Файл: Курсовая работа по учебной дисциплинемдк мдк. 01. 01 Право социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 4631

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Право каждого гражданина Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь, а в частности на получение бесплатной и высококачественной медицинской помощи, регламентируется множеством нормативно – правовых актов и в первую очередь самой Конституцией РФ.

Российское законодательство, если брать в сфере охраны здоровья именно в отношении организаций международного кластера, которые осуществляют свою деятельность медицинской направленности, непосредственно применяется с учётом тех особенностей, которые установлены Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из всего вышеперечисленного в данном пункте можно сделать вывод, что само понятие конституционного права на охрану здоровья довольно растяжимо, что как раз будет раскрыто в следующем пункте про закрепление в Конституции, но несмотря на это, сама реализация исследуемого права довольно чётко обозначена, и вследствие чего, понимание данного правового аспекта позволяет качественно принимать и исполнять меры по его реализации в РФ.

Конституция Российской Федерации – основа российского законодательства, а также фундамент существующей на сегодняшний день системы российского здравоохранения. Абсолютно все отрасли и сферы государственного законодательства и управления начинаются с разделов, глав и статей Конституции. Это и экономическая, и налоговая, и социальная, и правоохранительная, а также ряд других правовых сфер.

Детализация положений Конституции Российской Федерации происходит в специализированных законодательных актах, глубже рассматривающих каждый аспект, посвященный охране здоровья граждан и оказания медицинской помощи.

  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» – регламентирует возникновение и существование отношений по реализации государственного надзора за санитарно-эпидемиологической сферой; организацией государственной эпидемиологической службы; закрепляет меры ответственности за нарушения в данной сфере;

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит в себе понятийный аппарат. В законе уделяется внимание определениям таким важным понятиям, как медицинское вмешательства, медицинская услуга, медицинская помощь, охрана здоровья граждан, непосредственно «здоровье» и т.п.


Так же в данном законе был расширен список принципов охраны здоровья, в который были включены такие важные принципы, как невозможность отказа от медицинской помощи, качество и доступность медицинской помощи и т.д.

Так же закон устанавливает гарантии следования данным принципам, например, принцип доступности и качества медицинской помощи обязывает организацию, которую данную помощь оказывает соблюдать принцип приближенности к месту жительства, месту обучения и работы, удобство транспортной доступности организаций (например, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями).

Если установлены такие факты, при которых медицинское вмешательство необходимо и не требует отлагательств, то установлены условия проведения медицинского вмешательства без согласия гражданина или его законного представителя. К таким фактам относится: заболевания, представляющие опасность для окружающих; тяжелые психические расстройства; а также в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяние, то есть преступления;

  • Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Данный закон в статье 4 говорит о гарантии государства по нераспространению среди населения таких опасных заболеваний. Данные гарантии закон предписал обеспечивать органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в соответствии с их компетенцией по данному вопросу;

  • Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» определяет правовые основы политики, проводимой государством в сфере распространения и борьбы с туберкулезом на территории Российской Федерации для охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

  • Федеральный закон от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» призван к регулированию отношений, которые возникают при защите граждан от пищевых отравлений, а также болезней, общих для человека и животных. Санитарно-гигиеническая защита населения заслуживает особого внимания в данном вопросе.


При регулировании данного вопроса приняты тематические нормативные акты. К таким актам можно отнеси, например, Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», закрепляющий нормы организационно-правового характера для защиты граждан от природных и техногенных происшествий. Правовые основы обеспечения безопасности обращения с вредными веществами для охраны здоровья людей и окружающей природы устанавливает Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». При реформировании системы здравоохранения Российской Федерации был образован свод некоторых правовых актов, которые связаны с медицинским страхованием, что доказывает необходимость нормативного регулирования социально-лечебных и социально-гигиенических мероприятий.

Государство должно заботиться не только о физическом здоровье населения, но и о психическом здоровье, его защите и обеспечении стабильности. Для реализации данной защиты принят Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Важное социально-политическое и правовое значение для защиты здоровья нации имеют Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»; от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

Были так же приняты Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26- ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В статье 10 последнего из указанных Законов говориться о том, что «в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей- инвалидов и детей
, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно- курортное лечение детей.

Место субъективного права на здоровье в системе конституционных прав и свобод человека конкретно характеризуется тем, что состояние здоровье само по себе является одним из самых распространенных факторов, которые влияют на социально-бытовую сферу каждого человека. Такая проблема, как слабое здоровье и различные физические недостатки, как правило, нарушают определённые процессы в жизни человека, например, ограничивают его в выборе профессии или же выборе образовательно учреждения, участия в спортивной и культурной жизни, выборе места жительства, осуществлению главных личных прав (например, свобода передвижения), выборе религии и т.д. От уровня полноценности и закрепления права на здоровье, реализации его основополагающих норм напрямую зависит и реализация всех остальных конституционных прав и свобод, а также состояние общества в целом [23, с. 79].

Закрепление права на охрану здоровья означает, что государство должно обеспечить гражданам охрану здоровья, вне зависимости от ранее перечисленных признаков, а также гражданам, находящимся за границей в связи с международными нормативно-правовыми актами, как гласит ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

В этой же статье определяется и система здравоохранения Российской Федерации, что в свою очередь способствует закреплению рассматриваемого права на конституционном уровне.

Согласно ст. 29 Основ государственную систему здравоохранения составляют:

  • федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

  • исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных выше в пункте 1);

  • подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно- экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья [35].


Частную систему здравоохранения в свою очередь организуют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские и фармацевтические организации, которые осуществляют свою деятельность в сфере охраны здоровья.

В государственных и муниципальных системах гражданам уже предоставляется медицинская помощь без взимания с них денежной платы. В указанной выше статье Конституции РФ конкретно указывается бесплатное оказание медицинских услуг исключительно гражданам Российской Федерации. А для иностранных граждан или же лиц без гражданства помощь буде оказана в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 №186.

Перейдем к международному закреплению права на охрану здоровья. Следуя из распространённой в международной доктрине прав человека одно лишь формальное закрепление права соответствует уровню государственных обязательств.

Правовые нормы, которые регламентируют позитивные обязанности государств, в рассматриваемой сфере, требуют активной работы между собой, т.к. в условиях глобализации многие правовые аспекты и некоторые важные по правам человека задачи, могут решаться только сообща.

С точки зрения международного права, кроме оказания медицинской помощи, рассматриваемое право включает в себя так же создание новых условий для улучшения здоровья и качества жизни населения.

Институционно закреплённый компонент, который представляет собой организации, являющиеся субъектом международного сотрудничества в области здравоохранения, делится на три уровня.

Первый – общемировой уровень. Его представляют организации участвующие в охране здоровья в мировом масштабе.

Второй – правительственные и неправительственные организации. Данные организации осуществляют совместную деятельность в правовом аспекте здравоохранения, выполняя определённые задачи в отдельных регионах.

Третий уровень является субъектом национального масштаба в области охраны здоровья, он заключается в создании государственных или негосударственных организаций той или иной страны. Это, как правило, национальные органы здравоохранения.

Так же, субъектами данного уровня являются такие организации, как Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Характеризуя организации в рамках вышеперечисленных категорий, можно определить их как субъекты международного сотрудничества.