Файл: Написание сочинениярассуждения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 383

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ассоциация

Что такое ценности? Когда я произношу это слово, то в сознании возникают такие понятия, как здоровье, любовь, дружба, ___, _____ ,___ , то есть то, к чему стремится человек, ...

2. Как Вы понимаете значение слова УПОРСТВО?

Дефиниция

… — это такое нравственное качество ______

Презентация

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» — изречение английского полярникаР. Скотта, нравственный девиз _______

Ассоциация

Человек, который неуклонно движется к своей цели, преодолевая препятствия, никогда не сдаётся и не отступает ___________ .

3. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Дефиниция

Нравственный выбор — это такой (важный, ключевой, особенный, значимый) момент, когда человек должен принять ответственное и свободное решение, которое определит его дальнейшую судьбу. В жизни почти каждого человека рано или

_______ возникает такая ситуация, поэтому необходимо иметь жизненный

опыт, нравственные ориентиры, чтобы потом не раскаиваться в своих ошибках.

Ассоциация

Что такое нравственный выбор? Ответ на этот вопрос подсказывает само понятие. Нравственный выбор — это условия, когда человек выбирает между злом и ______ , ненавистью и _____, безверием и ____.

В способности выбирать и нести ответственность за этот выбор проявляется сущность человека, его истинное лицо.

Аналогия

Нравственный выбор можно сравнить с перекрёстком на дороге. На перекрёстке человек должен______, и от этого решения зависит, куда ____.

Нравственный выбор тоже определяет тот путь, по которому пойдёт дальнейшая жизнь человека.

Аргументация тезиса
(написание 2-го и 3-го абзацев сочинения-рассуждения)

Прочитайте три незаконченных высказывания, обозначенных цифрами. Подберите к каждому высказыванию в качестве материала для аргументации один из данных ниже текстов. Запишите буквы,
которыми обозначены тексты, в соответствующие ячейки таблицы.

Высказывание

1

2

3

Текст










1. Мысль о том, что ценности определяют цель и содержание человеческой жизни, можно подтвердить следующим примером...

2. Сила духа проявляется в способности человека преодолевать жизненные трудности, быть верным своему призванию, нравственным принципам. Это можно доказать следующим примером...

3. Мысль о том, что взаимовыручка есть та сила, которая помогает людям выстоять в борьбе с жизненными невзгодами, победить болезни, голод, смерть, можно доказать примером...

А) У Льва Толстого есть маленький рассказ – притча про муравья и голубку. В нём говорится о том, что голубка, увидев, что в ручье тонет муравей, бросила ему прутик. А потом голубка попала в сети охотника, муравей увидел, что его спасительница в беде, укусил охотника, и голубка улетела.

Б) В поэме Гоголя «Мёртвые души» изображён помещик Плюшкин, для которого деньги стали главной ценностью. И в кого эта слепая страсть превратила Плюшкина? В существо, которое стало прорехой на теле человечества, сделало его слепым и глухим для всего высокого и благородного.

В) Из курса истории мы знаем беспримерный подвиг защитников Брестской крепости. Пограничники первыми приняли удар немецких фашистов. Силы были неравные. Враги много раз предлагали бойцам сдаться, обещали сохранить им жизнь, взывали к их благоразумию, говорили, что сопротивляться бессмысленно. Но крепость стояла, и тогда немцы поняли, с какой могучей силой они столкнулись.

Произведения, которые можно использовать при написании сочинения 9.3

Автор

Произведение

Ключевое слово 9.3 (сочинение – рассуждение)

А.И. Куприн

«Чудесный доктор»

Жалость, нравственный выбор, бескорыстие, доктор, благодарность, профессионализм, грубость, сострадание, доброта, равнодушие.

А.П. Чехов

«Тоска»

Черствость, одиночество, тоска, печаль, равнодушие.

А.П.Платонов

«Юшка»

Злость, злоба, жестокость, равнодушие,невоспитанность. Милосердие, доброта, прощение, сострадание, одиночество.

В.Г.Короленко

«Слепой музыкант

Страдание, сострадание, душевная красота, искусство, доброта, любовь, трудности, сила духа, внутренняя сила, воспитание, нравственный выбор.

В. Быков

«Обелиск»

Память, дети и война, патриотизм, предательство, измена, профессия, сострадание, сила слова.

А. Платонов

«Дерево Родины»

Природа, подвиг, истинные и ложные ценности, Родина.

Г.Н. Троепольский

«Белый Бим черное ухо»

Верность, забота, преданность, предательство,взаимоотношения человека и собаки.

В. Железников

«Чучело»

Дружба, отношение к прошлому, предательство, коллектив, семейные традиции,ответственность, сила воли, учение отстоять свои позиции, память поколений.

Е. Габова

«Не пускайте Рыжую на озеро»

Жестокость, одиночество,сила духа, упорство, стыд,стремление к цели, умение добиваться цели, профессионализм,искусство,совесть, время, которое все расставит на свои места.

М. Шолохов

«Судьба человека»

Человечность,сострадание, подвиг, нравственный выбор,сила духа, мужество, жизненные трудности,дети, война, нравственный подвиг.

Д.С. Лихачев

(назвать № письма, 2 – 3 письма отработать)

«Письма о добром»

Доброта, сострадание,сочувствие (20,23,29,31,33,34,36,37,38, 42,45)терпение, любовь,общение (2-4,14), красота, культура, забота, интеллигентность.

Б. Полевой

«Повесть о настоящем человеке»

Сила воли, героизм, любовь, долг, нравственный выбор, сила духа, мужество, жизненные трудности, целеустремленность, настойчивость.


Так постепенно, шаг за шагом ученики приобретают опыт написания сочинения в формате ОГЭ, закрепляют изученный материал и учатся применять его в данном виде работ.

Памятки, помогающие в работе над сочинением.

1. Схема построения сочинения-рассуждения

Структура сочинения- рассуждения

Что это такое?


Тезис

положение, утверждение, которое требуется доказать

Аргументы

доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис

Вывод

заключение, итог проведённого рассуждения

2.Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 9.2 части

План сочинения

О чём писать в этой части

сочинения


Речевые клише

Вводные слова, уместные в каждой части

сочинения



1. Тезис

Комментарий к

тезису


Можно начать сочинение

с предложенной фразы.

О чем говорит автор? На

этот вопрос ответ

однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему,

определяем идею текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать

автор).


Передо мной фрагмент

текста (ФИО автора).

Автор (ФИО), заканчивая

своё рассуждение фразой

«…» (написать её),

заставляет нас задуматься

над тем, что такое…





2. Аргументы +

примеры.


Найдите в тексте

предложения,

подтверждающие вашу

точку зрения, запишите

их своими словами

ИЛИ

Назовите номера

предложения или

процитируйте

предложения.


Обратимся к тексту

(автор). Доказательства

находим в тексте (автор).

Чтобы подтвердить

сказанное, обратимся к

предложению…

Это можно доказать,

обратившись к

предложению… текста. В

нем… Доказательством

также служит пример из…


Во-первых, во-

вторых,

Например,

Безусловно,

Без сомнения,

несомненно,

бесспорно


3. Вывод.


Общий итог,

подтверждающий

выдвинутый тезис (без него рассуждение будет

незаконченным)


В заключение можно сделать вывод, что…

Подводя итог своим

размышлениям, мы

приходим к выводу, что…

Таким образом,

проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу: …


Таким образом,

Итак,

Действительно,



Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 9.3

План сочинения

О чём писать в этой части


Речевые клише

Вводные слова,

уместные в каждой части сочинения


1. Тезис

Комментарий к тезису


Объяснение лексического

значения слова.

2-3 предложения,

содержащие Ваши

размышления в

соответствии с

заявленным тезисом..

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими

аргументами и

примерами из текста и вашего жизненного

опыта.


Я считаю, что…- это…

Я думаю, что…- это…

Я уверен, что…- это…

Я убеждён, что…- это…

Мне кажется, что… - это…


На мой взгляд,

По моему

мнению,

По-моему,


3. Вывод.


Общий итог,

подтверждающий выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным)






Таким образом,…

Итак,…

Действительно,