Файл: Урок путешествие по однкнр в 5 классе Тема урока Бережное отношение к природе. Номинация 1 Классический подход днк 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Урок - путешествие по ОДНКНР в 5 классе:

Тема урока: «Бережное отношение к природе».

Номинация № 1:

«Классический подход ДНК» [1].

Подноминация:

Уроки по ОДНКНР.

Автор:

Клинчаева Марина Оганесовна

учитель истории и обществознания, ОДНКНР в 5 классе высшей квалификационной категории

муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа№5» села Эдиссия

2022 г.

с. Эдиссия

Пояснительная записка.

Урок – путешествие по ОДНКНР в 5 классе, тема урока:

«Бережное отношение к природе». Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и представляет как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребности, а также эмоциональных отношений: любви, привязанности, толерантности.

Цель урока – научить детей понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства. Бережное отношение к природе состоит

в заботливом отношении к природе, что несет в себе воспитательное значение и соответствует целям всестороннего, целостного развития личности.

Актуальность темы заключается в воспитании ответственного отношения к природе, основанное на нравственном убеждении, что природа принадлежит всему обществу, природа наш общий Дом.

Урок- путешествие способствует полноценному становлению духовно- нравственной, гражданской личности и экологической культуры учащихся. На уроке применяются различные формы и методы работы (экскурсия, составление эмблемы, знакомство с Конституцией РФ, игра, проблемно-диалоговая беседа, исследовательский и творческий проекты и практическая работа, ИКТ), в которых ребята проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с учителем и с «природой». Смена видов деятельности способствует здоровье сбережению учащихся, а голоса птиц и песня положительно взаимодействуют на эмоциональный настрой учащихся. Ребята с удовольствием включаются в активную творческую деятельность. Учитель организует и направляет общение детей, расставляя необходимые нравственные акценты.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, учитель способствует активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут основой его нравственного поведения и тогда можно быть спокойным заприроду и молодое поколение. Подобна форма проведения урока обеспечивает более глубокое усвоение учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие на обучающихся, воспитанию патриотизма и любви к большой и малой Родине.


Новизна урока определяется в разработке и применении проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе и в развитии творческой и исследовательской деятельности школьников. Методическая разработка урока составлена для учащихся 11- 12 лет, может быть использована учителями и классными руководителя на внеурочных и урочных занятиях.

Урок – путешествие «Бережное отношение к природе».

Цель: расширять и углублять экологические знания обучающихся о бережном отношении к природе.

Задачи:

  1. Расширить знания обучающихся об экологических правилах поведения;

  2. Формировать положительную нравственную оценку таких понятий, как экологическая ответственность, экологическая грамотность;

  3. Способствовать воспитанию патриотизма, бережного и гуманного отношения к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

-определять способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; научиться: работать с текстом, получать опыт публичного выступления; высказывать собственное мнение, формулировать нравственные правила поведения в природе.

Личностные:

-осознавать себя жителями планеты Земля;

-испытывать чувство ответственности за сохранение природы Земли.

Коммуникативные:

-формировать умения работать в коллективе, в паре, контролировать действия партнёра;

Метапредметные:

-формировать интерес к учению;

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -получать информацию, выделять существенное.

Межпредметные связи: история, история, география, литература,

ИЗО

Формы, методы реализации:

  • формы проведения урока – путешествие по станциям, игра «Пинг -

Понг», проблемно- диалоговая беседа, творческая лаборатория;

  • форма работы учащихся – индивидуальная, групповая, исследовательская;

  • интерактивный метод - взаимодействие всех участников;

  • наглядно-словесный метод - беседа, рассказ, исследования, постановки вопросов;

  • практический метод - работа с тестом, рисунки эмблемы, письмо- обращение;

  • игровой метод - воображаемая игровая ситуация, вовлечение в проблемную беседу, прослушивание аудиозаписи, видеоролика.

Понятия и термины: экология, ЮНЕСКО, Баргузинский и Тебердинский заповедники, Корабельная роща, Конституция РФ Статья 58.



Учебно-методическое обеспечение: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. - М.: Вентана - Граф, 2020.- 160 с.: ил.

Оборудование: карта России, презентация учителя и мини- исследования учеников, иллюстрации картин к выступлениям групп, Красная книга, Конституции РФ, конверт с посланием и подписью, глобус, видеоролик, песни «Земля — наш общий дом», видеоролик «Птичьи голоса», слайд «Воскресенье в лесу», эмблемы групп, плакаты, рабочие листы, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие учителя. (1 мин) 1. Вступительное слово учителя. (1 мин)

Слайд. – Ребята, добрый день! Сядьте удобнее, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие на корабле «Земля». «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля,— значит, пересесть нам из него просто некуда»- писал французский литератор и лётчик Антуан де СентЭкзюпери.

- Ребята, мы – дети планеты Земля! Наша Земля — уникальная планета во вселенной, единственный наш дом. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.

II. Актуализация знаний УУД и постановка цели урока. (5 мин)

1. Постановка проблемной ситуации и постановка цели и задач урока.

Слайд. - Ребята, сегодня утром нам принесли необычное послание.

Давайте вместе зачитаем, (ученик читает)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года, Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. (А. Смирнов)

(А в конце этого приглашения подпись)

В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи, Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь – И ты научишься тому, Как это все беречь!

  • Ребята, вспомните, что мы называем храмом? П./о. Храмом мы называем церковь. - А что автор называет храмом?

П./о. Автор называет храмом - природу .


  • Что имел в виду автор, выражением «не оскверняй его святынь»?

П./о. Автор имел ввиду: не разрушай, не убивать святые места:

муравейники, речку, животных и птиц, а также растения, гнёзда птиц, поляну, лес. Все, что живёт в природе и не может сосуществовать без неё.

  • Ребята, назовите, пожалуйста, какие описаны красоты природы?

П./о. Росистые кусты, ручей бежит, прозрачнее стекла, пение перепёл, птичье пение.

  • К чему призывает нас автор стихотворения?

П./о. Беречь святые, красивые места природы . - Сформулируйте, пожалуйста, тему урока? П./о. Бережное отношение к природе .

Зафиксируйте в тетрадях тему «Бережное отношение к природе». - Ну, что, ребята, примем приглашение в путешествие в Природу? П./о. Да, конечно.

  • В помощь нам в письме путеводитель, который нам не позволит заблудиться во владениях природы.

  • Ребята, в добрый путь…. Путешествовать будем по станциям Природы. Представьте, что вы стали учеными – исследователями. Вы вооружились фотоаппаратами - вашим острым зрением, которое всё запечатлело, и решили выпустить газету, в которой 4 страницы ваших трудов, наблюдений и фотографий.

Первая станция (1 группа) - «Юные Экологи», вторая станция (2 группа) - «Юные Краеведы».

  • Ребята, каждая группа, получив задания, должна сформулировать вопрос к теме своей работы, на которые в результате путешествия провести собственное исследование и сделать вывод.

1 группа. Таинственные силы природы у древних народов Севера. 2группа. Заповедники: Баргузинский, Тебердинский, Корабельная роща.

(Записываю на доске. Вопросы будут планом нашего урока- путешествия).

План.

1. В чём заключалась таинственная сила природы у древних народов Севера?

2.Что такое заповедник? Какие есть заповедники?

3. История создания Корабельной рощи?

III. Изучение нового материала. (35 мин)

1. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин)

- Ребята, знаете ли вы, как древние люди относились к природе?

Слайд. Древний человек полностью зависел от природы. Они не знали её законов, не могли объяснить природные явления и поэтому испытывали страх перед ними. Человек ощущал рядом с собой невидимые таинственные и живые силы природы, от которых зависела его жизнь. Он был убеждён, что солнце и луна, гроза и дождь, деревья и трава – живые существа.

4. Информационный блок. 1 группа - «Юные Экологи». (4 мин) Слайд. - Ребята, а как относились к природе разные народы Земли?


Чем объяснить такое отношение? Мы с вами прибыли на 1 стоянку

«Таинственные силы природы у древних народов Севера» у наших Юных Экологов. (На стенд и на плакате иллюстрируют картинки, рассказывают, делают анализ и вывод работы)

  1. Древние славяне справляли «именины Земли». В этот день землю нельзя было беспокоить: пахать, вскапывать. Люди ласково касались её ладонью, вынимали небольшой кусочек дёрна, клали его на голову, благодарили кормилицу Мать Сыру Землю. Заканчивая жатву, жнецы оставляли в поле «бороду» — несжатый участок колосьев. Их заплетали, украшали цветами. Так крестьянин старался возродить силу Земли, которую та отдала на взращивание урожая.

  2. У северного народа — саамов — существовало такое поверье. Земля— живое существо. Деревья и травы — её волосы. Зелёный дёрн, тундровые мхи — её кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя её ранить. Не заживает рана, которую человек наносит Земле.

  3. Главным занятием народов коми, якутов, эвенков всегда была охота. Конечно, этот промысел опасен, сопряжён с риском, ведь у каждого зверя есть свой дух, от которого зависит, кто победит — зверь или охотник. Добрым либо злым становится дух животного в зависимости от поведения охотника. Охотник должен обязательно соблюдать правила: не проявлять жестокости к зверю, не трогать детёнышей животных. Если человек не соблюдает правил охоты, дух животного его наказывает и оставляет без добычи

  4. У народов Севера — нивхов, эвенков — в древности существовал культ медведя. До сих пор в семьях этих народов хранятся старинные амулеты — фигурки медведя. Считается, что они защищают семейный очаг и являются символом удачной охоты. Долгое время существовала традиция выращивания медвежонка. Его кормили молоком, ласково называли сынком. Для кормления медведя делали ритуальную посуду: корытце, чашку, большой ковш и ложки.

Вывод: Народы Севера в древности обращались с природой чрезвычайно бережно. Древние северные люди не только верили, что все животные, растения и даже камни и горы обладают душой, и обращаться с ними нужно так же почтительно, как с людьми. Человек сам – часть природы и противопоставлять человека природе не было правильно.

Слайд. 5.Мозговой штурм «Нужны ли комары?». (1 мин)

Учитель.Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен- житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!»- в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюхо. Желудок был наполнен…. комарами.