Файл: Структура органов местного самоуправления и критерии оценки их деятельности (на конкретном примере).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и основы местного самоуправления
1.2 История развития местного самоуправления в России
1.3 Основные изменения территориального устройства МСУ в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ МСУ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Оптимизация МСУ в Московской области
2.2 Изменения территориального устройства МСУ в Московской области
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы местного самоуправления в России в последние годы приобретают все более актуальный характер. Важность МСУ обуславливается самой его спецификой, ведь местное самоуправление – это способность местных жителей самостоятельно решать насущные вопросы. При этом насущные вопросы решаются непосредственно в интересах местного населения, а не страны в общем. Одновременно с этим, одной из главных особенностей местного самоуправления является то, что оно выступает не только неким специфическим институтом, способным организовывать ресурсы и удовлетворять потребности жителей, но и представляет собой максимально приближенный к населению орган публичной власти. Ценность такого института как местное самоуправление заключается также в его способности естественным образом постепенно выстраивать «снизу» демократический политический режим, так как гражданами посредством участия в организации местного самоуправления частично реализуются их демократические права и свободы. Создание жизнеспособного, сильного и финансово самостоятельного местного самоуправления — неотъемлемый шаг в становлении правового государства, так как оно «помогает найти оптимальное сочетание общегосударственных интересов с интересами каждого отдельного муниципального образования» [[1]], что означает, соответственно, с интересами граждан.
Процесс развития самоуправления в России имеет ряд исторических и других особенностей, которые непосредственным образом влияют на текущее состояние. Результатом реформ, производимых за последнее время в соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ [[2]] и Федеральным законом № 8-ФЗ [[3]], стало значительное ослабление местной власти в России. Одновременно с этим нынешнее представление о положении дел «на местах» в целом часто фрагментарно и неполно. И чем детальнее рассматривать ситуацию в сфере местного самоуправления, тем лучше становится видна разница нормативной модели и реальной картины. В ходе анализа процессов, протекающих в отдельных муниципалитетах, стоит принимать во внимание недостаток информации о положении дел на территории поселений, что в свою очередь задает определенные ограничения для изучения и одновременно повышает значимость описательных исследований.
В сфере участия и вовлеченности местных жителей на текущий день сложилась некоторая вполне объективная ситуация, в которой жители часто не принимают непосредственного участия в жизни собственного муниципального образования и местная власть выстраивается вокруг небольшого числа местных «владетелей». [[4]] Это напрямую связано с социально-экономическим уровнем развития страны и её политической системы. Также муниципалитеты имеют собственные доходные поступления в крайне ограниченном количестве, объем которых зачастую является недостаточным для решения основных местных вопросов, поэтому говорить об экономической автономии МСУ практически не приходится. [[5]] При этом там, где есть ресурсы и возможности, где население хотело и могло бы принимать решения, не всегда существует выстроенная система механизмов участия жителей в принятия решений и организации власти.
Сегодня местная власть становится все менее финансово самостоятельной, утрачивает свою административную автономию, становится более зависимой от решений «центра», и фактически частично встраивается в вертикаль государственной власти. В Московской области на примере последних реформ (2014-2017 гг.) этот процесс виден наиболее отчетливо. Здесь в ходе реформирования местного самоуправления значительное внимание уделяется вопросам совершенствования территориальной организации. При этом жители поселений, где происходят преобразования, и представители местной власти высказывают мнения о нецелесообразности проводимой оптимизации и выдают запрос на сохранение и развитие местного самоуправления в городских и сельских поселениях. В данной связи видится крайне актуальным рассмотрение трансформационных процессов в Московской области, что вызвали столь значительный общественный резонанс, и изучение реакций местного населения. Анализ реакций населения на текущие трансформационные процессы обуславливает научную новизну работы. Практическая значимость выражается в возможности использования описательных элементов работы в дальнейших научных исследованиях.
Объект — территориальное устройство местного самоуправления в Российской Федерации.
Предмет — оптимизация местного самоуправления в Московской области и реакции населения.
Цель: описание трансформационных процессов и реакций населения в контексте оптимизации местного самоуправления в Московской области.
Исследовательские вопросы:
- Какова текущая ситуация в сфере МСУ РФ, и как повлияли на данную ситуацию изменения (2014–2015 гг.) в законодательстве о МСУ?
- Способствует ли осуществляемая оптимизация местного самоуправления в Московской области развитию самоуправления в городских и сельских поселениях?
- Какова реакция населения на трансформационные процессы в МО?
- Какие существуют проблемы в сфере оптимизации МСУ в МО?
Задачи:
- обзор существующей научной литературы, а также этапов и особенностей развития местного самоуправления в РФ;
- обозначение основных изменений территориальной организации МСУ в РФ в целом и в Московской области в частности;
- исследование процесса оптимизации МСУ в МО;
- изучение реакций местного населения; выявление отношения, уровня активности и включенности в процессы преобразований посредством анализа публикаций в СМИ и опроса;
- выявление существующих проблем процесса оптимизации.
Гипотеза работы: реформа по укрупнению муниципалитетов, реализуемая на территории Московской области, имеет целью консолидацию бюджетных средств, устранение дублирующих управленческих функций. При этом снижает транспортную доступность местной власти для местных жителей и возможность использования населением социальной инфраструктуры. Оптимизация, кроме того, сокращает возможность участия населения в процессе решения их насущных проблем и в целом направлена на встраивание местной власти в вертикаль государственной власти.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и основы местного самоуправления
Местное самоуправление – это организация и деятельность граждан Российской Федерации по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление гарантируется Конституцией РФ, реализуется согласно Федеральному закону № 131-ФЗ [[6]] и дает право гражданам муниципального образования самостоятельно решать вопросы, связанные с местным налоговыми сборами и бюджетом, организовывать комфортную жизнь, управлять местным имуществом. Декларируется также право граждан определять структуру органов МСУ.
Фактически, МСУ – это потенциальная способность граждан самостоятельно (без привлечения государственных органов власти) на местах решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью местного сообщества, с обеспечением ежедневных потребностей населения. Также в практическом понимании местное самоуправление решает те вопросы, до которых «не дотягивается» государственная власть. Именно за счет децентрализации власти обеспечивается эффективность решения бытовых вопросов населения. [[7]] При этом МСУ не должно входить в исполнительную вертикаль и не должно иметь вышестоящих исполнительных органов. Стоит учитывать, что решения по насущным вопросам жителей принимаются в интересах самого местного населения, а не целой страны.
Можно также выделить основополагающие признаки местного самоуправления. Среди них: 1) определенная территория, 2) возможность формировать собственные органы управления посредством выборов, 3) владение и распоряжение муниципальной собственностью (в том числе включая формирование и утверждение местного бюджета).
Терминологически под местным самоуправлением понимается «способность местных сообществ самостоятельно решать вопросы местного значения, либо непосредственно на сходах и референдумах, либо с помощью органов МСУ, среди которых обязательно наличие выборных органов. Вопросы местного значения здесь — это вопросы обеспечения ежедневной жизнедеятельности населения». [[8]] При этом декларируется, что МСУ обладают собственными источниками средств для решения вопросов, описанных выше. Однако на сегодняшний день об экономической автономии местного самоуправления заявлять крайне сложно.
C точки зрения правовых основ, современное местное самоуправление в Российской Федерации базируется на: [[9]]
- общепризнанных принципах и нормах международного права;
- международных договорах Российской Федерации (к ним относятся Европейская хартия местного самоуправления и Декларация о принципах местного самоуправления);
- Конституции РФ как важнейшем основополагающем правовом регуляторе общественных отношений. (включая статьи касательно местного самоуправления, а именно – 3,8,9,12,15,18,24,32,33,40,41,43, 46,72,130,131,132,133);
- Федеральных конституционных законах;
- Федеральных законах (включая законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», и другие);
- подзаконных нормативных актах – в первую очередь, это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ,
- законодательстве регионов – законах субъектов РФ,
- местном законодательстве – уставах и документах муниципальных образований;
- итогах референдумов и сходов населения.
1.2 История развития местного самоуправления в России
Без анализа истории становления местного самоуправления в Российской Федерации оценка и прогноз его перспектив представляются некорректными. Обзор истории развития местного самоуправления необходим для полного охвата области исследования и достижения целей, поставленных в данной исследовательской работе. При этом анализ аналогов МСУ досоветского периода на территории России в современном понимании этого термина будет нерелевантен теме исследования и не способствует достижению целей научной работы, а поэтому не включен в список поставленных задач и не будет рассматриваться в ходе данной работы.
Следует выделить несколько этапов развития МСУ в Российской Федерации, начиная с советского времени.
В первом, советском и раннем постсоветском, этапе развития, продолжавшемся до 1993 года, необходимо выделить следующие основные черты: [[10]]
- Тотальное господство Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Управление и контроль КПСС затрагивало все уровни управления, выступая де-факто органом представительной и исполнительной власти. Законодательной же на практике не существовало, так как Советы принимали только решения, заранее подготовленные исполкомами.
- Местные органы власти не обладали юридической и фактической самостоятельностью при принятии решений местного характера и полностью подчинялись вышестоящему уровню по иерархической цепочке, во главе которой стояли Верховный Совет и Совет Министров СССР.
- Несмотря на декларирование ценностей народного управления, местное самоуправление не только фактически подчинялось государству, как указано выше, но и воспринималось населением как государственное управление.
9.04.1990 был принят закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», где описывалась схема создания МСУ и местной автономии как таковых, отмена иерархической подчиненности выборных Советов и передача права Советам самостоятельно распределять налоги и управлять бюджетом территории. [[11]] Однако, несмотря на принятие этого закона, основные провозглашаемые принципы, его суть, остались нереализованными материально и организационно.
Подводя итог первому этапу, следует отметить, что МСУ в СССР фактически не существовало. Декларация независимости местного хозяйства в 1990 году не способствовала значительным изменениям.
По сути, местное самоуправление в России появилось в 1993 году при принятии Конституции РФ. В статье 12 провозглашается, что органы местного самоуправления не включаются в систему органов государственной власти. В главе 8 Конституции определяется самостоятельность решения вопросов местного характера, описывается пути принятия таких решений через референдумы и выборы, уточняются конкретные права органов МСУ, такие как: исполнение местного бюджета, управление местными налогами и сборами, осуществление охраны общественного порядка и другие. Таким образом, было создано правовое обеспечение системы управления на местах, независимое от государственного управления.