Файл: Курсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30
1.6 Теоретическое уточнение понятия «Поведение интернет-покупателей»
1. Интернет-магазин – сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет.
Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ. При этом продажа товаров осуществляется дистанционным способом, и она накладывает ограничения на продаваемые товары.
2. Потребление – использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей.
3. Онлайн-покупатель – человек, осуществляющий оплату деньгами (или иным способом) и являющийся приобретателем товара или услуги через Интернет.
4. Потребитель - человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги).
5. Онлайн-коммерция — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.
6. Товар продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для прод ажи или обмена.
7. Интернет - информационно-коммуникационная сеть и всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации.
1.7
Эмпирическая
интерпретация
понятия
«поведение
интернет-
покупателей»:
1. Частота онлайн-покупок (Вопрос №1).
2. Частота онлайн покупок при пандемии COVID-19 (Вопрос №2).
3. Предпочитаемые категории товаров (Вопрос №3).
4. Предпочитаемые интернет-сайты для онлайн-покупок (Вопрос №4).
5. Достоинства интернет-покупок (Вопрос №5).
6. Недостатки интернет-покупок (Вопрос №6).
7. Отношение к интернет-магазинам (Вопрос №7).
8. Оценка сложности процесса совершения онлайн-покупок (Вопрос №8).

31
1.8 Типы респондентов по потребительскому поведению в сети Интернет
Частота онлайн- покупок
Оценка сложности процесса совершения онлайн- покупок
Отношение к интернет-магазинам
Активный тип
Постоянно
Хорошо разбирается, может спокойно приобрести любой товар, не испытывает сложностей
Считает, что это удобный способ покупки различных товаров
Нейтральный тип
3-4 раза в месяц
Респонденту требуется время, чтобы разобраться, но особых трудностей не вызывает
Считает, что у интернет-магазинов есть некоторые неудобства, но в целом это полезная возможность
Пассивный тип
Очень редко (реже одного раза в месяц)
Очень сложно даётся приобретение товаров
Считает, что у интернет-магазинов нет никаких достоинств, покупает там только в случае крайней необходимости
Активный тип респондентов — постоянно совершает онлайн покупки, хорошо разбирается в этом, может спокойно приобрести любой товар, не испытывая затруднений, считает, что это удобный способ покупки различных товаров.
Нейтральный тип — совершает покупки 3-4 раза в месяц, ему требуется время, чтобы разобраться в интернет-магазине, считает, что у интернет-магазинов есть некоторые неудобства, но в целом, это полезная возможность.
Пассивный тип - совершает покупки очень редко, реже одно раза в месяц, ему очень сложно дается приобретение товаров, респондент испытывает сложности, считает, что у интернет-магазинов нет никаких достоинств, покупает в интернете только в случае крайней необходимости.


32
1.9 Факторы:
Общие:
1. Интернет-сайты, предоставляющие свои услуги в России
2. Социально-экономическая ситуация в стране
3. Эпидемиологическая ситуация в стране
Специфические:
1 Пол (Вопрос №9)
2 Возраст (Вопрос №10)
3 Уровень образования (Вопрос №11)
4 Сфера деятельности (учёба, работа) (Вопрос №12)
5 Доход (Вопрос №13)
6 Типа населённого пункта (Вопрос №14)
1. 10 В соответствии задачам выдвинуты следующие гипотезы:
1.1 Большинство респондентов часто совершают онлайн покупки
1.2 В период пандемии COVID-19 большинство респондентов стали чаще совершать интернет-покупки
1.3 Наиболее предпочтительным типом товара для большинства респондентов является цифровая и бытовая техника
1.4 Наиболее предпочтительными для большинства респондентов сайтами для покупок являются сайты для покупки цифровой и бытовой техники
1.5 Основным достоинством интернет-покупок является возможность просмотреть большой каталог товаров
1.6 Основным недостатком интернет-покупок для большинства респондентов является невозможность посмотреть на товар в живую
1.7 Большинство респондентов положительно относятся к интернет-магазинам
1.8 Большинство респондентов осведомлены о правилах пользования услугами интернет-магазинов
2.1 Среди женщин больше доля респондентов, которые часто совершают интернет- покупки, чем среди мужчин
2.2 Чем старше респонденты, тем реже они совершают интернет-покупки
2.3 Чем выше уровень образования респондентов, тем лучше они ознакомлены о правилах пользования услугами интернет-магазинов
2.4 Среди учащихся респондентов больше доля положительно относящихся к интернет-магазинам, чем среди работающих респондентов
2.5 Чем выше доход респондентов, тем чаще они совершают интернет-покупки

33 2.6 Среди респондентов, проживающих в городе, больше доля тех, кто часто совершает интернет-покупки, чем среди респондентов, проживающих в других населённых пунктах
3. Доминирует позитивный тип респондентов по потребительскому поведению в сети Интернет
2. ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Проводится дифференцированное пилотажное исследование с целью проверки качества инструмента исследования, его соответствие целям, задачам и гипотезам, поэтому требование репрезентативности не соблюдается. Однако, в выборочную совокупность должны войти представители всех основных групп, которые должны участвовать в массовом исследовании. Метод сбора данный – анкетный опрос.
Анкета включает в себя следующие смысловые блоки:
1. Поведенческий блок (Вопросы 1, 2, 3, 4,8)
2. Оценочный блок (Вопросы 5, 6, 7)
3. Социально-демографический (Вопросы 9, 10, 11, 12, 13, 14)
Обработка информации будет проводится с помощью ППП SPSS. При анализе результатов будут использоваться следующие методы:
1.
Вычисление частот и частости.
2.
Определение моды
3.
Ранжирование
4.
Укрупнение исходных группировок
5.
Анализ зависимостей


34
Приложение 2 Анкета по программе социологического исследования по теме
«Потребительское поведение российских интернет-покупателей»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Пермский национальный исследовательский
политехнический университет»
Анкета
Потребительское поведение российских интернет-покупателей
Приглашаем Вас принять участие в социологическом опросе, посвященном изучению поведения российских интернет-покупателей.
Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правильных и неправильных ответов. Номер варианта, соответствующий Вашему мнению, обведите кружком.
Анкета является анонимной, подписывать её не нужно.
Желаем Вам успешной работы над анкетой и благодарим за участие в опросе!
Пермь, 2022

35
1. Как часто Вы совершаете интернет-покупки в интернет-магазинах?
1) Постоянно пользуюсь услугами интернет-магазинов (хотя бы один раз в неделю)
2) Покупаю онлайн 3-4 раза в месяц
3) Прибегаю к покупкам онлайн только в случае крайней необходимости (реже 1-го раза в месяц)
2. После наступления пандемии COVID-19, Вы чаще стали пользоваться
возможностью приобрести что-нибудь онлайн?
1) Стал пользоваться чаще
2) Скорее да, чем нет
3) Скорее нет, чем да
4) Нет, ничего не изменилось
3. Какие товары Вы предпочитаете чаще всего приобретать онлайн? Можно
выбрать несколько вариантов ответов
1) Еда
2) Одежда
3) Цифровая или бытовая техника
4) Товары для строительства
5) Книги
6) Свой вариант: _________________
4. Какие интернет-сайты (маркетплейсы) для онлайн-покупок Вы
предпочитаете? Можно выбрать несколько вариантов ответов
1) OZON
2) Wildberries
3) DNS
4) Ситилинк
5) Avito
6) Яндекс.Маркет
7) Свой вариант: _____________________

36
5. Какие достоинства интернет-покупок Вы можете выделить? Можно
выбрать несколько вариантов ответов
1) Возможность просмотреть большой каталог товаров
2) Возможность прочитать отзывы о товаре на сайте, где товар приобретается
3) Не надо взаимодействовать с продавцами-консультантами
4) Скорость совершения покупки
5) Свой вариант: ________________
6. Какие недостатки интернет-покупок Вы можете выделить? Можно выбрать
несколько вариантов ответов
1) Нет возможности посмотреть на товар в живую
2) Товар может не соответствовать описанию или картинке на сайте
3) Возможность различных мошеннических схем
4) Трудный интерфейс интернет-магазинов
5) Свой вариант: _________________
7. Как Вы в целом относитесь к интернет-магазинам?
1) Это удобный способ покупки различных товаров
2) Есть некоторые неудобства, но в целом это полезная возможность
3) У интернет-магазинов нет никаких достоинств, покупаю там только в случае крайней необходимости
8. Испытываете ли Вы сложности при процессе покупки онлайн-товаров?
1) Хорошо разбираюсь, могу спокойно приобрести любой товар, не испытываю сложностей
2) Мне требуется время, чтобы разобраться, но особых трудностей не вызывает
3) Очень сложно даётся приобретение товаров
9. Укажите Ваш пол:
1) Мужчина
2) Женщина
10. Укажите Ваш возраст: _________


37
11. Ваше образование:
1) общее среднее (10-11 классов)
2) начальное профессиональное (профессиональное училище, лицей)
3) среднее специальное (техникум, колледж)
4) незаконченное высшее
5) высшее
12. Укажите вашу сферу деятельности:
1) Учусь
2) Работаю
3) Совмещаю учёбу и работу
4) В данный момент не учусь и не работаю
13. Какое из перечисленных ниже суждений отражает Ваше материальное
благосостояние?
1) Мы живем от зарплаты до зарплаты, часто приходится занимать деньги на самое необходимое, а о сбережениях не может быть и речи.
2) На ежедневные расходы нам хватает денег, но уже покупка одежды представляет трудности: для этого мы должны специально откладывать или брать в долг.
3) Нам в основном хватает денег, мы можем даже кое-что откладывать. Но при покупке дорогих вещей длительного пользования наших сбережений не хватает, и мы должны пользоваться кредитом или брать в долг.
4) Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает у нас трудностей. Однако покупка автомобиля или дорогостоящий отпуск нам пока недоступны.
5) В настоящее время мы можем позволить себе некоторые дорогостоящие покупки, то есть, если нам захочется, мы могли бы собрать деньги на автомобиль, дорогую мебель, дачу — словом, ни в чем себе не отказывать.
14. В каком типе населённого пункта Вы проживаете?
1) Мегаполис (более 5 млн. человек)
2) Крупный город (от 1 млн. чел до 2 млн. чел.)
3) Небольшой город (до 1 млн. чел.)
4) Посёлок городского типа
5) Деревня

38
Список использованных источников
1. Александрова, А. А. Характеристика уровня электронной коммерции в России / А.
А. Александрова // Modern Science. – 2022. – № 2-1. – С. 44-47 2. Бабаров Н. А. Социологическое исследование поведения покупателей в интернет- магазине // SAF. 2020. №20.
3. Бахарев И. Какие маркетплейсы выигрывают в борьбе за лояльность клиентов: экспертиза НАФИ [Электронный ресурс] // E-pepper. 15 февраля 2022 URL: https://e-pepper.ru/news/kakie-marketpleysy-vyigryvayut-v-borbe-za-loyalnost-klientov- ekspertiza-nafi-.html (дата обращения: 02.06.2022)
4. Битохова Д. А. Лояльность потребителей: теоретический аспект // Научные междисциплинарные исследования. 2020. №3 5. Варламова Д. В., Барабанщикова И. И., Хакбердиева Ш. Б. Оценка качества интернет-магазинов на примере Wildberries и Ozon // Практический маркетинг.
2021. №5. 6 6. Василенко И.В., Ткаченко О.В. Рациональность и риски в потребительском поведении современных россиян: социологический взгляд// Экономика, социология и право. 2016. № 7. С. 55-63.
7. Голдовский,И. Безопасность платежей в Интернете / И. Голдовский. - СПб. [и др.] :
Питер, 2001. – с.12.
8. Головенчик Г.Г. Сущность, классификация и особенности электронной коммерции
// Наука и инновации. 2020. №5 (207)
9. Дементьева Ирина Николаевна Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения // Проблемы развития территории. 2018. №1 (93).
10. Жолудева Т., Казакова Л.В. Интернет-магазин: преимущества и недостатки для покупателей: учебное пособие. 2011. 74 с. 10 11. Исследование поведения российских потребителей в процессе трансграничных онлайн-покупок. 2019 / Кметь Елена Борисовна, Крутьяков Михаил Сергеевич.
12. Кметь Е. Б. Крутьяков М. С. Исследование поведения российских потребителей в процессе трансграничных онлайн-покупок // АНИ: экономика и управление. 2019.
13. Козье Д. Электронная коммерция / Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом
«Русская редакция», 1999. - С. 2.
14. Круглова,
Н. Ю. Коммерческое право : учебник для бакалавров /
Н. Ю. Круглова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2013. — с.15.


39 15. Овчинников Б. Развитие рынка маркетплейсов в 2020-2021 году. Результаты и перспективы [Электронный ресурс] // Data Insight сентябрь 2021 URL: https://datainsight.ru/New_Retail_Forum_2021 (дата обращения: 02.11.2022)
16. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник. - М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - С.6 17. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - С.15-17.
18. Суворова А. С. Потребительское поведение онлайн-покупателей при занятии шоппингом в интернет-магазинах / А. С. Суворова. — Текст : электронный //
Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана
«Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: УрФУ, 2019. — С. 1961-1970.
19. Труханов А. Мобильный онлайн-шоппинг переживает бум. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://mobileb2b.cnews.ru/news/top/index.shtmP2013/12/11/ 553067
(дата обращения 1.11.2022)
20.
Хизбуллина Р.Р., Алимова О.В., Габдуллина Э.Н. Социология потребления: курс лекций. / Р.Р. Хизбуллина, О.В. Алимова, Э.Н. Габдуллина. − Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2015. − 64 с
21. Яндекс маркет «исследование аудитории онлайн - покупателей в России».
[Электронный ресурс].
Режим доступа https://cacheekt05.cdn.yandex.net/download.yandex.ru/company/figures/2018/gfk/yande x_market_gfk_2018.pdf (дата обращения: 1.11.2022).