ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 383
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ассоциация
Что такое ценности? Когда я произношу это слово, то в сознании возникают такие понятия, как здоровье, любовь, дружба, ___, _____ ,___ , то есть то, к чему стремится человек, ...
2. Как Вы понимаете значение слова УПОРСТВО?
Дефиниция
… — это такое нравственное качество ______
Презентация
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» — изречение английского полярникаР. Скотта, нравственный девиз _______
Ассоциация
Человек, который неуклонно движется к своей цели, преодолевая препятствия, никогда не сдаётся и не отступает ___________ .
3. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Дефиниция
Нравственный выбор — это такой (важный, ключевой, особенный, значимый) момент, когда человек должен принять ответственное и свободное решение, которое определит его дальнейшую судьбу. В жизни почти каждого человека рано или
_______ возникает такая ситуация, поэтому необходимо иметь жизненный
опыт, нравственные ориентиры, чтобы потом не раскаиваться в своих ошибках.
Ассоциация
Что такое нравственный выбор? Ответ на этот вопрос подсказывает само понятие. Нравственный выбор — это условия, когда человек выбирает между злом и ______ , ненавистью и _____, безверием и ____.
В способности выбирать и нести ответственность за этот выбор проявляется сущность человека, его истинное лицо.
Аналогия
Нравственный выбор можно сравнить с перекрёстком на дороге. На перекрёстке человек должен______, и от этого решения зависит, куда ____.
Нравственный выбор тоже определяет тот путь, по которому пойдёт дальнейшая жизнь человека.
Аргументация тезиса
(написание 2-го и 3-го абзацев сочинения-рассуждения)
Прочитайте три незаконченных высказывания, обозначенных цифрами. Подберите к каждому высказыванию в качестве материала для аргументации один из данных ниже текстов. Запишите буквы,
которыми обозначены тексты, в соответствующие ячейки таблицы.
Высказывание | 1 | 2 | 3 |
Текст | | | |
1. Мысль о том, что ценности определяют цель и содержание человеческой жизни, можно подтвердить следующим примером...
2. Сила духа проявляется в способности человека преодолевать жизненные трудности, быть верным своему призванию, нравственным принципам. Это можно доказать следующим примером...
3. Мысль о том, что взаимовыручка есть та сила, которая помогает людям выстоять в борьбе с жизненными невзгодами, победить болезни, голод, смерть, можно доказать примером...
А) У Льва Толстого есть маленький рассказ – притча про муравья и голубку. В нём говорится о том, что голубка, увидев, что в ручье тонет муравей, бросила ему прутик. А потом голубка попала в сети охотника, муравей увидел, что его спасительница в беде, укусил охотника, и голубка улетела.
Б) В поэме Гоголя «Мёртвые души» изображён помещик Плюшкин, для которого деньги стали главной ценностью. И в кого эта слепая страсть превратила Плюшкина? В существо, которое стало прорехой на теле человечества, сделало его слепым и глухим для всего высокого и благородного.
В) Из курса истории мы знаем беспримерный подвиг защитников Брестской крепости. Пограничники первыми приняли удар немецких фашистов. Силы были неравные. Враги много раз предлагали бойцам сдаться, обещали сохранить им жизнь, взывали к их благоразумию, говорили, что сопротивляться бессмысленно. Но крепость стояла, и тогда немцы поняли, с какой могучей силой они столкнулись.
Произведения, которые можно использовать при написании сочинения 9.3
Автор | Произведение | Ключевое слово 9.3 (сочинение – рассуждение) |
А.И. Куприн | «Чудесный доктор» | Жалость, нравственный выбор, бескорыстие, доктор, благодарность, профессионализм, грубость, сострадание, доброта, равнодушие. |
А.П. Чехов | «Тоска» | Черствость, одиночество, тоска, печаль, равнодушие. |
А.П.Платонов | «Юшка» | Злость, злоба, жестокость, равнодушие,невоспитанность. Милосердие, доброта, прощение, сострадание, одиночество. |
В.Г.Короленко | «Слепой музыкант | Страдание, сострадание, душевная красота, искусство, доброта, любовь, трудности, сила духа, внутренняя сила, воспитание, нравственный выбор. |
В. Быков | «Обелиск» | Память, дети и война, патриотизм, предательство, измена, профессия, сострадание, сила слова. |
А. Платонов | «Дерево Родины» | Природа, подвиг, истинные и ложные ценности, Родина. |
Г.Н. Троепольский | «Белый Бим черное ухо» | Верность, забота, преданность, предательство,взаимоотношения человека и собаки. |
В. Железников | «Чучело» | Дружба, отношение к прошлому, предательство, коллектив, семейные традиции,ответственность, сила воли, учение отстоять свои позиции, память поколений. |
Е. Габова | «Не пускайте Рыжую на озеро» | Жестокость, одиночество,сила духа, упорство, стыд,стремление к цели, умение добиваться цели, профессионализм,искусство,совесть, время, которое все расставит на свои места. |
М. Шолохов | «Судьба человека» | Человечность,сострадание, подвиг, нравственный выбор,сила духа, мужество, жизненные трудности,дети, война, нравственный подвиг. |
Д.С. Лихачев (назвать № письма, 2 – 3 письма отработать) | «Письма о добром» | Доброта, сострадание,сочувствие (20,23,29,31,33,34,36,37,38, 42,45)терпение, любовь,общение (2-4,14), красота, культура, забота, интеллигентность. |
Б. Полевой | «Повесть о настоящем человеке» | Сила воли, героизм, любовь, долг, нравственный выбор, сила духа, мужество, жизненные трудности, целеустремленность, настойчивость. |
Так постепенно, шаг за шагом ученики приобретают опыт написания сочинения в формате ОГЭ, закрепляют изученный материал и учатся применять его в данном виде работ.
Памятки, помогающие в работе над сочинением.
1. Схема построения сочинения-рассуждения
Структура сочинения- рассуждения | Что это такое? |
Тезис | положение, утверждение, которое требуется доказать |
Аргументы | доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис |
Вывод | заключение, итог проведённого рассуждения |
2.Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 9.2 части
План сочинения | О чём писать в этой части сочинения | Речевые клише | Вводные слова, уместные в каждой части сочинения |
1. Тезис Комментарий к тезису | Можно начать сочинение с предложенной фразы. О чем говорит автор? На этот вопрос ответ однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему, определяем идею текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор). | Передо мной фрагмент текста (ФИО автора). Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что такое… | |
2. Аргументы + примеры. | Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения, запишите их своими словами ИЛИ Назовите номера предложения или процитируйте предложения. | Обратимся к тексту (автор). Доказательства находим в тексте (автор). Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем… Доказательством также служит пример из… | Во-первых, во- вторых, Например, Безусловно, Без сомнения, несомненно, бесспорно |
3. Вывод. | Общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным) | В заключение можно сделать вывод, что… Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что… Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу: … | Таким образом, Итак, Действительно, |
Памятка. Написание сочинения-рассуждения задания 9.3
План сочинения | О чём писать в этой части | Речевые клише | Вводные слова, уместные в каждой части сочинения |
1. Тезис Комментарий к тезису | Объяснение лексического значения слова. 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.. Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. | Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён, что…- это… Мне кажется, что… - это… | На мой взгляд, По моему мнению, По-моему, |
3. Вывод. | Общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным) | | Таким образом,… Итак,… Действительно, |