Файл: Урок путешествие по однкнр в 5 классе Тема урока Бережное отношение к природе. Номинация 1 Классический подход днк 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Интерактивная беседа «Экологический урок». (2 мин)

Слайд. Учитель. - Ребята, какой же экологический урок преподал рыбаку старый эвен?

П./о. Если уничтожить комаров, то исчезнут рыбы, которые ими питаются. А исчезнут рыбы - будут голодать люди.

П./о. В природе всё находится в экологическом равновесии и всё живет по закону.

П./о. Природа очень разумна, она сама регулирует количество всех живых организмов.

  • Верно. В природе всё взаимосвязано. Наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой – называется Экология. Когда человек говорит «экология», он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья.

Слайд 6. Проблемно- диалоговая беседа. (6 мин) Учитель. (Показываю глобус).

  • Ребята, что я держу в руке? П./о. Глобус - это модель Земли .

  • Верно, посмотрите, на поверхности глобуса изображены материки и острова, океаны и моря, реки и озёра, горы и равнины. На Земле есть воздух, вода, тепло, а значит, есть жизнь и живут люди, животные, растения, насекомые и птицы. Нужно беречь и сохранять всё, что создала природа. И они нуждаются в нашей с вами защите. Ведь, Земля - наш дом родной!

  • Ребята, обратите внимание на карту. Широко раскинулись на карте нашей страны – зеленый океан лесов. Оглянитесь, в кабинет: мебель, пол, двери, окна, тетради, книги, карандаши и многое другое сделаны из древесины. Без дерева сегодняшняя жизнь просто не мыслима. Однако с каждым годом леса нуждаются в защите, в восстановлении от безумного истребления.

  • Мы подошли к станции «Заповедники». Дышите глубже, прислушайтесь к лесу, чувствуете запах свежести?

Юные Краеведы нас поведут на удивительную экскурсию.

( экскурсия - исследования 2 группы).

Слайд. Мы рады увидеть вас у себя в гостях. Я думаю, вы знаете, как надо вести себя в лесу: зверей не обижать, деревья зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.

1. Заповедник – это территория, полностью находящаяся под охраной государства. В 1693 г. Петр I, будучи проездом в Старой Руссе, заметил в ее окрестностях великолепный дубовый лес, и по его распоряжению там были начаты заготовки древесины для строительства флота. Но царь беспокоился, что корабельные дубы и мачтовые сосны могут быть истреблены в ходе свободной вырубки. Петр I издал ряд законов, запрещающих порубку широколиственных пород под угрозой сурового наказания. Для нарушителей устанавливался штраф - трёхкратный размер стоимости вырубленных деревьев. «Для смотрения заповедных лесов» выбирались добросовестные грамотные люди «из людей добрых».


  • Почему Шишкин назвал свою картину «Корабельная роща»?

П./о. Шишкин назвал картину «Корабельная роща», сосны и дубы, которые росли в роще шли на строительство кораблей и матч.

  • Как бы вы назвали картину?

П./о. Золотая роща. П./о. Заповедная роща. П./о. Просторы родного русского леса. П./о. Гиганты леса.

  • Что, по мнению художника, является самым главным на картине?

П./о. Самым главным, по мнению художника, является нетронутый уголок сказочной природы лесных массивов.

  1. Одним из красивейших мест в России и на планете является Баргузинский заповедник. Он находится в списке мирового наследия ЮНЕСКО и обладает уникальной флорой и фауной. Часть заповедника занимает озеро Байкал – самое глубокое на планете и самое большое среди пресноводных озер. Заповедник был создан в 1916 году для сохранения популяции соболя. У него шубка цвета темного шоколада, а подпушие голубоватое. Мех баргузина высоко ценится во всем мире. Баргузинский соболь, занесенный в Красную книгу. Нерпа — символ Байкала, единственный в мире тюлень, который живет в пресноводной воде озера Байкал. Специалисты обеспокоены сокращением численности черношапочных сурков. Байкал – озеро, в котором находится 1/10 мировых пресных запасов воды. Она отличается чистотой, мягкостью, прозрачностью. Многие из представителей флоры и фауны Баргузинскогозаповедника занесены в Красную книгу. Геотермальные источники – еще одно из достопримечательностей Баргузинского заказника (вода в них горячая: от 42 до 70 градусов). Территория покрыта таежными и лиственными лесами, множество рек, озер, заливов, мысов. Здесь можно увидеть красивейшее в мире явление – цветение лотоса. Многие виды растений и животных являются очень редкими, поэтому они занесены в Красную книгу. Баргузинский заповедник сохранил в себе всё уникальное, что есть на поверхности территории.

  2. Тебердинский заповедник был создан в 1936 году на склонах Большого Кавказа. Природа заповедника насчитывает более 46 видов млекопитающих, 10 видов рептилий, 7 видов амфибий, более 200 разновидностей птиц, 3 тыс. разновидностей насекомых. На территории более 1207 видов растений, 3 водопада, 180 озёр, 109 ледников. Курорты и санатории – Домбай, Теберда и Архыз расположены в красивых местах заповедника. Они являются популярными у туристов и у альпинистов.

Вывод: Зачем нам нужны заповедники?

Мы привыкли брать от природы все, что можно, и даже то, что не особо нужно. К чему мы придем с такими привычками?! Природа нашей страны и планеты быстро изменяется под воздействием человека. Для того чтобы

поддерживать экологическое равновесие на Земле, необходимо оставить участки неизмененных ландшафтов, где леса, луга, пустыни, степи, воды, растительность и животный мир сохраняются в чисто природном виде

С этой целью создаются заповедники. Заповедник – это территория, которая находится под особым наблюдением, контролем и охраной государства, в целях сохранения уникальных природных комплексов.

Заповедные зоны предусматривают охрану различных видов животного

и растительного мира. Благодаря научным исследованиям, полученным при изучении охраняемых природных территорий, имеется огромного количество исследований о состоянии растительного и животного мира, которые сохраняются в естественном и неизмененном виде.

7. Творческая работа. Создание эмблем. (3 мин)

Слайд. Учитель. Международный Союз охраны природы издал в 1961 году Красную книгу, куда включены исчезнувшие или исчезающие виды живой природы. Красная Книга - сигнал опасности! Красная книга Ставропольского края поможет нам узнать, какие растения и животные находятся на грани исчезновения, и даст нам советы по их спасению.

– Ребята, в каждом заповеднике есть знаки- эмблемы.

- Создайте эмблемы своим командам.

( Звучит песня «Ты знаешь, Земля наш общий дом!»). Время – 2 мин.

Ваши рисунки очень интересны, я отправлю на конкурс рисунков.

Президент РФ В. Путин считает, что «вопрос об экологии нужно поставить на первое место, т. к. от этого зависит наше здоровье, будущее наших детей». И я призываю вас, относитесь к природе бережно, сознательно, ответственно.

8. Видеоролик. Игра « Угадай голос птицы? ». (3мин)

Видеоролик. Представьте, что мы находимся в лесу. Так мелодично и звонко поют птицы. Послушайте внимательно их пение и постарайтесь определить, какая птица поёт? П./о. Это пение Совы.

  • Ребята, в годы Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда как то в зоопарк залетела сова - неясыти. Там она увидела сидящих в клетке сородичей. На другой день птица прилетела с кормом в клюве. Она кормила своих собратьев на протяжении долгого времени и спасла их от гибели.

  • Видите, как птицы бережно относятся к своим сородичам. Они верные друзья, не бросают в беде друг друга. Этот случай в пример нам - людям, быть человечнее к животным.

  • Помогайте маленьким пернатым друзьям зимой! Приглашайте забавных птичек к себе в гости, чтобы полюбоваться и досыта накормить!


Птицы – санитары леса и сада. Они уничтожают вредных насекомых.

  • Ребята, знаете ли вы птиц своей местности?

  1. Назовите птиц, зимующих в нашей местности? П./о. Сорока, ворона, синица, голубь.

  2. Назовите перелётных птиц нашего края? П./о. Ласточка, соловей, скворец.

  3. Кто имеет гребень, но не причёсывается? П./о. Петух.

  4. В воде купается, а сухим остаётся? П./о. Гусь.

5.Что птицам страшнее: голод или холод? П./о. Голод.

  1. Мини- исследование ученика по теме «Экологическая проблема моего села». (См. Приложение. Рассказ ученика с опорой на презентацию. 3 мин)

  2. Словарный Пинг-понг «Что бывает экологическим?» (2 мин)

Учитель: Проведём словарныйПинг - Понг «Что бывает экологическим?». В игре участвуют обе команды. Нужно назвать за 2 минуты словосочетания с прилагательным «экологический (..)». Побеждает команда, назвавшая больше словосочетаний.

П./о. Экологический (..) туризм, контроль, безопасность, рейды, туризм, продукт, экспертиза, проблема, катастрофа, опасность, образование, культура, загрязнение, наука, война, чистота.

Учитель: Время истекло. Победила команда (называю).

Слайд. 11. Виртуальный эко рейд «Какие законы нарушены?». (4мин) - Ребята, давайте познакомимся с экологическим рассказом. (3 мин) - Как дети отдохнули в воскресенье в лесу?

- Какие ошибки в поведении они допустили?

Воскресенье в лесу. (Тест у детей на столе и на экране)

(Дети запаслись продуктами, взяли компас, радио и поехали в лес.

Взрослых с ними не было)

Вывод. Ребята, мы с вами составили Правила поведения на природе. Запомните! Правила - это Законы (Заповеди), они не должны ни кем никогда нарушаться!

12. Деловая ситуация. «Обращение от имени Природы». (4 мин)

Учитель. Представьте, если бы Природа могла говорить, что бы она сказала детям?

- Давайте напишем письмо- обращение от имени Природы.

  1. группа «Юные Экологи» - письмо обращение к бизнесменам, владельцам предприятий, заводов и фабрик.

  2. группа «Юные Краеведы»- обращение к учёным и ученикам нашей школы.

( Включается музыка на 1 мин и ребята пишут обращения.) Ребята читают обращения.

Спасибо, надеюсь, ваши обращения будут услышаны.

П./о. Любите природу! Не загрязняйте экологию отходами от производства!

П./о. Не убивайте животных! Не оставайтесь равнодушными к природе. Берегите чистоту экологии!

Учитель. Конституция РФ статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.


( Знакомство с Конституцией РФ – учащиеся читают статью 58). 13. Творческая лаборатория «Как сделать нашу планету лучше? » (2 мин)

– Ребята, напишите свои идеи и предложения «Как сделать нашу планету лучше?».

П./о. Сажать деревья, кустарники, цветы.

П./о. Ухаживать за зелёнными насаждениями.

П./о. Делать кормушки и кормить птиц.

П./о. Распространять листовки с призывом об охране природы.

П./о. Не сорить, а собирать мусор.

П./о. Беречь окружающую среду.

Слайд. IV. Рефлексия. (1 мин)

  • Какие задачи ставили в начале урока? (читают с доски и отвечают) - Где можно применить новые знания?

П./о. Полученные знания пригодятся на уроках, для развития кругозора .

  • Какие чувства вызвал у вас урок - путешествие?

П./о. Чувства надежды, что люди будут бережно относиться к родной природе.

П./о. Чувства уверенности, что мы сможем жить в союзе с природой и сохраним живую природу.

П./о. Чувство благодарности, ведь природа дает нам огромные ресурсы для жизни, поэтому человеку необходимо их не только брать, но и уметь как-то возмещать.

  • Какую пользу вы извлекли?

Слайд. V. Итог урока. (1 мин)

  • Почему надо охранять природу? П./о. Исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. Опаснее для здоровья человека становится окружающая среда. Природе грозит опасность исчезновения и гибели.

  • Ребята, не забывайте, планета Земля - наш Дом родной!

Мы должны подчиниться законам природы, услышать её голос и стать экологически культурными.

Спасибо за творческий и интересный урок - путешествие!

Слайд. VI. Домашнее задание. (1 мин)

Творческое задание: (по вариантам)

  1. Подготовить мини-проект «Национальные парки России».

  2. Реферат по теме «Заповедные места Ставропольского края».

  3. Презентация по теме «Путешествие по ожерелью Северного

Кавказа».

VII. Список использованной литературы.

1.Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций. М.: Вентана - Граф, 2020.- 160 с.: ил.

2.https://youtu.be/g-vb3mCWaeA «Защита природы»

  1. В. Гаазов «Путешествие по ожерелью Северного Кавказа» г. Ставрополь 2004.- 263с.

  2. Источник: https://101mesto.com/prirodnye-obekty/barguzinskijzapovednik.html