Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, сто в настоящее время в нашем государстве упрочение правопорядка и борьба с преступностью выступают в качестве важнейшей государственной задачи, для осуществления которой нужно использование совокупности мер, самыми важными среди которых выступают меры по предотвращению, раскрытию и расследованию преступных деяний. Оперативно-розыскные задачи обладают очень важной ролью в системе оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), оттого что именно с помощью благополучного решения оперативно-розыскных задач выполняется осуществление таких важных целей ОРД как обеспечение безопасности общества и государства от криминальных посягательств, защита жизни, здоровья, прав и свобод личности от преступных посягательств и прочее.

Придавая значение масштабы современных криминальных проявлений и их характер, преступную активность, наблюдаемую в обществе и уголовный профессионализм, понимая морально-этический аспект оперативно-розыскной деятельности, соответствующей конституционным интересам всех слоев населения, считается актуальным проанализировать и изучать задачи оперативно-розыскной деятельности, установить их содержание. Рассмотрение вопросов, сопряженных с рассматриваемой темой обладает как теоретической, так и прикладной значимостью.

Объектом работы выступает система общественных отношений, имеющих место при осуществлении задач оперативно-розыскной деятельности.

Предметом исследования выступают нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие реализацию задач оперативно-розыскной деятельности.

Целью исследования является комплексное изучение задач оперативно-розыскной деятельности.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие поставленные задачи:

- рассмотреть понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности;

- исследовать цели осуществления оперативно-розыскной деятельности;

- охарактеризовать классификацию оперативно-розыскных мероприятий;

- проанализировать виды и соотношение задач оперативно-розыскной деятельности.

Методологической основой исследования являются положения исторического и диалектического методов познания, а также логический, формально-юридический, системный, эмпирические методы, сравнительно-правовой, статистический анализ, а также частно-научные методы. Так, логический метод положен в основу построения структуры работы, определения ее основных элементов и взаимодействия между ними, а системный метод, например, обеспечил восприятие отношений, возникающих при осуществлении задач оперативно-розыскной деятельности.


Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких ученых: Габзалилов В. Ф., Даянов И. С., Красинский В.В., Макарский М. В., Налбандян Р. Г., Овчинников О. М., Шейфер С.А. и другие.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, действующее уголовно-исполнительное законодательство, федеральные законы, другие нормативные правовые акты и материалы практики.

Структура работы включает в себя введение, основная часть работы, состоящая из 2 глав, 5 параграфов, заключение, список источников и литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.1 Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности

В последние несколько лет все большие масштабы приобретает несогласованность в правовом регулировании и толковании терминологического аспекта оперативно-розыскной деятельности, проводимой уполномоченными государственными органами Российской Федерации. Анализ правовых актов свидетельствует о наличии значительного числа нормативных документов, в которых упоминаются «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-розыскные мероприятия.[1] Главным нормативно-правовым актом, регулирующим ОРД, выступает Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (Далее - ФЗ об ОРД).[2] На основании ст. 2 ФЗ об ОРД одними из задач рассматриваемой деятельности выступают: раскрытие, предупреждение, пресечение и выявление преступных деяний, а также раскрытие и нахождение лиц, производящих их подготовку, совершение либо уже их совершивших.

Понятие оперативно – розыскной деятельности может иметь три различных смысловых значения. Прежде всего, оперативно - розыскная деятельность - вид юридической государственной деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по противодействию преступности и обеспечению национальной безопасности. Во-вторых - это самостоятельная юридическая наука (то есть теория оперативно - розыскной деятельности), а в третьих - отдельная учебная дисциплина, иначе говоря, курс оперативно - розыскной деятельности.[3]


В данной работе, оперативно-розыскная деятельность будет рассмотрена как вид юридической государственной деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Следовательно, институт оперативно -розыскных мероприятий выступает основой механизма осуществления положений оперативно-розыскного законодательства, а значит и задач ОРД.[4]

В теории, авторы определяют оперативно – розыскную деятельность по-разному, но вкладывая в понятия примерно один и тот же смысл. Так, по мнению В.П. Легостаева, сам термин «оперативно-розыскная деятельность» означает быстрый, гласный или негласный поиск информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, для решения задач ОРД, которая характеризуется поисковой направленностью этой деятельности.[5]

В свою очередь, М.В. Кондратьев и Р.Г. Драпезо под оперативно- розыскной деятельностью понимают особого рода правоохранительную функцию, основным содержанием и характерной чертой которой является ее разведывательно-поисковая сущность.[6] Особенность этой функции состоит главным образом в том, что она носит преимущественно негласный характер и направлена на получение информации, использующейся в основном в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, выявлении и установлении лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в розыске лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания и без вести пропавших.

Говоря об определениях оперативно-розыскной деятельности, следует отметить проблему не единообразного определения понятия оперативно- розыскная деятельность в правовых актах и юридической литературе. Существует две точки зрения на данную проблему. М.В. Мешков - представитель традиционного подхода по указанной проблеме, считает, что понятие оперативно-розыскная деятельность необходимо использовать в транскрипции «оперативно-розыскная деятельность», т.е. с написанием буквы «о» в слове «розыскная» и его производных.[7]


Проанализировав вышеуказанные определения, следует обозначить сущность оперативно-розыскной деятельности:

1. особый вид государственной деятельности.

2. эта деятельность осуществляется на основании, в соответствии и во исполнение Федерального закона об ОРД.

3. данная деятельность проводится оперативными подразделениями, уполномоченными на то федеральным законом № 144 - ФЗ, где содержится полный перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).

4. осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

5. осуществляется гласно и негласно.

6. осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[8]

Говоря о сущности, следует отметить дискуссию по поводу включения части оперативно-розыскных мероприятий в Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации. Так, по мнению С.А. Шейфера, обосновываются тем, что некоторые оперативно-розыскные мероприятия внешне сходны со следственными действиями, что порождает мысль об их тождественности.[9] Но главный фактор - возрастающие по ряду причин трудности раскрытия преступлений в условиях роста и консолидации преступности, побуждающие к поиску новых средств, позволяющих повысить эффективность расследования.

Не вызывает сомнений негласный характер проведения таких следственных действий. Так, не вызывает сомнений негласный характер проведения следственных действий, как наложение ареста на почтово- телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ); контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ) и т. д.[10] Зуев С.В. считает, что вопрос о законодательном признании негласных следственных действий в нашей стране – вопрос времени.[11]

Оперативно-розыскную деятельность следует рассматривать как целостную систему. Ее элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены и работают на конечный результат - цель, ради которой и существует данная система. Цель это основополагающий, главный элемент системы.[12]

Таким образом, под оперативно- розыскной деятельностью понимают особого рода правоохранительную функцию, основным содержанием и характерной чертой которой является ее разведывательно-поисковая сущность, осуществляемая посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.


1.2 Цели осуществления оперативно-розыскной деятельности

Противодействие преступности, выступая правовой сферой общественной активности предполагает подобную же юридическую детализацию целей и задач при реализации оперативно-розыскной деятельности. Право нормативно фиксирует потребность направлений деятельности оперативных подразделений и потенциал достижения конкретных ценностей существования.[13]

С философской точки зрения цель представляет собой конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предопределяющий выбор соответствующих средств и систему специфических действий. Цель объединяет действия человека в некую последовательность или систему и выступает в качестве непосредственного мотива, направляет и регулирует различные действия.

Обращая ОРД на достижение общественно полезных целей, законодатель выделил интересы личности (жизнь, здоровье, права и свободы), определив их на 1 место в списке объектов защиты, поскольку на основании ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы выступают высшей ценностью.[14] Признание, следование и защита прав и свобод личности - обязанность государства. Защита жизни личности от криминальных посягательств посредством оперативно-розыскных средств и методов заполняет конституционное положение о том, что любой обладает правом на жизнь (ч. 1 ст. 20 Основного закона России), истинным содержанием. Вместе с данным признанные и гарантированные гл. 2 Конституции России права и свободы личности прямо определены государством под охрану от преступных посягательств. Так, подобным «охранным» средством выступает реализация оперативно-розыскной деятельности в нужных и допустимых законом ситуациях.

Целью оперативно-розыскной деятельности выступает осмысленный образ предсказываемого результата, на достижение которого обращено действие оперативного сотрудника, конфидента и остальных участников данной деятельности. На практике нередко не обращают необходимого внимания на вопрос о соотношении цели ОРД и ее задач. Необходимо не забывать, что задачи в неукоснительном порядке соотносятся целям ОРД. Не подлежит широкому истолкованию, в частности, задача оперативно-розыскной деятельности о сборе сведений о событиях либо действиях, образующих угрозу государственной, военной, экономической либо экологической безопасности РФ, как выходящая за пределы целеполагания, определенного законодателем.