ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 381
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В предложении 30 раскрывается высокая миссия Петра Максимовича: он хранит в железных ящиках будущее своей страны, и сознание того, что он выполняет этот человеческий долг, делает его счастливым. Он так и говорит: „Я счастлив"».
Написание 4 абзаца — заключения (вывода)
Заключение переводит повествование от конкретного единичного случая, описанного автором, к обобщению, к осмыслению значимости проявленных героем нравственных качеств для каждого человека, для всего общества: «Прочитав текст К. Г. Паустовского, мы понимаем, что на войне воюют не только солдаты, не только танки, но и живая человеческая мысль, вера в торжество света, горячая любовь к людям. Если эти высокие чувства живут в человеке, его не сможет одолеть никакой враг. Этот текст показывает непобедимую силу человечности, которая не давит грузом невыносимых обязанностей, а, напротив, даёт новые силы — силы жить, любить, верить».
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Речевые обороты
При создании письменного высказывания важно найти словесную форму выражения своей мысли, особенно на начальных этапах освоения формата экзаменационного сочинения. Ниже приведены примеры, на основе которых можно выработать собственные формулировки начала каждого из 4 абзацев: первого — введения комментария к заданному для анализа фрагменту текста, второго и третьего — логической связи тезиса и примеров-аргументов, четвёртого — оформления вывода, заключения сочинения.
Вступление
-
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что... -
В этом отрывке автор говорит о том, что... -
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что...
Введение примеров
-
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к ... предложению текста. -
Справедливость этого вывода можно доказать на примере ... предложения. -
В подтверждение собственных выводов приведу пример из ... предложения прочитанного мною текста.
Заключение
-
Итак, ... -
Следовательно, ... -
Значит, ... -
Таким образом, мы пришли к выводу, что...
Тренировочные задания
Комментирование фрагмента текста
(написание 1-го абзаца сочинения-рассуждения)
1.Прочитайте текст и выполните задание.
ЦВЕТОЧНАЯ СКАЗКА
(1)Женя лежал на земле около старого пня и рассматривал его. (2)Кора кое-где отвалилась. (З)Виднелисьзапутанныеходы, проточенные лубоедом. (4)По этим ходах бежали муравьи и тащили в хранилища внутри пня разные зёрнышки и сухую хвок (5)Сбоку на пне вырос древесный гриб — жёлтый, как сера. (б)Потом прилете.-бархатный шмель — чёрный, с золотой полоской на брюшке, — сел в цветы кипрея и деловито загудел.
-
(7)Как здорово! — промолвил Женя. — (8)Такой пень можно рассматривать без конца.
-
(9)Этот старый, перегнивший пень, — сказал Коля, — при умении можно прочесть, как книгу. (10)Он весь в иероглифах. (11)Как это? (12)Какую книгу? -
(13)Книгу о круговороте жизни в природе. (14)И ещё о многом. (15)Вот, смотрите, около пня растёт кипрей. (16)Но только около пня. (17)На полянке его уже нет. (18)Кипрей любит землю, богатую азотом, а такая почва всегда образуется около муравейников. (19)Редкий цветок. (20)Помните, на гарях целые поля кипрея. (21)Он там разрастается тоже неспроста. (22)Дело в том, что кипрей очень смягчает жару и не даёт солнцу на гарях сжигать молодые побеги деревьев. (23)Нигде, как на гарях, земля так сильно не раскаляется от солнца.
(24)И, кроме того, кипрей по ночам не подпускает к побегам холодный воздух. (25)Бывает так, что все верхушки кипрея обмёрзнут, но всходам цветок погибнуть не даст. (26)Самоотверженный цветок. (27)Но этого мало: кипрей влияет не только на температуру воздуха вблизи земли, но и на температуру почвы. (28)Он охраняет не только побеги, но и их слабые корни. -
(29)Слушай, Коля, — сказала Анфиса, — это похоже на какую-то сказку. (30)Цветок-нянька! (31)Какие удивительные книги можно было бы написать о травах и деревьях!
(По К. Г. Паустовскому)
Следуя плану и заполняя пропуски в ответе своими словами/словосочетаниями, объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— Слушай, Коля, — сказала
Анфиса, — это похоже на какую-то сказку. Цветок-нянька! Какие удивительные книги можно было бы написать о травах и деревьях!»
Примерный план
1. Напишите о том, кто и почему произносит финальную реплику.
-
Раскройте смысл ключевого слова из этой реплики — «сказка». Какие ассоциации вызывает оно в сознании человека? -
Напишите о том, что обычно сказками называют нечто фантастическое, несуществующее, а в этом отрывке слово «сказка» отражает новое понимание реальности, когда безымянное до этой минуты растение превращается в сказочного персонажа.
4. Поясните, какой высокий человеческий смысл имеет эта способность — видеть в обычном необычное, озарять реальность светом сказки?
Примечание. В комментарии можно использовать слова выдающегося сказочника К. И. Чуковского: «Цель сказочников... воспитать в человеке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Ответ:
1. Приведите цитату: «».
2. Укажите место данного отрывка в тексте, кто и почему произносит эту фразу.
Этими словами заканчивается текст , их произносит ,
которую тронул рассказ (чей) о цветке.
3. Этот рассказ воспринимается девушкой как и
сказка. Сказкой называют фантастическую историю о событиях.
Но в этом отрывке сказка воплощает новое понимание .
Деревья, , — это не просто окружающая
среда, это мир, наполненный тайной, чудесами, , надо только вслушаться, всмотреться, вжиться в него, и тогда поймёшь, что сказка — это не тридевятое царство, она живёт .
4. В этой удивительной способности слышать ,
понимать , видеть живую красоту вокруг себя заключено высокое человеческое начало.
Тренировочные упражнения
(как написать вступление сочинения (тезис + комментарий).
Прочитайте высказывание. Найдите и подчеркните в нём ключевые слова. В комментарии к этому высказыванию вначале процитируйте его, а затем раскройте значение ключевых слов, заполняя пропуски своими словами.
1. Высказывание.
Большой поэт всегда видит мир глазами ребёнка, как будто видит его в первый
раз (К. Г. Паустовский).
Комментарий.
«Большой поэт всегда видит мир глазами ребёнка, как будто видит его в первый раз», — утверждал выдающийся русский писатель К. Г. Паустовский. В этом утверждении слово «поэт» и слово «ребёнок» становятся близкими по смыслу. Ребёнок смотрит на мир чистым взглядом, его всё удивляет, ему всё кажется__________ и загадочным. Точно так же, широко открытыми глазами, на мир смотрит и_________ , вот почему он видит яркое и необычное в том, что для многих из нас стало тусклым и обыденным.
2. Высказывание.
Человек наиболее живёт в то время, когда он чего-нибудь ищет (Ф.М. Достоевский).
Комментарий.
«Человек наиболее живёт в то время, когда он чего-нибудь ищет», —___________ великий русский писатель Ф. М. Достоевский. В этих словах выражена мысль о том, что человеческое начало наиболее ярко и полно проявляется тогда, когда личность не просто существует, а________________. Действительно, когда человек к чему-то стремится, хочет чего-то добиться, ставит перед собой цели, тогда в нём полнее раскрываются его возможности, его нравственные силы, его человеческая сущность.
3. Высказывание.
Любовь к людям — это ведь и есть те самые крылья, на которых человек поднимается выше всего (М. Горький).
Комментарий.
«Любовь к людям — это ведь и есть те самые крылья, на которых человек поднимается выше всего», — М. Горький.
В этих словах выражена мысль о том, что духовно возвышает
человека, не случайно её автор метафорически соотносит со словом « ____».
Действительно, забота о других людях, самоотверженность, альтруизм — это те нравственные качества, которые делают человека сильнее, которые позволяют наиболее полно проявиться его возможностям, раскрывают красоту его души.
Эти задания можно выполнять в парах. Пары созданы в дифференцированном порядке: «слабый» - «сильный», затем «средний – слабый», «слабый – слабый», «сильный- сильный». Данный вид работы показывает, как грамотно написать вступление к сочинению. Ведь очень часто обучающиеся «забывают» про комментарий.
Работа над заданием 15.3
Формулировка задания 9.3:
Как Вы понимаете значение слова (словосочетания) ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на тему…, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один …из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитайте слово – понятие.
2. Объясните значение этого слова: сформулируйте определение понятия, назовите конкретные его проявления в жизни – в поступках, чувствах, нравственном выборе человека, т.е. прокомментируйте свое определение.
3. Найдите один пример в тексте (поступки героев, их слова, внешний вид, отношение к окружающим людям, миру), который иллюстрирует значение слова – понятия. Выразите свое отношение, уточните Ваше понимание – прокомментируйте приведенный пример.
4. Вспомните реальное событие в Вашей жизни или жизни друзей, родителей; содержание прочитанной книги, факт из истории. Поясните, как Вы понимаете его в соответствии со значением слова – понятия.
5. Сделайте вывод, в котором суммируются Ваши наблюдения и фиксируется новый уровень понимания: обобщите значение слова – понятия, определите его нравственную ценность для любого человека.