ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Полнота прав и обязанностей РТП выражается в том, что он облечён большими полномочиями. Его решения, приказы и указания имеют юридическую силу и должны выполняться подчинёнными беспрекословно.
Комплексное применение принципов управления подразделениями обеспечивает научность управления. Научность отражает основной путь достижения цели управления – максимальную эффективность использования тактических возможностей подразделений для успешного тушения пожаров. Научность управления базируется на прочных знаниях и умелом применении объективных закономерностей, действующих в управлении, высокой компетентности руководителей. Она выражается в глубоком понимании ими складывающейся обстановки, в принятии оптимальных решений, научной организации управленческого труда и применении наиболее эффективных методов управления.
Должностные лица органов управления должны обладать прочными знаниями, в совершенстве владеть своей специальностью.
Принятие оптимальных решений, эффективное использование имеющихся сил и средств при решении боевых задач на пожаре возможны лишь на основе глубокой, всесторонней и объективной оценки обстановки, детального анализа имеющихся сил и средств. РТП и другие должностные лица органов управления должны владеть современными методами анализа обстановки, оценки тактических возможностей пожарных подразделений, широко применяя при этом математические методы и средства оргтехники.
Научность управления подразделениями в ходе действий по тушению пожаров предполагает необходимость прогноза развития боевой обстановки, который должен опираться на достоверную информацию, всесторонний и точный расчёт с помощью современных методов моделирования и прогнозирования. Нуждается в научной организации и сам управленческий труд должностных лиц на пожаре. Особо важное значение приобретают плановость, целеустремленность и организованность в работе, правильная расстановка должностных лиц с учётом их деловых качеств, умение рационально использовать время.
Принцип прогноза находится в неразрывной связи с принципом научности руководства: он как бы дополняет и обогащает его.
По существу, прогноз заключается в способности РТП и должностных лиц оперативного штаба заранее предусматривать возможные изменения в обстановке и вероятный ход предстоящих действий по тушению пожаров. Этот принцип занимает видное место в теории и практике тушения пожаров, поскольку без него нельзя успешно бороться с огнём.
Сведений о пожаре всегда недостает, а некоторые из них бывают случайными, недостаточно достоверными и даже ложными. Однако недостаток сведений не освобождает РТП от своевременного принятия обоснованного решения на тушение пожара.
В связи с повышением пожарной опасности объектов роль прогноза возрастает, а область его изменения значительно расширяется. В частности, перед РТП стоят такие новые задачи, как характер местности, оценка обстановки, скрытого развития пожара, возможности взрыва и др.
Научно обоснованное решение этих задач требует от РТП и должностных лиц оперативного штаба способности правильно анализировать обстановку, находить в ней главное, а также глубоких знаний основ тушения пожара. Умение предвидеть, таким образом, является свидетельством тактического мастерства и зрелости руководителя. Правильный прогноз немыслим без точных расчётов, хорошо налаженной разведки на пожаре, без глубокого знания пожарной техники, тактических возможностей пожарных подразделений, тактики ведения действий по тушению пожаров, так как без этого невозможно сделать оценку развития предстоящих действий, предусмотреть те трудности, которые могут встретиться при выполнении боевой задачи, наметить пути их преодоления.
Поэтому в современных условиях от степени овладения должностными лицами на пожаре методологией научного прогнозирования во многом зависит глубина анализа сложившихся условий обстановки и принятие обоснованного решения. При этом большую помощь в изучении обстановки и прогнозировании хода предстоящих действий по тушению пожаров может оказать умелое применение современных технических средств управления, математических методов исследования операций, сетевых методов планирования.
Единоначалие как принцип управления выражает единоличное руководство РТП подчинёнными подразделениями на основе прав, предоставленных ему законами государства и регламентируемых уставами и приказами вышестоящих начальников. РТП лично отвечает за эффективное тушение пожара. В его руках сосредоточены силы и средства, что даёт возможность осуществлять гибкое и твёрдое управление, эффективно использовать силы и средства в тушении пожара, обеспечивать единство воли и действий личного состава.
В управлении силами и средствами на пожаре принцип единоначалия был необходим всегда. В современных же условиях, его значение намного возросло. Оно призвано обеспечить эффективное применение новых средств борьбы с пожарами, оперативное и надежное управление силами и средствами. Наиболее полное и чёткое отражение принцип единоначалия находит в том, что только РТП несёт полную и личную ответственность за управление подчинёнными на пожаре и за успешное выполнение ими боевых задач и что только он имеет право принимать решение на тушение пожара, являющееся основой управления.
Вместе с тем это ни в коей мере не означает, что РТП при управлении силами и средствами на пожаре может игнорировать коллектив, не считаться с его мнением. Нельзя успешно руководить тем или иным процессом, не опираясь на творчество и инициативу коллектива. Отсюда возникает необходимость умелого сочетания этого принципа с инициативой и творчеством личного состава оперативного штаба и других должностных лиц органов управления.
Отметим такой важный психологический момент: сотрудник, обладающий самыми лучшими идеями, но лишённый права проявлять инициативу, постепенно утрачивает запас энергии, становится апатичным. Всякая инициатива и самостоятельность подчинённых должны быть, однако, разумными и направляться на изыскание наилучших способов и путей достижения общей цели тушения пожара, намеченной старшим начальником. На такую инициативу и самостоятельность способны только грамотные, решительные и волевые люди. Кроме того, необходимо заботиться о том, чтобы подчинённые чётко представляли себе обстановку, понимали замысел старшего начальника и получали своевременное подкрепление необходимыми силами и средствами. Без этого проявление ими инициативы и самостоятельности затруднительно, а иногда и немыслимо. В этой связи немаловажное значение имеет и стимулирование инициативы и героизма подчинённых.
Рассмотренные основные принципы управления силами и средствами пожарной охраны тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и занимают видное место в теории управления.
Сосредоточение важнейших функций управления в руках РТП предъявляет повышенные требования к его моральным и деловым качествам, профессиональной подготовленности, умению сплотить коллектив и мобилизовать его на успешные действия в любых сложных условиях обстановки.
Принцип централизации управления находится в неразрывной связи с принципом единоначалия, однако эти два принципа нельзя отождествлять.
Обычно под централизацией управления понимается объединение вышестоящей инстанцией в своих руках действий подчинённых подразделений и направление по единому плану их усилий для достижения общей цели тушения пожара. При этом старший начальник не только ставит задачи своим подчинённым, но в ряде случаев указывает им способы выполнения этих задач, а также влияет на ход действий по тушению пожаров оставленными в своем распоряжении силами и средствами.
Отсюда степень децентрализации и самостоятельности подчинённых при централизованном управлении каждый раз будет зависеть от конкретной обстановки. Однако старший начальник только тогда должен указывать подчинённому способ выполнения полученной им боевой задачи, когда это возможно по времени и действительно требуется в интересах высшей инстанции. В большинстве случаев подчинённому должна предоставляться самостоятельность в выборе способов выполнения полученной боевой задачи, тем более что он всегда имеет больше возможностей, чем старший начальник, учесть все детали конкретной обстановки и быстро реагировать на её изменения. При оснащённости подразделений мощными средствами ликвидации горения роль инициативы и самостоятельности подчинённых намного возрастает в ходе тушения пожара. Игнорирование этого факта, излишнее увлечение централизацией управления неизбежно приводят к бюрократизму и волоките, ибо старший начальник начинает втягиваться в мелочи и решать все вопросы за подчинённого, запаздывать с реагированием на изменения в обстановке и, тем самым, искусственно сдерживать действия подразделений. Кроме того, это подрывает у подчинённых уверенность в себе и приучает к пассивному ожиданию распоряжений или подсказки сверху.
Вместе с тем принципы управления изменяются в соответствии с изменениями условий и характера ведения действий по тушению пожаров, объективных связей и отношений между различными сторонами управления. В зависимости от этого некоторые принципы наполняются новым содержанием или теряют свое значение, другие приходят им на смену.
В современных условиях на формирование принципов управления оказывает влияние дальнейшее развитие научно-технического прогресса, обеспечивающего внедрение новых средств ликвидации горения и высокоэффективных систем управления, более рациональная организация работы оперативных штабов на пожаре и новые методы решения основных задач управления.
Задача теории управления силами и средствами на пожаре заключается в том, чтобы своевременно фиксировать объективные изменения, происходящие в процессах управления, вскрывать определяющие их законы и на этой основе формулировать новые принципы или уточнять содержание уже известных, чтобы поддерживать уровень управления силами и средствами на пожаре с учётом современных требований.
Учебный вопрос №2 - Обеспечения безопасных условий работы личного состава на пожарах (учениях, занятиях) и при проведении АСР. 20 (мин.)
При ликвидации горения на складе ядохимикатов (химреактивов, минеральных удобрений и т.п.) оперативные должностные лица обязаны выяснить у администрации предприятия характер хранящихся веществ (материалов) и места (секции) их хранения.
При этом:
-
все участники тушения пожара должны быть обеспечены СИЗОД и зрения; -
подача огнетушащих веществ осуществляется с наветренной стороны; -
привлечение членов добровольных формирований и граждан к разборке и эвакуации химреактивов и удобрений осуществляется только по согласованию с администрацией предприятия, которая обязана обеспечить их необходимыми защитными средствами и проинструктировать о мерах безопасности при проведении работ.
После окончания работ по тушению пожаров на предприятиях с наличием ядохимикатов личный состав подразделений ГПС, принимавший участие в боевых действиях, подлежит медицинскому обследованию, проходит санитарную обработку и осуществляет дегазацию техники.
При ликвидации горения в зданиях и помещениях с наличием химически активных веществ следует выяснить у администрации предприятия их характер и не допускать применения огнетушащих веществ, которые вступают в реакции с этими веществами, вызывая при этом взрыв, вспышку и т.п.
Ликвидация горения на предприятии или в здании, где
находятся установки (сосуды) под высоким давлением, производится
после получения информации от администрации предприятия о виде установок (сосудов), их содержимом.
В ходе тушения пожара необходимо:
-
принять меры к предотвращению нагрева установок (сосудов) до опасных пределов, не допуская . по возможности, резкого охлаждения стенок; -
потребовать от администрации предприятия принять, по возможности, меры к снижению давления в установках (сосудах) до безопасных пределов.
При ликвидации горения в холодильниках и при наличии в помещениях (холодильных камерах) задымления , аммиачной или другой среды, непригодной для дыхания, все работы личного состава подразделений ГПС необходимо проводить в СИЗОД. При этом оперативные должностные лица принимают срочные меры к спуску хладагента из системы охлаждения в дренажный ресивер, исключая выпуск аммиака в зону работы подразделений ГПС для предотвращения его возможного обморожения.
В целях обеспечения безопасного ведения работ по ликвидации горения на предприятии, использующем (хранящем) радиоактивные вещества, должностные лица органов управления и подразделений ГПС совместно с администрацией объекта, в соответствии с Нормами радиационной безопасности, разрабатывают Инструкцию о порядке организации и проведения работ по ликвидации горения на предприятиях, имеющих радиоактивные вещества (далее - Инструкция). Порядок проведения занятий по ее изучению личным составом подразделений ГПС определяется в установленном порядке.
При ликвидации горения на предприятии, где используются радиоактивные вещества, обеспечение личного состава подразделений ГПС средствами защиты от мучения приборами дозиметрического контроля и средствами индивидуальной санитарной обработки людей и дезактивации техники возлагается на администрацию предприятия.
Работа по ликвидации горения на предприятии, использующим радиоактивные вещества, должна выполняться с привлечением минимально необходимого количества личного состава подразделений ГПС (с учетом резерва для оказания помощи).
При тушении пожаров личным составом подразделений ГПС в случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного норматива времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.
Планируемое повышенное облучение личного состава подразделений ГПС, привлекаемого для тушения пожаров в случаях радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья. Облучение личного состава подразделений ГПС, привлекаемого к тушению пожаров в случаях Радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодового значения основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала) предприятия, использующие источники ионизирующего излучения.