Файл: Курсовая работа по учебной дисциплинемдк мдк. 01. 01 Право социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 4477

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


От третьего типа организаций можно вернуться к закреплению права на охрану здоровья конституционно в СНГ и в частности в РФ.

В правовой системе РФ в области здравоохранения существует чёткая закреплённая иерархия, которая берёт начало в ст. 41 Конституции РФ.

В этом случае у нас получается иерархия в аспекте права на охрану здоровья, где высшую силу имеет Конституция, и она же закрепляет данное право в нижестоящих нормативно-правовых актах [19, с. 60].

Данная группа прав связана с получением медицинской помощи и представлена в разных отраслевых законодательных актах.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что право на охрану здоровья довольно чётко закреплено на конституционном уровне как конкретно в Российской Федерации, что даёт законодательству возможность гибко подстраиваться под различные аспекты и проблемы в здравоохранении, так и на международном уровне, где эффективно создаются международные организации, благодаря примерно общим конституционным устоям в плане данного права, из-за чего вследствие довольно легко прийти к соглашению.

1.2 Механизм реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ



Принципы права на охрану здоровья и медицинскую помощь задекларированы в документах международного и национального законодательства.

Е.В. Сотников представляет государственную обязанность охраны здоровья населения, как «систему, включающую в себя здравоохранение в широком социально-организационном смысле как деятельность государства, направленную на обеспечение высокого уровня здоровья граждан, так и в узком, собственно отраслевом смысле, которая включает в себя систему медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения» [23, с. 220].

По Уставу Всемирной Организации Здравоохранения здоровье – это состояние полного и душевного благополучия.

В России основным нормативно-правовым актом, который регулирует правовой аспект охраны здоровья граждан, является Конституция. Статья 20 регламентирует право на жизнь.

Статья 38 Конституции закрепляет защиту материнства, детей, семьи. Статья 41: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» [21].

Из этого можно сделать вывод, что законодательные органы в сфере здравоохранения базируются на Конституции РФ и Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3].

Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируются общественные отношения, в аспекте охраны здоровья в РФ и соответственно определяются: «правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников» [33].

Согласно ст. 2 вышеупомянутого ФЗ рассматриваемый в ВКР – правовой аспект представляет собой определённую систему, а точнее: «систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами,

гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи» [22, с. 8].

Принципы рассматриваемого правового аспекта заключается в следующих правилах:

  • соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

  • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

  • приоритет охраны здоровья детей;

  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

  • доступность и качество медицинской помощи;

  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

  • приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

  • соблюдение врачебной тайны.

Политика нашего государства в правовом аспекте охраны здоровья декларирует:

  • создание определённых условий для сохранения здоровья граждан;

  • ответственность самих граждан за сохранение своего здоровья и здоровья других людей;

  • профилактическую деятельность органов здравоохранения;

  • дети и матери получают льготное обслуживание в организациях здравоохранения;

  • главенство и контроль Министерства здравоохранения над другими организациями в этом правовом аспекте;

  • экономическое содействие в улучшении здоровья населения;

  • ответственность определённого круга лиц за состояние здоровья населения;

  • участие общества в охране здоровья населения.

В современном мире состояние здоровья население в прямом смысле является показателем благосостояние населения и соответственно страны.

В системе национального регулирования охраны здоровья населения следует выделить некоторые правовые методы, которые способствуют улучшению в развитии права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Улучшение органов здравоохранения должно идти прежде всего от ответственности государства. Первоочередной задачей надзора государства в сфере здравоохранения является обеспечение качественной работы в аспекте медицинской деятельности и безопасного применения медицинского производства.

В настоящем обществе позитивное развитие социально-бытового строя общества является первостепенной стратегической задачей для государства. Об этом можно судить по принимаемым программам развития регионов и долгосрочным планам по модернизации сферы здравоохранения. Это в первую очередь доказывает то, что улучшение качества здоровья и в целом жизни населения соседствует с неразрешёнными проблемами управления социальной сферы [7, с. 69].


Если говорить про обычный целевой подход, то можно сделать вывод, что он даёт эффективность, о чём можно убедиться из истории развития здравоохранения РФ. Исходя из этого, определённые регионы перешли на применение кластерного подхода, который в современных тенденциях является инструментом для повышения эффективности в процессе управления на региональном уровне. Кластерный подход обеспечивает управление технологиями, которые могу предполагать рассмотрение составляющих в региональном управлении. Для корректной работы кластерных технологий управления необходимы такие элементы, как: единая нормативная база, общие цели и кадровая ротация.

Исходя из этого: именно само государство в данный момент является важнейшим элементом в удовлетворении граждан в аспекте права на охрану здоровья и получения медицинской помощи. Основные тенденции для развития направления государственного регулирования этого правового аспекта постепенно становятся созданием страховой медицины, а источником финансирования – увеличивающиеся государственные фонды и бюджеты, т.к. зачастую основной проблемой, которая встречается на пути развития здравоохранения, становится именно финансирование [13, с. 204].

Так же для улучшения системы здравоохранения соответственно нужна база в виде прогрессивного гибкого законодательства, открытого для опыта мировой науки в этой области.

В юридической литературе принято выделять юридические, политические, экономические и социальные гарантии.

Одной из социально-экономических гарантий является обязательное медицинское страхование. Целью обязательного медицинского страхования является обеспечение того, чтобы граждане Российской Федерации получали медицинскую помощь в случае страхового случая из накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. Медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию могут оказывать не только государственные (муниципальные) медицинские учреждения, но и организации любой правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. В частности, они имеют право (разрешение) на осуществление медицинской деятельности и должны быть включены в реестр обязательного медицинского страхования [27].

Несмотря на предпринятые усилия и попытки разрешить ситуацию путем предоставления качественной бесплатной медицинской помощи, существуют проблемы, которые создают препятствия для реализации конституционного права на охрану здоровья. Для гражданина может наступить такой страховой случай, объем помощи для которого часто не соответствует необходимому. Несмотря на то, что введение в социальные гарантии, в части медицинского обслуживания, услуг платных клиник способствует появлению конкуренции между лечебно-профилактическими учреждениями, большинство граждан не могут позволить себе обратиться за платной помощью. В этом контексте право на медицинскую помощь и охрану здоровья нарушается. Объем медицинских услуг, который также используется в бесплатной клинике, часто недостаточен.


Глава 2.Практика применения норм законодательсва в сфере медеинкой помощи.

2.1 Анализ судебной практики медицинского здравоохранения

С иском в суд обратилась А.А. в интересах себя и маленького сына инвалида. Ему ежедневно требовались инсулиновые иглы и тест-полоски, но детская поликлиника не выписывала рецепты со дня постановки на учёт. Поэтому мать покупала их сама год и два месяца, а затем решила вернуть потраченные суммы, а также компенсировать моральный вред.

Первая инстанция вынесла решение: Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 16.07.2019 исковые требования удовлетворены частично. На ОГБУЗ «Усть-Илимская городская детская поликлиника» возложена обязанность обеспечить своевременное оформление рецептов несовершеннолетнему Б.. на тест-полоски для определения уровня глюкозы крови из расчета 120 штук в месяц, иглы для инъекций инсулина из расчета 120 штук в месяц.

На Министерство здравоохранения Иркутской области возложена обязанность организовать обеспечение несовершеннолетнего Б.. тест-полосками для определения уровня глюкозы крови из расчета 120 штук в месяц, иглами для инъекций инсулина из расчета 120 штук в месяц.

С Министерства здравоохранения Иркутской области в пользу А.А. взысканы убытки за период с 01.10.2018 по 31.01.2019 в размере 24 604 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Ведь законы не предусматривают компенсаций морального вреда, если нарушается право инвалида на лекарственное обеспечение.

В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, повторяя доводы иска, указывает на то, что ссылка суда на стандарты оказания медицинской помощи не обоснована, поскольку стандарты устанавливают среднее количество медицинских изделий, не учитывая медицинские показания конкретного ребенка в конкретной ситуации.

В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы представитель министерства здравоохранения Иркутской области У.У., представитель ОГБУЗ «Усть-Илимская городская детская поликлиника» Лимонникова А.М. просят решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда определила: решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 июля 2019 года по данному делу отменить в части возложения на Министерство здравоохранения Иркутской области обязанности по обеспечению медицинскими изделиями в виде тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови, иглами для инъекций инсулина, отказа во взыскании морального вреда в пользу Б..