Файл: 2. Основы организации тушения пожаров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведение занятий с караулом №1; №2; №3; №4.
Тема: №2. 1.« Основы организации тушения пожаров».
Вид занятия: классно-групповое отводимое время: 1 (ч).
Цель: Сформировать уровень знаний у обучаемых.
Литература: Пр. МЧС №472-17г. (Программа подготовки л/с ФПС ГПС), «Пожарная тактика», Пр.№444-17г. Пр.№452-17г. Правила охраны труда (Пр. мин. труда №881н -20г..);

Развёрнутый план занятия:
Учебный вопрос №1 - Анализ управления СиС подразделений ГПС по тушению пожаров и проведению АСР за истекший период и основные направления совершенствования пожаротушения в области (крае, республике), подразделении.

25 (мин.)

На основе познания объективных закономерностей в теории управления силами и средствами на пожаре формулируются соответствующие правила и рекомендации для практической деятельности РТП и органов управления. К ним можно отнести принципы управления силами и средствами на пожаре.

Принципы управления – это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности РТП и органов управления на всех уровнях руководства подразделениями пожарной охраны. Эти принципы не являются продуктом оторванного от жизни мыслительного процесса или плодом творения отдельных личностей, а черпаются из жизни путём познания наиболее существенных связей и отношений различных сторон управления, научного обобщения длительной практической работы РТП и оперативного штаба при решении задач управления силами и средствами в различных условиях обстановки на пожаре.

По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления, закономерностями управления и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики объективные закономерности.

Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. Свое предназначение принципы управления могут выполнить лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным закономерностям управления.

Принципы управления силами и средствами на пожаре, будучи правильно познанными и сформулированными, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Вместе с тем дело не только в выявлении и формулировании принципов. Надо уметь ими пользоваться, уметь воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управления, в организационных формах работы, методах управленческой деятельности. Задача эта непростая, требующая вдумчивости, опыта и чувства меры.


В пожарной охране принципы управления складывались (формулировались) и проверялись на практике тушения пожаров различной сложности. Сложившиеся за годы принципы управления постоянно уточнялись и проверялись в различных формах тактической подготовки и на пожарно-тактических учениях.

В настоящее время в пожарной охране руководствуются следующими принципами управления:

  1. единоначалие;

  2. централизация управления с предоставлением подчинённым инициативы в определении способов выполнения поставленных задач;

  3. твёрдость и настойчивость в проведении принятых решений в жизнь;

  4. оперативное и гибкое реагирование на изменение обстановки;

  5. личная ответственность РТП за принимаемые решения, за применение подчинённых подразделений и результаты выполнения поставленных им задач;

  6. научность и предвидение.


Принцип единоначалия является важнейшим организационным принципом управления силами и средствами на всех уровнях. Необходимость единоначалия в управлении подразделениями вытекает из самой природы тушения пожаров. С помощью единоначалия достигается централизация и единство действий подразделений при тушении пожара.

Сложные условия подготовки и ведения действий по тушению пожаров, их скоротечность, резкие изменения обстановки значительно повысили роль фактора времени и необходимость принятия единоличного решения и твёрдого проведения его в жизнь. Этого можно достичь лишь при жёсткой централизации прав в руках одного лица – РТП. Только РТП, наделённый всей полнотой власти, может действовать инициативно и решительно, в короткие сроки принимать решения и брать на себя полную ответственность за их практическое осуществление. Единоначалие необходимо для поддержания дисциплины и организованности в сложных условиях физического и морального воздействия на участников тушения опасных факторов пожара.

Таким образом, принцип единоначалия заключается в том, что РТП наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и несёт полную ответственность за все стороны их деятельности. Он руководит подчинёнными на основе прав, предоставленных ему законодательством Российской Федерации, положениями уставов и наставлений, приказами, другими нормативными и распорядительными документами.

РТП является не только руководителем, но и воспитателем подчинённых, он несёт ответственность за моральное состояние личного состава, за дисциплину, слаженность и организованность работы подразделений на пожаре.



Вместе с тем сложные условия подготовки и действий по тушению пожаров, большой объём задач управления и ограниченные сроки на их решение делают невозможным управление оперативными подразделениями одним лицом. РТП в своей работе опирается на оперативный штаб и другие органы управления. Это позволяет наиболее полно учесть условия обстановки, эффективно использовать опыт и знания сотрудников органов управления, их творчество и инициативу, свести до минимума возможность появления ошибок и субъективизма в оценке обстановки и в конечном счёте обеспечивает принятие научно обоснованных решений.

Таким образом, единоначалие и коллегиальность выступают вместе при ведущей роли РТП.

В управлении силами и средствами на пожаре требуется более жёсткая централизация управления, чем в других областях. Это необходимо для того, чтобы обеспечить возможность в короткие сроки принять решение и направить усилия подчиненных на достижение поставленной цели, подчинить их действия единому замыслу и плану.

Централизованное управление позволяет РТП в короткие сроки и наилучшим образом координировать действия подразделений пожарной охраны, эффективно применять пожарную технику, быстро перераспределять силы и средства с одного направления на другое, контролировать любой вопрос и в случае необходимости замыкать на себя любую инстанцию управления. При этом наиболее полно используются высокая компетентность, осведомлённость и практический опыт органа управления, его возможности в принятии обоснованных решений и в решительном проведении их в жизнь.

Вместе с тем сложные условия тушения пожаров, резкие изменения обстановки, а также высокий динамизм развития действий по тушению пожаров требуют быстрого, порой мгновенного, влияния на ход действий по тушению пожаров путём принятия подчинёнными самостоятельных решений. Поэтому подчинённым должна быть предоставлена возможность проявления широкой инициативы и творчества при решении поставленных им задач. Они должны иметь возможность принимать решения и ставить задачи подчиненным не только по указаниям вышестоящего командования, но и самостоятельно, с соблюдением установленных требований.

Следовательно, в управлении силами и средствами на пожаре должны разумно сочетаться централизация и децентрализация. Характер такого сочетания может быть неодинаков в различных инстанциях. Он зависит от состава и назначения органов управления, задач, решаемых ими, и условий обстановки на пожаре.


Наибольшая степень централизации управления будет иметь место при решении наиболее сложных задач в кризисных ситуациях, а инициатива подчинённых нацеливается главным образом на то, чтобы с наименьшими силами и наименьшим расходом материальных средств в самые короткие сроки выполнить поставленные задачи.

Сочетание централизации и децентрализации в управлении силами и средствами на пожаре находит своё выражение в распределении функций между командирами на участках тушения пожара и позициях.

Такое распределение функций даёт возможность исключить дублирование в решении одних и тех же задач, значительно сократить потоки информации, циркулирующие в системе, и повысить оперативность управления.

Органы управления не должны выполнять те функции, которые с успехом могут быть выполнены подчинёнными. Однако достичь полного совпадения функций органов управления с решением конкретных задач управления практически невозможно. В конкретных условиях обстановки требуется проявление разумной инициативы.

Должностные лица органов управления должны хорошо знать своих подчинённых, их подготовку и организаторские способности, сильные и слабые стороны. Они должны заботиться о том, чтобы подчинённые знали в положенном объёме обстановку на пожаре, замысел РТП и были способны эффективно и качественно решать возложенные на них задачи управления.

Принцип твёрдости и настойчивости в реализации принятых решений (планов) находится в тесной связи с принципом оперативного и гибкого реагирования на изменения обстановки. Оба эти принципа лежат в основе практической деятельности РТП и органов управления по руководству силами и средствами в ходе тушения. В них сочетаются, с одной стороны, стремление обеспечить неукоснительное проведение в жизнь принятого решения, с другой – необходимость своевременного принятия нового решения или внесения уточнений в ранее принятое решение и задачи подразделениям пожарной охраны, возникающие в связи с изменениями обстановки.

Реализация принципа твёрдости и настойчивости в реализации принятых решений обеспечивается способностью РТП добиваться неукоснительного выполнения подчиненными стоящих перед ними задач, на трудности и препятствия, возникающие на пути к их решению. Вместе с тем принцип оперативности и гибкости управления требует от РТП быстрого реагирования на ожидаемые или произошедшие изменения обстановки, решительного внесения необходимых уточнений в ранее принятое решение, обеспечения в короткие сроки перенацеливания усилий в интересах успешного тушения пожара.


Успешное сочетание твёрдости и гибкости в управлении силами и средствами на пожаре возможно лишь при условии постоянного знания обстановки, точного её прогнозирования, объективного анализа, правильных и обоснованных выводов для решения. При этом в любых условиях обстановки важно не только принять оптимальное решение или своевременно его уточнить, но и уметь мобилизовать подчинённых на выполнение поставленных задач.

Управление силами и средствами на пожаре – это в первую очередь управление людьми. Поэтому твёрдость и гибкость в управлении проявляется через личные качества РТП, должностных лиц органов управления. Профессиональная подготовка, уверенность в правильности действий, стойкость и выдержка в сложных условиях, высокая требовательность и чуткость к людям способны подчинить воле командира коллективы людей, максимально мобилизовать их боевые возможности, физические, интеллектуальные и духовные силы на безусловное выполнение поставленных задач даже в самой сложной обстановке на пожаре.

Наконец, в достижении разумного сочетания твёрдости и гибкости управления важную роль играет организованность в деятельности самих органов управления. В боевой обстановке, когда резко сокращаются сроки принятия решений и возрастает объём решаемых задач, нередко является недостаточной численность личного состава органов управления, нужна гибкость в получении информации об обстановке, решении в нужном объёме задач управления. Возникает необходимость в перераспределении личного состава и технических средств на УТП, организации работы сокращёнными расчётами и проведении ряда других мероприятий, направленных на достижение устойчивого управления.

Принцип личной ответственности РТП за принимаемые решения, применение подчинённых сил и результаты выполнения поставленных задач имеет важнейшее значение в управлении силами и средствами на пожаре. Объединяя в своих руках всю полноту власти, РТП несёт личную ответственность за успешное тушение пожара.

Независимо от количественного состава и уровня подготовки должностных лиц органов управления, участвующих в выработке решения, только РТП имеет право принимать решение на тушение, являющееся основой управления. Этот принцип подчеркивает, что коллегиальность обсуждения во всех обстоятельствах должна быть сведена до необходимого минимума. Она сопровождается точным установлением личной ответственности каждого должностного лица за выполнение возлагаемых на него функциональных обязанностей и подготавливаемые им данные.