Файл: Размер пенсии по старости (Общие положения о пенсиях по старости).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о пенсиях по старости
1.1. Понятие законодательства о пенсиях по старости
1.2. Условия назначения пенсии по старости
Глава 2. Порядок назначения пенсии по старости
2.1. Размер и структура пенсии по старости
2.2. Индексация, корректировка и перерасчет пенсии по старости
Социально-психологическая функция пенсии по старости отражает роль пенсии в обеспечении у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, чувства их социальной защищенности. Особое значение эта функция приобретает в период проведения в России экономической реформы, сопровождающейся негативными последствиями, которые в первую очередь касаются пожилых граждан.
Демографическая функция пенсии по старости состоит в воздействии этой пенсии на смену поколений. С помощью пенсии происходит относительно безболезненный переход людей среднего поколения в категорию старшего поколения, замещение пожилых работников на производстве молодыми, чем в значительной степени смягчаются противоречия между поколениями, а также происходит гармонизация взаимоотношений поколений в семье.
Классификацию пенсий по старости необходимо проводить по нормативным правовым актам, регламентирующим их предоставление:
1) по Закону о трудовых пенсиях назначаются:
а) трудовая пенсия по старости на общих основаниях (ст. 7);
б) досрочная трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 27);
в) досрочная трудовая пенсия по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава (ст. 27.1);
г) досрочная трудовая пенсия по старости отдельным категориям граждан (ст. 28);
2) по Закону о занятости населения и Закону о трудовых пенсиях - досрочная пенсия по старости безработным гражданам;
3) по Закону о государственном пенсионном обеспечении:
а) пенсия по старости лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (ст. 10);
б) социальная пенсия по старости.
Разница в указанных видах пенсий зависит и от источника их финансирования. Трудовые пенсии финансируются за счет средств ПФР, а пенсии пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф - за счет средств федерального бюджета.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены одноименным Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ. Данный Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также ответственность.
Статьей 7 Закона законодательно установлены условия возникновения права на трудовую пенсию по старости. Как мы уже говорили ранее, данный вид пенсии является самым распространенным видом пенсионного обеспечения в России – трудовую пенсию по старости в России получают более 80% пенсионеров.
Наиболее спорными вопросами и темами полемики, связанной с трудовой пенсией по старости, являются ее наименование и непосредственно порог самого пенсионного возраста. Наименование «пенсия по старости» вызывает нарекания, в том числе и со стороны самих пенсионеров, которые читают данное определение некорректным и неэтичным. Однако следует сказать, что название «пенсия по старости» является уже исторически сложившимся термином, использовалось в ранее действующем пенсионном законодательстве Союза ССР и Российской Федерации и совершенно обоснованно сохранено после проведения пенсионной реформы.[1]
Первым условием назначения пенсии по старости является достижение пенсионного возраста, который в РФ составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Данный порог пенсионного возраста был установлен в 1932 году и с этого времени остается неизменным. Вместе с тем в настоящее время социально-экономическая ситуация в нашей стране и в пенсионной системе складывается таким образом, что мы вынуждены ставить и обсуждать вопрос о повышении пенсионного возраста. Это будет самый острый, болезненный и волнующий всех без исключения граждан этап пенсионной реформы. Однако необходимость этой непопулярной меры очевидна. Уже сейчас пенсионных отчислений работающего населения недостаточно для выплат пенсий действующим пенсионерам. Правительство вынуждено покрывать разницу за счет бюджетных средств. Проблему дефицита Пенсионного фонда можно решить тремя способами: увеличить рождаемость, ставки пенсионных взносов или порог выхода на пенсию. Резко повысить рождаемость невозможно.
Ставки пенсионных отчислений увеличены, но это не решает проблемы. Поэтому остается один вариант, который заключается в повышении пенсионного возраста. Хотим мы этого или нет – вопрос пенсионного возраста будет решен в ближайшем будущем. В настоящее время в соответствии со статистическими данными на 100 пенсионеров приходится 128 человек работающего населения. Если не увеличить пенсионный возраст, размер пенсий, который в последнее время был значительно увеличен, снова упадет относительно размера зарплат и минимального прожиточного минимума.[2]
Вместе с тем в России действительно самый низкий порог пенсионного возраста в Европе. Средний уровень пенсионного возраста в европейских странах в настоящее время составляет 65 – 67 лет для мужчин и 60 – 63 года для женщин. С другой стороны, продолжительность жизни и уровень жизни в России ниже, чем в европейских странах, следовательно, оправдан и более низкий пенсионный возраст. В России средний срок пребывания на пенсии для мужчин составляет чуть более 14-ти лет, что меньше, чем в развитых странах, но больше, чем в развивающихся. В большинстве государств – бывших союзных республиках пенсионный возраст уже увеличен. Так, в Казахстане он составляет 58 лет для женщин и 63 для мужчин, в Грузии – 60 и 65 лет соответственно для женщин и мужчин. Прежний порог пенсионного возраста сохранен пока только в Таджикистане и Белоруссии.
В Германии пенсионный возраст и для мужчин и для женщин составляет 65 лет, но в период с 2012 по 2019 год его планируют увеличить до 67 лет, как это уже произошло в Норвегии. В Японии порог пенсионного возраста увеличен до 70 лет. В Великобритании, Италии, Польше пенсионный возраст установлен в 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, во Франции и мужчины и женщины уходят на пенсию в 62,5 года, а в США – в 65 лет.
Но не следует забывать, что различается и средняя продолжительность жизни, которая в нашей стране составляет около 60 лет у мужчин и 75 лет у женщин, тогда как, к примеру, в Англии и Германии средняя продолжительность жизни у мужчин составляет около 75 лет и около 80 лет у женщин.
Вместе с тем некоторые эксперты-социологи считают, что повышение пенсионного возраста не приведет к желаемым положительным результатам, а следствием этого будет ухудшение здоровья населения и увеличение выплат пенсий по инвалидности. Решением вопроса данные эксперты считают стимулирование граждан, достигших пенсионного возраста к продолжению трудовой деятельности. В настоящее время многие пенсионеры после назначения пенсии продолжают трудиться, так как имеют для этого достаточный трудовой потенциал и считают необходимым продолжать применять свой высокий профессиональный уровень и большой жизненный опыт. Конечно, в данном случаю большую роль играет материальный аспект, однако велика роль и морального фактора – после ухода с работы в связи с достижением пенсионного возраста гражданам приходится менять свой привычный ритм жизни, меняются жизненные приоритеты, что не всегда положительно сказывается и на состоянии здоровья, и на общем настроении.
И еще один вопрос, стоящий на обсуждении. Необходимо ли устанавливать различный для мужчин и женщин пенсионный возраст, как это закреплено Законом в настоящее время, или на примере некоторых европейских стран сделать его равным либо с небольшой, в 1 – 2 года, разницей. Тут тоже имеется несколько аргументов «за» и «против». С одной стороны, женщинам в нашей стране предоставлены равные с мужчинами трудовые права, а также равные права в области обязательного пенсионного страхования и пенсионного обеспечения. Кроме того, средняя продолжительность жизни женщин больше, чем у мужчин. Эти аргументы – за установление для женщин равного с мужчинами пенсионного возраста. С другой стороны, всем известно, что на протяжении всей жизни женщины несут двойную нагрузку – трудятся наравне с мужчинами, а затем после трудового дня выполняют семейные обязанности, решают бытовые проблемы, занимаются воспитанием детей и внуков. Поэтому предоставление женщинам такой привилегии, как приобретение права на пенсию в более раннем, чем у мужчин, возрасте, является вполне оправданной мерой. Представляется, что именно повышение пенсионного возраста женщин вызовет в обществе наиболее резкую негативную реакцию.
Несмотря на различные точки зрения, вопрос увеличения пенсионного возраста будет решен в ближайшие 5 – 10 лет. Механизм реформы пока не известен, но вероятнее всего, это будет постепенное, поэтапное повышение с постоянным разъяснением населению объективных причин неизбежности применения данной меры.
Необходимо отметить, что для некоторых категорий работников и иных категорий граждан сохранено право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного Законом пенсионного возраста, то есть досрочной пенсии. Так, к примеру, женщины, проработавшие в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет, имеющие страховой стаж не менее 20 лет, имеют право на выход на пенсию по старости по достижении возраста 50 лет.[3]
Вторым обязательным условием для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Закона является наличие 5 лет страхового стажа. Понятие страхового стажа возникло после проведения пенсионной реформы. До 2002 года для назначения пенсии на общих основаниях значение имел не страховой стаж, а общая продолжительность трудового стажа, который для приобретения права на пенсию должен был составлять 25 лет у мужчин и 20 лет для женщин.
В общий трудовой стаж в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Также в общий трудовой стаж включалась служба в составе Вооруженных Сил РФ и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки РФ, министерствах и ведомствах РФ, в которых законом была предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской и Великой Отечественной войн.
Кроме того, в общий трудовой стаж для назначения государственной пенсии включались периоды обучения в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывания в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности; периоды проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства; периоды проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности; периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
От продолжительности трудового стажа зависел и размер назначаемой пенсии, который находился в прямо пропорциональной зависимости – чем больше трудовой стаж, тем выше размер пенсии. После проведения пенсионной реформы и вступления в силу Закона продолжительность общего трудового стажа никакого влияния на размер пенсии не оказывает, имеет значение только размер и продолжительность периода уплаты страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования. Необходимо отметить, что продолжительность страхового стажа в 5 лет, необходимая для приобретения права на трудовую пенсию по старости является равной, как для мужчин, так и для женщин. Расчет страхового стажа, необходимого для реализации права на трудовую пенсию по старости, производится в календарных годах. Если периоды, включаемые и засчитываемые в страховой стаж, совпадают по времени, то застрахованное лицо вправе выбрать тот период, который будет принят в расчет продолжительности страхового стажа.[4]