Файл: Размер пенсии по старости (Общие положения о пенсиях по старости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второе основание состоит в том, что все документы, влияющие на право гражданина на осуществление трудового пенсионного обеспечения, должны иметься в распоряжении органа, назначающего пенсию и устанавливающего ее размер, то есть территориального органа Пенсионного фонда РФ, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии. Если, к примеру, гражданин имеет право на получение трудовой пенсии по инвалидности при наличии двух нетрудоспособных членов семьи, но не представил в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, подтверждающих наличие у него иждивенцев, пенсия будет ему назначена без учета иждивенцев, то есть в меньшем размере. В том случае, если документы о наличии нетрудоспособных членов семьи будут представлены позднее, будет произведен перерасчет размера пенсии, но не с момента ее назначения, а с более позднего времени.

Третье основание заключается в том, что размер трудовой пенсии определяется в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, действующими по состоянию на день, в который органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, выносится решение о назначении трудовой пенсии.

В п. 2 статьи 17 Закона определены основания перерасчета, то есть изменения размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Если до 1 января 2010 г. по приведенным в данной статье основаниям производился перерасчет только базовых частей трудовых пенсий, то теперь после внесения изменений в пенсионное законодательство ФЗ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ производится перерасчет при получении трудовой пенсии по старости – ее страховой части, а при получении других видов трудового пенсионного обеспечения – всего размера пенсии.

Под перерасчетом в общем смысле понимается изменение размера пенсии, причем расчет может быть произведен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения размера.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конвенция Международной Организации Труда №102 о минимальных нормах социального обеспечения от 04.06.1952 // Сборник «Конвенция и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда 1919-1956». Т.1. Женева, 1991.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001 №49 Ст.4532.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 07 января 2002г., № 1 (Часть 1), ст. 3.
  5. Федеральный закон от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27июля 2009г., № 30, ст. 3738
  6. Федеральный закон «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» № 360-ФЗ от 30 ноября 2011г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 05 декабря 2011г., № 49 (Часть 1), ст. 7038.
  7. Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996г., № 17, ст. 1915
  8. Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001г., № 51, ст. 4831
  9. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013г., № 52 (Часть I), ст. 6989
  10. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 427-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013г., № 52 (Часть I), ст. 6992
  11. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013г., № 52 (Часть I), ст. 6965
  12. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф // Российская газета.-N 247.-20.12.2001.
  13. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г., в ред. от 12.03.2014г. № 27-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 01.04.1996.- N 14.- ст. 1401.
  14. Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ, (в ред. от 12.03.2014г.) // Собрание законодательства РФ.- N 19.- 11.05.1998.- ст. 2071.
  15. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ // Российская газета.- N 247.- 20.12.2001.
  16. Федеральный закона от 24.07.2002 №111-ФЗ// Собрание законодательства РФ.-29.07.2002.- N 30.-ст. 3028.
  17. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 01.01.2007.- N 1 (1 ч.).- ст. 18.
  18. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 17.12.2001.- N 51.- ст. 4832.
  19. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ // Российская газета.- N 138-139.- 30.07.2002.
  20. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 2002, № 10, ст. 965).
  21. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.95 №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих"
  22. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 07 мая 2012г., № 19, ст. 2334.

Судебная практика

  1. Определение Конституционного Суда России от 21 декабря 2000 г. № 276-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Березкина Владимира Рейновича, Бушмелева Геннадия Николаевича, Корниенко Николая Николаевича, Кропотова Геннадия Ивановича и Мамаева Александра Степановича на нарушение их права на пенсионное обеспечение положениями статей 10 и 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и статьи 242 КЗоТ Российской Федерации»
  2. Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П // Вестник КС. – 2007. – № 10.
  3. Решение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. № ГКПИ11-100 // БВС РФ. – 2011. – № 6.
  4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2013 по делу № А21-5038/2012 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  5. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2013 по делу № А28-7170/2012 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  6. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2014 № Ф04-2432/2014(5224-А75-43) по делу № А75-6388/2013 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  7. Постановление Правительства РФ от 04 декабря 2014г. № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2014г., N 50, ст. 7102.
  8. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2014г. № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2014г., № 52 (Часть I), ст. 7774

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2014 № Ф04-2432/2014(5224-А75-43) по делу № А75-6388/2013 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

  1. Распоряжение от 25 декабря 2012 г. №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012г. № 53 (Часть II) ст. 8029
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание Законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008г., № 47, ст. 5489.
  3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах. 29.06.2010. URL: http://news.kremlin.ru/news/8192.
  4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. // Российская газета, № 90 от 27 апреля 2007г.

Учебная литература

  1. Антипьева, Н. В. Развитие законодательства о социальном обеспечении / Н. В. Антипьева // Право в Вооруженных Силах. – 2012. – № 3. – С. 11-18.
  2. Барков, А. В. Договоры с элементами социального содействия, опосредующие оказание социально-правовых услуг / А. В. Барков // Гражданское право. – 2012. – № 1. – С. 14-19.
  3. Барков, А. В. К дискуссии о тенденциях развития правового института социального обслуживания и его соотношении со смежными отраслями права / А. В. Барков // Вестник Пермского университета. – 2013. – № 3. – С. 46-51.
  4. Барков, А. В. Социальное обслуживание в условиях рыночной экономики: современные тенденции и перспективы развития / А. В. Барков // Трудовое право. – 2012. – № 9. – С. 52-56.
  5. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2015. 296 с.
  6. Васильева, Ю. В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? / Ю. В. Васильева // Правоведение. – 2013. – № 4. – С. 19-24.
  7. Волкова, Н. С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация / Н. С. Волкова // Журнал российского права. – 2013. – № 7. – С. 14-19.
  8. Геворкьян, Д. П. Становление законодательства о социальном обеспечении / Д. П. Геворкьян // Социальное и пенсионное право. – 2012. – № 2. – С. 44-49.
  9. Грудцына, Л. Ю. Трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет: порядок оформления и выплаты / Л. Ю. Грудцына, А. В. Макаров // Адвокат. – 2013. – № 9. – С. 30-35.
  10. Гурина, О. А., Белянинова, Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» / под ред. Э. Р. Курманова. – М.: Волтерс Клувер, 2013. – 380 с.
  11. Гусева, Т. С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение в Российской Федерации / Т. С. Гусева // Российский юридический журнал. – 2012. – № 1. – С. 25-32.
  12. Гусева, Т. С. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении / Т. С. Гусева // Социальное и пенсионное право. – 2012. – № 1. – С. 15-21.
  13. Гусева, Т. С. Конституционное право на социальное обеспечение и роль государства в его реализации / Т. С. Гусева // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 18. – С. 12-17.

Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству//Постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». М.: Проспект, 2002.

Право социального обеспечения России: учеб./М.О. Буянова, К.Н. Гусов [и др.]; отв. ред. К.Н. Гусов.– 4-е изд., перераб. и доп.– М.: Проспект, 2008.– 640 с.


  1. Право социального обеспечения: практикум. Нормативные акты. Образцы документов / под ред. Э. Г. Тучковой. – М.: Новый Юрист, 2013. – 850 с.
  2. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. К. Н. Гусова. – М.: Проспект, 2012. – 805 с.
  3. Приусов, В. Н. Право социального обеспечения : учебное издание / В. Н. Приусов. – М.: Юрайт, 2013. – 712 с.

Седельникова, М. Г. Методологические аспекты совершенствования законодательства о социальном обеспечении / М. Г. Седельникова // Трудовое право в России и за рубежом. – 2011. – № 2. – С. 34.

Шайхатдинов, В. Ш. Дефекты правотворчества в сфере социального обеспечения и их последствия / В. Ш. Шайхатдинов // Российский юридический журнал. – 2011. – № 5. – С. 19.

Яблокова, И. А. Защита права граждан на социальное обеспечение при регулировании различных видов социального обеспечения / И. А. Яблокова // Социальное и пенсионное право. – 2012. – № 4. – С. 30.

Приложение

Приложение 1

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

за мужчин 1952 г.р./ женщин 1956 г.р. и стар-ше

Действовала регрессная шкала – чем больше был годовой доход работника, тем меньше был тариф взноса за него в ПФР. В настоящей Таблице приведены тарифы взносов в пределах этих сумм.

Регрессная шкала для начисления пенсионных взносов отменена, установлен единый тариф для лиц с различным уровнем заработка.

Установлена предельная сумма годового дохода, ежегодно индексируемая в соответствии с ростом средней заработной платы в стране. Заработок свыше этой суммы страховыми взносами не облагается.

Налогооблагаемая база, после превышения которой начинал действовать регресс

Предельная сумма дохода работника, с которой уплачиваются страховые взносы

100 тыс. руб. в год

280 тыс. руб. в год

415 тыс. руб. в год

463 т. руб.

в год

512 т. руб.

в год

568 тыс. руб. в год

14 %

до 01.07.10

после

01.07.10

16 %

16 %

16 %

14 %

16 %

за мужчин 1953–1966 г.р./ женщин 1957-1966 г.р.

12 %

14 %

за лиц 1967 г.р. и моло-же

11 %

10 %

8 %

8 %

10 %

10 %

10 %

10%

Примечания

В 24 Главе НК РФ перечислялись категории плательщиков, которые полностью или частично освобождались от уплаты единого социального налога, платили его по пониженным ставкам (например, ст. 239 НК РФ предусматривала, что работодатель за работников-инвалидов I, II или III группы уплачивают единый социальный налог только с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. рублей на каждое физическое лицо). Однако, данные налоговые «льготы» не распространялись на отношения по уплате обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд (поскольку в отличие от единого социального налога страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются возмездным платежём, напрямую влияющим на размер будущей пенсии работников).[9] При этом сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшала сумму единого социального налога.

В период до 2027 г. применяются пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков. Категории плательщиков и размер уплачиваемых ими пониженных тарифов определены ст.ст. 58, 58.1 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и ст. 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Однако, поскольку выпадающие доходы в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются Пенсионному фонду РФ за счет федерального бюджета, на пенсионных правах работников они не должны отразиться[.


Таблица 3. Взносы на ПК2 за наёмных работников

Приложение 2

Приложение 3

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации1) (до 2002 г. - в органах социальной
защиты населения):

всего, тыс. человек

38411

38313

39706

40162

40573

41019

в процентах к предыдущему году

100,1

100,3

101,6

101,1

101,0

101,1

Удельный вес численности работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров1), процентов

15,9

22,4

31,2

32,4

33,7

34,9

Численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения,
человек

262,5

267,5

277,9

280,7

283,0

285,5

Численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера,
человек

1,68

1,75

1,72

1,70

1,68

1,66

Минимальный размер пенсии по старости2), руб.

427,8

-

-

-

-

-

Размер базовой части трудовой пенсии по старости (на 1 января), руб.

-

660,0

2562,03)

-

-

-

Средний размер назначенных пенсий2), руб.

694

2364

7476

8203

9041

9918

Величина прожиточного минимума пенсионера4):

руб.

909

24185)

4521

5032

5123

59986)

в процентах к предыдущему году

117,97)

119,27)

110,3

111,3

101,8

107,77)

Соотношение минимального размера пенсии по старости2) , процентов:

с величиной прожиточного минимума пенсионера

47,1

-

-

-

-

-

с минимальным размером оплаты труда

396,8

-

-

-

-

-

Соотношение размера базовой части трудовой пенсии по старости,
процентов:

с величиной прожиточного минимума пенсионера

-

28,3

62,6

-

-

-

с минимальным размером оплаты труда

-

91,7

59,2

-

-

-

Соотношение среднего размера назначенных пенсий2), процентов:

с величиной прожиточного минимума пенсионера

76,4

97,8

165,4

163,0

176,5

165,4

со средним размером начисленной заработной платы

31,2

27,6

35,7

35,1

33,9

33,9

Реальный размер назначенных пенсий2), в процентах к предыдущему году

128,0

109,6

134,8

101,2

104,9

102,8

Поступление страховых взносов и налоговых платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации8):

всего, млн. руб.

379259

1298734

4577412

5218064

5859904

6327178

в процентах к ВВП

5,2

6,0

9,9

9,3

9,4

9,5

в процентах к предыдущему году (с корректировкой на индекс
потребительских цен)

125,3

123,6

133,0

105,1

106,9

101,1