ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 380
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.
Написание сочинения-рассуждения – это одно из самых сложных заданий. Для того чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для учеников, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения.
Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы.
Важно показать ученику, что написание сочинения - это знакомая ему процедура, а то, что знакомо, не вызывает трудности и страха, и это снимает барьер.
Какова же методика работа над сочинением?
Любая подготовка начинается с работы над темой еще в 5-7 классах, где идет ознакомление с сочинением разных жанров. Учащиеся 5-7 классов накапливают драгоценный опыт: узнают и совершенствуют структуру сочинения, увеличивается словарный запас.
Вначале работаем с анкетой и стартовой работой, где выявляем уровень подготовки. Сразу говорю, что 9.3 писать сложно, так как большинство учащихся не имеют богатого жизненного опыта, чтобы разграничить нравственные качества – дать им понятие и привести пример из жизни. Даже лингвисты и педагоги – практики говорят о том, что сочинение 9.2 легче для написания, чем 9.3. Но работа ведется в разных направлениях.
Первое, что делаем – изучаем структуру сочинения, критерии оценивания сочинения. Ребенок, по мнению психологов, зная, за что дают больше баллов, будет стараться выполнить все требования, предъявляемые к сочинению. У всех моих учеников есть папки для подготовки к экзамену. В первую очередь мы поместили таблицу с критериями оценивания изложений и сочинений.
Организация работы по формированию умения писать сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ГИА.
Работа над заданием 9.1
Проанализировав все задания (сочинение – рассуждение 9.1 – 9.3), обучающиеся выбрали только 9.2 и 9.3. Хотя мы дали детям попробовать написать сочинение
9.1. Поэтому сочинение – рассуждение 9.1 в данной работе рассматривать не будем.
Работа над сочинениями на морально-этическую тему (9.2 и 9.3) – самая сложная, потому что ученики должны владеть навыками комплексного анализа текста. Поэтому во время написания и анализа сочинений особое внимание уделяю интерпретации фрагмента текста, вариативности его понимания, потому что без правильно выдвигаемого тезиса работа не может быть достойно оценена.
Работа над заданием 9.2 (сочинения-рассуждения на основе интерпретации фрагмента текста)
Задание 9.2 повышенной сложности, оно проверяет умение создавать письменную интепретацию фрагмента текста в форме сочинения - рассуждения (т.е. истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста.
Как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста.
Композиция сочинения-рассуждения
1. Вступление. Тезис. (Формулировка тезиса о смысле фразы текста.
Развертывание тезиса с помощью комментария к нему.)
2. Основная часть. Доказательства. ( Два примера-аргумента из прочитанного текста).
3. Заключение. Вывод.
ЗАДАНИЕ 9.2
Сочинение — интерпретация текста
Задание 9.2 повышенной сложности, оно проверяет умение создавать письменную интерпретацию фрагмента текста в форме сочинения-рассуждения. Пример задания:
Прочитайте текст и выполните задание 9.2.
(1)Анфиса поднялась на крыльцо и постучала.
— (2)Откройте, — сказала она. — (3)Я к Петру Максимовичу.
— (4)Тяните дверь к себе, — ответил глухой голос.
(5)Анфиса потянула дверь, переступила порог и в полутьме прихожей вгляделась в сутулого, закутанного в тёплый длинный платок человека в меховой шапке и варежках.
— (6)Пётр Максимович! — вскрикнула Анфиса. — (7)Да разве вы в Ленинграде?
— (8)Пойдёмте, — сказал Пётр Максимович. — (9)Только, будьте добры, возьмите меня под руку. (10)Сестра ушла за хлебом, я уронил очки и почти ничего не вижу. а поднять не могу. (11)С некоторых пор я не в силах наклониться — безбожно задыхаюсь..
(12)Я рад. (13)Очень рад!
(14)Анфиса осторожно провела Петра Максимовича в его кабинет, в ту комнату, где топилась чугунная печурка и из форточки валил дым.
— (15)Тут у нас тепло, — сказал Пётр Максимович. — (16)Топим, сколько возможно. (17)Иначе пропадут растения.
(18)Анфиса огляделась. (19)Всё будто постарело в квартире, потускнело. (20)Повсюду стояли цинковые ящики. (21)Анфиса спросила Петра Максимовича, что в этих ящиках.
— (22)3олото! — засмеялся Пётр Максимович, и добрые его глаза весело сощурились за стёклами очков. — (23)Пожалуй, нечто даже дороже золота: это семена.
— (24)Какие семена?
— (25) Быстрорастущих деревьев. (26) 3десь, — Пётр Максимович показал на ящики, — весь запас этих семян. (27) Сейчас я, знаете, даже рад, что мне не удалось уехать из Ленинграда. (28) Иначе семена бы пропали. (29)А у меня они в сохранности. (30)Я их забрал из института к себе, и, когда подумаю, что в этих ящиках дожидаются своего часа будущие великолепные леса, я счастлив.
(31)Он помолчал.
— (32)Война скоро окончится. (33)Мы победим. (34)Это бесспорно. (35)Но вы представляете, что будет после войны? (36)Разбитые города, сёла, мосты, дороги, одичалые земли, сорняки, лесные гари, взорванные плотины и заводы... (37)И так далее и так далее. (38)Начнётся восстановление. (38)Превосходно. (40)Но это меня не устраивает.
— (41)То есть как? — удивлённо спросила Анфиса.
— (42)Устраивает, конечно! (43)Но не в полной мере. (44)Потому что нужно возродить не только города и заводы, но и естественные силы земли. (45)Они тоже подорваны войной (46)Восстановить то, без чего невозможна жизнь на земле, самоё наше существование.
— (47)Леса? — спросила Анфиса.
— (48)Безусловно. (49)Иначе у нас из года в год начнут падать урожаи, пересыхать реки, засухи и суховеи будут сжигать поля, а кое-где начнётся и засоление почвы.
(50)Распростившись со стариком, Анфиса вышла на улицу и подумала, что там, в квартире у Петра Максимовича, она как –то совсем позабыла о тяжелых днях, пустынном Ленинграде, голоде, блокаде. (51)Почему? (52)Наверно, потому, что там не умирали человеческая мысль и теплота.
53)Анфиса вспомнила микроскоп Петра Максимовича — блестящий, протёртый замшей, без единой пылинки. (54)Этот микроскоп показался ей сейчас мощнее тяжёлых орудий.
(По К. Паустовскому)
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Анфиса вспомнила микроскоп Петра Максимовича — блестящий, протёртый замшей, без единой пылинки. Этот микроскоп показался ей сейчас мощнее тяжёлых орудий».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
Задание 9.2 не требует знания теории из области лингвистики. Отрывок для интеретации даётся из приведённого текста, примеры найти нужно в этом же тексте. Главной задачей учащегося является правильное понимание содержания фрагмента прочитанного текста и точное его объяснение с использованием соответствующих речевых средств. А также точный подбор и истолкование нужных предложений — аргументов. Значит, важно вдумчиво проанализировать содержание текста, понять логическую связь событий, поступков с характерами героев.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1. Внимательно прочитайте цитату, подчеркните ключевые слова.
2. Объясните значение этих слов в тексте. Составьте и запишите предложение — комментарий цитаты.
3. Найдите ДВА примера (поступки героев, их слова, внешний вид, отношение к окружающим людям, миру), которые связаны с ключевыми словами.
4. Процитируйте предложение – пример (или дайте ссылку). Поясните, как Вы понимаете каждое указанное Вами предложение. Сформулируйте свои мысли и запишите их.
5. Сделайте вывод, в котором суммируются Ваши наблюдения и фиксируется новый уровень понимания: обобщите значение конкретного события, определите его нравственную ценность для любого человека.
КОММЕНТАРИЙ
(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)
Содержательный анализ текста К. Г. Паустовского выявил, что изображённые события происходят в трудные годы Великой Отечественной войны в осаждённом Ленинграде. Люди умирают от голода, город постоянно обстреливают фашисты. Девушка Анфиса приезжает в гости к пожилым учёным, которые, несмотря на страшные тяготы военной жизни, несмотря на голод и болезни, берегут бесценные семена, для того чтобы после войны засеять ими разрушенные боями земли. Девушка поражается несгибаемости духа, способности человека не просто мечтать о мирном будущем, а находить в себе силы жить
и трудиться ради него тогда, когда, казалось бы, все помыслы должны быть направлены лишь на то, чтобы выжить. Микроскоп — орудие исследователя — становится символом мужества. Оказывается, город сражается не только пушками и винтовками, но и верой в мирную жизнь, несокрушимой верностью призванию, когда никакой враг, никакие тяготы не способны умертвить душу учёного, погасить в нём огонь высоких стремлений
Написание 1 абзаца — комментария (пояснения) заданного фрагмента текста
Начать этот абзац можно с напоминания о задании: «Текст К. Г. Паустовского заканчивается отрывком: „Анфиса вспомнила микроскоп Петра Максимовича - блестящий, протёртый замшей, без единой пылинки. Этот микроскоп показался ей сейчас мощнее тяжёлых орудий"».
Для перехода к комментированию его содержания задаётся вопрос: «Почему же обычный микроскоп, который, казалось бы, не представляет никакой угрозы врагу, не является оружием в привычном смысле этого слова, кажется Анфисе мощнее пушек гаубиц, танков?»
Комментарий создаётся в форме ответа на заданный вопрос: «Дело в том, что микроскоп — это орудие человеческой мысли, мысли, стремящейся к правде, к истине, к познанию. Пока жива эта беспокойная человеческая потребность познавать и открывать, человек непобедим».
Написание 2 и 3 абзацев — аргументов (примеров) из текста
Сначала надо сделать переход к тексту К. Г. Паустовского: «Сила человеческой мысли, которую не сломить никаким невзгодам, не победить никакому врагу, показана в тексте К. Г. Паустовского».
Примеры из текста должны показать тяготы, которые выпали на долю Петра Максимовича, а потом его верность долгу учёного, которую он хранит, несмотря на страшные испытания. Контраст в содержании этих примеров подчеркнёт подвиг героя:
«В предложении 5 даётся описание Петра Максимовича: он закутан в платок на голове шапка, на руках варежки. Но этот тяжело больной человек думает не о себе, он думает о том, чтобы от холода не погибли растения.