Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
| Введение | 3 |
1 | Развитие воображения в детском возрасте | 5 |
1.1 | Определение и сущность воображения | 5 |
1.2 | Виды воображения и способы создания творческих образов | 8 |
1.3 | Особенности воображения у детей дошкольного возраста | 10 |
2 | Методологические рекомендации для развития воображения | 13 |
| Заключение | 15 |
| Список использованных источников | 17 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Особенно значимым становится выявление специфики фантазии и закономерностей ее становления при изучении дошкольного детства, так, как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития.
Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительной деятельности.
Проблема развития творческого воображения детей, что в последние годы перед обществом встала проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса. Одним из основополагающих принципов модернизации содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого дошкольника.
В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности дошкольников, способствующей накоплению творческого опыта, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. Развитие воображения у дошкольников является неотъемлемой частью общего развития ребенка. Креативность и способность создать что-то новое является одним из главных качеств умного человека.
Наиболее успешно становления воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начнет «сочинять», «воображать» сочетая реальное с воображением.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития фантазии у детей дошкольного возраста.
Цель контрольной работы - изучить основные закономерности развития воображения у детей дошкольного возраста., методов, средств процесса развития фантазии у дошкольников, а также изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
-определить сущность и понятий «фантазия», «дошкольный возраст», «развития фантазии»;
-выявить виды воображения и способы создания творческих образов;
- определить особенности воображения у детей дошкольного возраста
- разработать методологические рекомендации для развития фантазии.
1. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность воображения дошкольника
Воображение - способность (а также умение и навык) сознания создавать образы, представления и манипулировать ими [3].
Теплов Б.М. говорил о том, что творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты.
Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т.Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству». Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение.
Большое значение воображение имеет в жизни человека, оно влияет на его психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение связано с чувствами, вместе с работой подкорковых образований ведущего мозга, какие регулируют базисные движения. Под воздействием воображения у человека появляются соответствующие базисные изменения. Таким образом, фигурально показывая эти либо другие физиологические воздействия, возможно спровоцировать ускорение деятельность сердца, организаций дыхания
Одна из основных функций воображения - это защита личности, компенсация ее негативных переживаний. Воображение помогает изжить гнетущие эмоции, которые могли возникнуть в каком - либо конфликте. О воображении как о психическом процессе можно говорить лишь при условии или наличии полноценного сознания. Поэтому психологи утверждают, что воображение у детей начинается с трех лет. Основание формирования детского воображения связывается вместе с завершением этапа преждевременного раннего возраста, если дошкольник в первый раз показывает умение заменять одни объекты другими, а также использовать одни объекты в значимости других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.
Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительной деятельности. [6]
Внутренняя жизнь ребенка проходит в фантазиях, мечтах и играх. Можно даже сказать, что дети живут в двух мирах. Воображаемый мир ребенка – это мир сказок, грез, собственных образов и историй; в нем живут разные персонажи, разыгрываются необыкновенные события, где сам «автор» нередко выступает в роли героя. [2].
Через фантазию и игру ребенок осваивает мир взрослых, со всей сложностью его устройства, порядка, социальных ролей и человеческих взаимоотношений. Воображая себя солдатом летчиком, полководцем он «проживает» в действии (пусть пока в фантазии) своих героев – их характеры, поступки, их героизм и благородство.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным.
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. [4]
Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.
Следует отметить, что в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.
Главный дошкольный годы считается чувствительным с целью развития воображения. Непосредственно в данном году совершается активизация воображения: сперва репродуктивного, воскрешающего (дозволяющего демонстрировать фантастические фигуры), а далее креативного (что гарантирует вероятность формирования новейшего вида). [1]
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
-детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
-юность - сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
-зрелость - подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Все школьные предметы не могут усваиваться полностью без деятельности воображения.
Значимость воображения заключается в этом, то что оно дает возможность осуществить заключение, а также определить вывод проблематичной условия в том числе и присутствие нехватке необходимой всесторонности познаний.
Воображение ребенка не сильнее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. В школе детское воображение становится важной предпосылкой и обучения, и эстетического воспитания.
1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов
Воображение - это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.