Законность и дисциплина в сфере исполнительной власти ……………..……….81-95
Тема 12. Административная отвественность и административное правонарушение…...95-108
Тема 13. Административые наказания………………………………………………….… 108-119
Тема 14. Административый процесс и производство по делам об административных правонарушения………………………………………………………………….……….....119-143
Тема 15. Основы организации управления и развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях………………………………………………...……143-146
Тема 16. Организация управления в экономической сфере…………………………..…146-184
Тема 17. Организация управления в социально-культурной сфере……………………..184-207
Тема 18. Организация упрвления в административно-политической сфере…………...207-259
Тема19. Организация управления в особых условиях…………………………………….259-272
Практические задания……………………………………………………………………….272-332
Рекомендуемая литература…………………………………………………………………333-339


4
Предисловие
Административное право - является одной из важнейших отраслей российской правовой системы. Оно служит правовой основой построения и функционирования исполнительной ветви власти. Административное право это отрасль публичного права, закрепляющая права и обязанности граждан и юридических лиц в отношениях с должностными лицами и органами исполнительной власти государства, органов местного самоуправления, с администрациями предприятий, организаций и учреждений. Данная отрасль права определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Административное право изучает законодательство, которое по объему и масштабу наиболее многообразно и значительно превышает законодательство любой другой отрасли права
На современном этапе развития Российской государственности административное право претерпевает коренной пересмотр его основных положений, взглядов, форм и методов управленческой деятельности.
В ходе осуществления в России политической, административной и экономической реформ радикальному изменению подвергаются социальные отношения, регулируемые административным правом.
Все происходящие инновации в управленческой деятельности обусловлены принятием
Конституции Российской Федерации 1993 года и многими другими федеральными законами регулирующими деятельность исполнительной ветви власти.
Традиционно административное право делится на общую и особенную части. Цель учебного пособия - оказать помощь студентам и другим заинтересованным лицам в изучении основных понятий, положений и институтов административного права на современном этапе развития нашего государства. Уже длительное время в стране действует принципиально новая трехзвенная структура органов исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства), утвержденная указом Президента Российской
Федерации. Однако до настоящего времени учебной литературы по административному праву, с учетом прошедших изменений в органах исполнительной власти, издано недостаточно.
Пособие подготовлено на основе положений Конституции Российской Федерации и действующего законодательства. В нем освещаются вопросы общей части дисциплины, а также административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами в условиях проводимой административной реформы.
В работе отражены отраслевые и территориальные начала в государственной управлении, с учетом произошедших в последнее время изменений. Рассмотрены отрасли и сферы


5 государственного управления, соотношение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области организации государственного управления, функции, методы и формы управления в современных условиях, а также субъекты и организация межотраслевого государственного управления.
В учебно-методическом пособии, помимо практических заданий, контрольных вопросов содержаться также различные варианты тестовых заданий, использование которых в учебном процессе позволит осуществить как итоговый, так и промежуточный контроль знаний студентов по курсу административному праву.
Предлагаемое пособие структурно построено таким образом, чтобы дать основные знания по общей части дисциплины и ознакомить обучаемых лиц с принципиальными положениями особенной части административного права. Для более глубокого изучения предмета следует ознакомиться с нормативно-правовыми актами и литературой, указанными в данном издании. О последующих изменениях и дополнениях, обучаемые будут ставиться в известность в процессе проведения лекций и семинаров, а также путем переиздания настоящего учебного пособия

6
Лекция 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть.
1.
Понятие. Содержание и виды управления.
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.
Признаки управления:
• обязательно качество целостной организованной системы;
• наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
• определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
• служит интересам взаимодействия основных элементов;
• обеспечивается системой определенных средств.
Виды управления:
- механическое,
- биологическое,
- социальное.
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты
социального управления:
1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
3) направлено на достижение определенной управленческой цели;
4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
7) реализуется в рамках определенного механизма.
Виды
социального управления:
- государственное управление,
- местное (муниципальное) самоуправление,
- общественное самоуправление.
Элементы
социального управления:
- субъект управления,
- объект управления,
- управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.


7
Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.
Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.
Стадии процесса управления:
• анализ управленческой ситуации;
• выработка и принятие решения;
• организация и исполнение решения;
• контроль выполнения решения;
• подведение итогов, внесение корректив.
2.
Государственное управление: понятие и принципы.
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Признаки
государственного управления:
• это вид государственной управленческой деятельности;
• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
• обеспечивается посредством системы гарантий;
• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
• демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов


8 исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);
• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;
• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;
• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;
• конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;
• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;
• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;
• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.
Организационные принципы:
• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);
• территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);
• линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно- распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;
• функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);
• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;
• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.