Файл: Размер пенсии по старости (Общие положения о пенсиях по старости).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о пенсиях по старости
1.1. Понятие законодательства о пенсиях по старости
1.2. Условия назначения пенсии по старости
Глава 2. Порядок назначения пенсии по старости
2.1. Размер и структура пенсии по старости
2.2. Индексация, корректировка и перерасчет пенсии по старости
Валоризации подлежат пенсионные права всех лиц, имеющих стаж (от одного полного года) до 1 января 2002 года, независимо от их возраста и времени выхода на пенсию.
Сумма валоризации (СВ) определяется по следующей формуле:
(Формула 7)
СВ = ПК1 * (10% + по 1% за каждый полный год стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.),где
ПК1 - расчетный пенсионный капитал, в который преобразуются приобретенные застрахованным лицом до 1 января 2002 г. пенсионные права.
При необходимости узнать размер ПК1, можно в Пенсионном фонде по месту жительства или работы.
Граждане, получающие трудовую пенсию по старости, могут самостоятельно подсчитать величину полагающейся им с 01.01.2010 г. прибавки от валоризации:
- валоризационная прибавка у пенсионеров, не работавших после 1 января 2002 года или не производивших пересчет страховой части пенсии с учетом перечисляемых работодателем взносов в Пенсионный фонд, считается по формуле:
(Формула 8)
валоризация = страховая часть пенсии на 31.12.2009 * (10% + 1% за каждый полный год стажа до 01.01.1991г.)
- валоризационная прибавка у пенсионеров, занимавшихся оплачиваемой трудовой деятельностью после 1 января 2002 года и производивших пересчет страховой части пенсии с учетом перечисляемых работодателем взносов в Пенсионный фонд, считается по формуле:
(Формула 9)
валоризация = страховая часть пенсии на 01.01.2002 * (10% + 1% за каждый полный год стажа до 01.01.1991) * 3,67,где
3,67 – это суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии за период со дня назначения пенсии (но не ранее 2002 года) и до 1 января 2010 года.
Валоризация обязательно будет учтена при определении размера будущих пенсий и тех лиц, кто только зарабатывает свои пенсионные права(при наличии у них хотя бы одного года стажа до 2002 года). Оценить ее правильность можно будет в момент назначения пенсии.
Валоризация производится пенсионным органом автоматически на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.
В связи с тем, что начиная с 1 января 2014 года увеличен период отпуска по уходу за ребенком, зачисляемый в страховой стаж, размеры пенсий, назначенные до указанной даты, подлежат перерасчету.Какое-либо заявление для осуществления такого пересчета подавать не требуется, если у органа ПФР в наличии есть все необходимые документы. В случае, когда таких документов нет, заявление необходимо представить вместе с приложением подтверждающих документов. Таким образом, в любом случае гражданам, которые уже получают пенсию либо которым она была недавно назначена, целесообразно обратиться в отделение ПФР по месту жительства, чтобы выяснить, нужно ли им подавать заявление на пересчет пенсии[18].
Итоговая величина ИПК может быть увеличена на специальный коэффициент в случаях, если гражданин (ч. 15 ст. 15 Закона № 400-ФЗ):
- обращается за назначением пенсии (в том числе в случаях, когда она положена ему досрочно) позже достижения пенсионного возраста.
- вначале отказавшись от получения установленной (в т.ч. досрочно) пенсии, впоследствии обращается за ее восстановлением или назначением вновь.
В то же время предусмотрены случаи, когда коэффициент повышения ИПК не используется. Так, страховая пенсия не корректируется на коэффициент, если гражданин получает иную пенсию, кроме накопительной пенсии (например, является получателем пенсии за выслугу лет) либо если ему назначено ежемесячное пожизненное содержание (ч. 16 ст. 15 Закона № 400-ФЗ).
Размеры коэффициентов установлены исходя из числа полных месяцев, истекших с момента достижения пенсионного возраста или со дня прекращения выплаты страховой пенсии в связи с отказом от ее получения (в том числе в отношении пенсии, назначенной досрочно) (ч. 17 ст. 15 Закона № 400-ФЗ). Приложением 1 к Закону № 400-ФЗ определены следующие величины коэффициентов следующие:
Таблица 2. Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента
Число полных месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в т.ч. назначаемой досрочно |
Повышающий коэффициент для лиц, не имеющих права на досрочное назначение страховой пенсии по старости |
Повышающий коэффициент для лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости |
менее 12 |
1 |
1 |
12 |
1,07 |
1,046 |
24 |
1,15 |
1,1 |
36 |
1,24 |
1,16 |
48 |
1,34 |
1,22 |
60 |
1,45 |
1,29 |
72 |
1,59 |
1,37 |
84 |
1,74 |
1,45 |
96 |
1,9 |
1,52 |
108 |
2,09 |
1,6 |
120 |
2,32 |
1,68 |
Одновременно с назначением страховой пенсии по старости производится выплата в фиксированном размере. Она является аналогом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии (п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). До 2015 года в общем случае базовый размер пенсии был равен 2 562 руб. в месяц (п. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ). При этом такая выплата предусмотрена и в большем размере, например, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы (у которых нет на иждивении нетрудоспособных членов семьи) (п. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).
Размер фиксированной выплаты, назначенной с 2015 года, составляет 3 935 руб. в месяц (ч.ч. 1, 3 ст. 16 Закона № 400-ФЗ), которая подлежит ежегодной индексации.
Заметим, что фиксированная выплата к пенсии так же, как и сама страховая пенсия, может быть увеличена на коэффициент повышения в аналогичных случаях, а именно (ч. 4 ст. 16 Закона № 400-ФЗ):
- при обращении за назначением пенсии (в том числе при досрочном возникновении права на нее) в более поздний срок;
- при обращении за восстановлением либо назначением пенсии вновь при первоначальном отказе от нее.
Коэффициент повышения применяется к фиксированной выплате, назначенной не ранее чем с 1 января 2015 года. Размеры указанного коэффициента определены исходя из числа полных месяцев, прошедших со дня возникновения права на страховую пенсию (приведены в Приложении 2 к Закону № 400-ФЗ):
Таблица 3. Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты
Число полных месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в т.ч. назначаемой досрочно |
Повышающий коэффициент для лиц, не имеющих права на досрочное назначение страховой пенсии по старости |
Повышающий коэффициент для лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости |
12 |
1,056 |
1,036 |
24 |
1,12 |
1,07 |
36 |
1,19 |
1,12 |
48 |
1,27 |
1,16 |
60 |
1,36 |
1,21 |
72 |
1,46 |
1,26 |
84 |
1,58 |
1,32 |
96 |
1,73 |
1,38 |
108 |
1,9 |
1,45 |
120 |
2,11 |
1,53 |
Из таблиц 2 и 2 видно, коэффициенты повышения установлены для случаев обращения за пенсией позже на определенное количество полных лет.
Отметим также, что максимальное число полных месяцев, прошедших с момента получения права на пенсию, для применения повышающих коэффициентов законодательно ограничено числом 120. Соответственно, даже если обратиться за пенсией через 10 лет с момента возникновения права на нее, коэффициент повышения в большем размере применяться не будет.
В отношении лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года пенсия уже назначена, предусмотрен пересчет положенных им пенсионных выплат за периоды до 1 января 2015 года в индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК). Это необходимо для унификации порядка расчета пенсии.
Однако если в результате такого пересчета величина пенсии, определенная по новым правилам, окажется меньше той величины, которая рассчитана по нормам, действующим до 1 января 2015 года, пенсия будет назначена в более высоком размере (ст. 34 Закона № 400-ФЗ). Таким образом, при переходе на новый порядок расчета пенсий уже назначенные пенсионерам выплаты не должны понижаться.
Лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, выплата пенсий, назначенных в соответствии с федеральными законами «О накопительной пенсии», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (за исключением социальных пенсий) и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», перерасчет, индексация и корректировка размера пенсии, подлежащей выплате, производится в порядке и в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом«О страховых пенсиях» при предъявлении справки по выплатному делу лица, выезжающего (выехавшего) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, в которой среди прочих сведений указываются сведения о величине валоризации пенсии.
Продление выплаты пенсии гражданину производится ежегодно при условии представления один раз в год в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых[19].
Таким образом: статьей 7 Закона законодательно установлены условия возникновения права на трудовую пенсию по старости. Как мы уже говорили ранее, данный вид пенсии является самым распространенным видом пенсионного обеспечения в России – трудовую пенсию по старости в России получают более 80% пенсионеров.
Заключение
Ранее, то есть до 1 января 2010 г., трудовая пенсия по старости состояла из трех частей – базовой, страховой и накопительной (у тех застрахованных лиц, у которых имеется право на накопительную часть трудовой пенсии по старости). После внесенных в Закон изменений в соответствии с ФЗ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ, трудовая пенсия по старости стала состоять из двух частей – страховой и накопительной у лиц 1967 года рождения и младше и одной части – страховой у лиц до 1967 года рождения. Таким образом, базовая часть трудовой пенсии по старости вошла в страховую часть в качестве фиксированного базового размера страховой части.
В страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», каковыми являются: лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; священнослужители, а также иные категории граждан, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
В статье 10 Закона приведена обобщенная норма, позволяющая включать тот или иной период в страховой стаж застрахованного лица. При этом страховой период напрямую связывается с осуществлением деятельности по трудовому договору или иной деятельности, к примеру, в фермерском хозяйстве, деятельностью в качестве священнослужителя и т.д., а также уплатой за указанный период страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, основанием для включения периода трудовой или иной деятельности в страховой стаж является уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, к которым приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование, осуществлявшаяся до 1 января 1991 г., а также уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности до вступления в силу Закона. При уплате указанных взносов и налога, периоды работы и иной деятельности включаются в страховой стаж застрахованного лица.
В статье 17 Закона определены три основания определения размера трудовых пенсий.
Первое основание заключается в том, что размер трудовой пенсии застрахованного лица определяется в соответствии с определенными данными, то есть документами, определяющими право лица на пенсионное обеспечение – о достижении лицом пенсионного возраста, о наличии у него страхового стажа необходимой продолжительности, о наличии на иждивении нетрудоспособных членов семьи, о получении группы инвалидности, о смерти кормильца, документы, подтверждающие родственные отношения с кормильцем и т.д.