Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В подчиненности от установленных в Федеральном законе целей в ОРД определяют конкретные направления работы. Ими выступают: а) охрана жизни, здоровья, прав и свобод личности от криминальных посягательств; б) защита имущества от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и страны (в аспекте охраны от лиц, совершающих деяния). Посредством оперативно-розыскной деятельности государство реализует охрану собственности.[15] При этом на основании ч. 2 ст. 8 Конституции охраняются в равнозначной степени частная, государственная, муниципальная и прочие формы собственности.

Целью оперативно-розыскной деятельности выступает кроме того обеспечение безопасности социума и государства от криминальных посягательств. К важнейшим объектам безопасности законодатель причисляет, например, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). При этом государство выступает как основной институт политической системы классового социума, оно реализует управление обществом. Под обеспечением безопасности (социума и государства) рекомендуется уяснять организацию и осуществление комплекса мер (разнообразного характера) для нейтрализации либо локализации потенциальных либо настоящих угроз нормальной деятельности и формированию российского общества и непосредственно страны.

Содержание цели зависит от действующих законов, действительного потенциала субъекта и используемых средств. Определенные цели ОРД вырабатываются на базе анализа существующих в распоряжении оперативного подразделения сил, средств и расчета по их самому полному применению согласно задачам, установленным оперативно-розыскным законодательством. Целесообразно считать, что установление определенной цели - это итог качественного исследования проблемной обстановки, которая тесно объединена с условиями деятельности субъекта государственного уголовного либо частного сыска.

При всем этом одной из самых часто имеющихся ошибок в установлении целей выступает подмена их объемом работы. Определение конкретных целей в качестве объема работы может привести к тому, что оптимальным достижением цели становится, как видится, наибольший объем работы. Повышение объема осуществляемой работы может не всегда при этом содействовать достижению конечных итогов ОРД.

Целью ОРД выступает также обеспечение безопасности общества и страны от криминальных посягательств. На основании ст. 1 Закона РФ «О безопасности» под безопасностью уясняется состояние защищенности актуально значимых интересов личности, социума и страны от внутренних и внешних угроз.[16] При всем этом под актуальными значимыми интересами законодатель представляет систему потребностей, удовлетворение которых обеспечивает наличие и потенциальность прогрессивного формирования личности, социума и государства.


Необходимо уделить интерес тому, что предназначение ОРД наглядно выражается в процессе достижения цели уголовного процесса. Непосредственно с данных позиций рекомендуется анализировать наделение оперативно-розыскных органов процессуальными функциями органов дознания. В ст. 40 УПК РФ установлено, что к органам дознания причисляются, в первую очередь, ОВД и образующие их состав территориальные, в частности линейные, управления (отделы), а кроме того иные органы исполнительной власти, имеющие на основании федерального закона полномочиями по реализации ОРД. При подобном подходе их оперативно-розыскное положение углубляется совмещением с процессуальным статусом, что придает комплексный характер в решении задач противоборства с преступностью. Вследствие этого, основное назначение ОРД рассматривают как средства обеспечения предварительного расследования, сосредоточивая внимание на том, что подобная деятельность содействует уголовному процессу.

Таким образом, целями оперативно-розыскной могут являться защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства не только от преступных посягательств, но и от других общественно опасных явлений, которые по различным причинам не сформулированы как преступления.

1.3 Классификация оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскное мероприятие непосредственно направлено на решение целей и, соответственно, задач ОРД, что отличает его от прочей деятельности органов, реализующих ОРД, и совершается лишь при наличии специальных оснований и условий проведения, приемы, методы, способы совершения ОРМ, образующие тактику, а также последовательность, организация подобного мероприятия не подлежат разглашению. В основе классификации ОРМ на категории используется не один критерий, а совокупность признаков материально-объективного и формально-юридического характера.[17]

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено пятнадцать оперативно-розыскных мероприятий, среди них можно указать следующие оперативно-розыскные мероприятия, которые применяются при реализации оперативно-розыскной деятельности: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного изучения, проверочная закупка, наблюдение, осмотр помещений, зданий, построек, участков местности и транспортных средств, проверка почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение, эксперимент, контролируемая поставка, получение любой компьютерной информации.


Ст. 6 данного закона также определяет, что указанный перечень оперативно - розыскных мероприятий может быть видоизменен либо дополнен лишь федеральным законом.

В зависимости от сложности совершения, все ОРМ можно распределить на простые и сложные.

Так, к простым могут быть причислены мероприятия, совершаемые непосредственно оперативным работником без помощи каких-либо дополнительных сил и способов (опрос, наведение справок, идентификация личности, сбор образцов для сравнительного изучения и некоторые иные).

Сложное ОРМ является действием с участием нескольких служащих оперативных подразделений, помощь экспертов и граждан, способствующих им на негласной основе, а также применение в процессе их совершения оперативных комбинаций или приемов легендирования и маскировки (наблюдение, оперативный эксперимент, контролируемая поставка и т.д.).

В подчиненности от необходимости санкционирования ОРМ они могут быть:

а) требующими того или иного санкционирования (опрос, наведение справок, собирание образцов с целью сравнительного изучения, проверочная закупка и иные);

б) требующими ведомственного санкционирования (проверочная закупка и управляемая поставка вещей, веществ и продукции, свободная продажа которых не разрешена или продажа которых ограничена; оперативная операция по внедрению; оперативный эксперимент и иные);

в) требующими судебного решения (такие, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и прочих сообщений; прослушка телефонных переговоров; снятие сведений с технических каналов связи и прочее).

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об ОРД» рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ проводится уполномоченным судьей единолично и незамедлительно.[18]

В подчиненности от длительности проведения:

- Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, эксперимент, закупка и прочее);

- Длящиеся ОРМ (проверка почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и прочее).

По направленности и характеру существуют разведывательные, контрразведывательные, розыскные, вспомогательные, оперативно-поисковые, обеспечивающие и прочие ОРМ.

По степени ограничения прав граждан данные мероприятия можно распределить на ограничивающие какие-либо конституционные права личности и не имеющие подобных ограничений. К оперативным мероприятиям, ограничивающим конституционные права личности, необходимо в первую очередь причислять ОРМ, которые ограничивают указанные права личности на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и остальных сообщений, транслируемых по сетям электро- и почтовой связи, а кроме того право на неприкосновенность жилища.[19]


В подчиненности от формы совершения рассматриваемые мероприятия они могут быть как гласными, так и негласными, реализовываться с зашифровкой их действительной цели и без таковой.[20]

При гласном совершении этих мероприятий, преимущественно, не укрывается сам факт их исполнения.

Негласное совершение ОРМ устанавливает их реализацию в секрете от остальных лиц, прежде всего контролируемых, разрабатываемых, обвиняемых, подозреваемых, их связей и прочее. Негласность подобных мероприятий условна. Она может выступать как абсолютной, так и относительной. При абсолютной негласности о совершении розыскных мероприятий извещены лишь оперативники, их реализующие, а кроме этого лица, работающие по их поручению и прямо осуществляющие данные мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений особых технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений).[21]

Данная классификация обладает довольно условным характером, так как отдельные мероприятия с похожим основанием могут причисляется в то же время к разнообразным группам в подчиненности от тактики их совершения и объекта, в отношении которого они совершаются. В частности, гласное исследование места совершения деяния рекомендуется причислить к не санкционируемому ОРМ, так как оно может совершаться по личному решению оперативного сотрудника. Если совершается негласное исследование служебного помещения со выявлением замыкающих устройств, то для его совершения нужно вынесение постановления, утверждаемого руководством ОВД, и, следовательно, оно уже оказывается в группе ОРМ ведомственного санкционирования. Для совершения же негласного обследования жилого помещения нужно судебное решение.

Итак, классификация розыскных мероприятий не может реализовываться на базе какого-либо единственного признака. Это поясняется сложностью, разносторонностью классифицируемых явлений, разнообразием сторон, которые значимы для исследования ОРМ. Любая из классификаций содействует решению определенных задач. В основе классификации ОРМ на категории используется, как правило, совокупность признаков материально-объективного и формально-юридического характера. При этом классификация ОРМ должна обладать открытым характером, так как всегда может быть пополнена обновленными группами, более детальными дифференциациями ОРМ.


ГЛАВА 2. ВИДЫ И СООТНОШЕНИЕ ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Задачи оперативно-розыскной деятельности

Для достижения целей, рассмотренных выше, оперативно-розыскная деятельность осуществляет ряд определенных задач. Задачи ОРД обусловливаются как требующие разрешения задания (волеизъявление, поручение) законодателя, установленные ФЗ об ОРД и прочими нормативными актами, входящими в оперативно-розыскное законодательство, при помощи осуществления которых достигается цель ОРД (охрана от преступных деяний). Таким образом, задачи ОРД выступают определенной ступенью в достижении цели данной деятельности и в то же время способ подобного достижения.

Все задачи по степени осуществления угроз в отношении охраняемых объектов разделить на следующие виды:

- прямые - обнаружение, раскрытие, пресечение преступных деяний, а кроме того розыск лиц (из-за совершения преступного деяния);

- опосредованные - предотвращение совершения преступных деяний, сбор сведений о событиях либо действиях, образовывающих угрозу государственной, военной, экономической либо экологической безопасности России, и розыск без вести пропавшего.[22]

По функциональной устремленности задачи ОРД систематизируют на четыре группы:

1. Превентивного значения. В данную группу введены задачи: предупреждение совершения преступного деяния (общей и частной превенции) и сбор сведений о событиях либо действиях, образующих угрозу безопасности России;

2. Выявления. Здесь известны задачи раскрытия деяния и их выявления;

3. Пресечения. Указанную группу задач составляют в первую очередь те, которые прямо перечислены в ФЗ об ОРД. К ним причисляются: изъятие объектов, материалов и сообщений при совершении ОРМ и приостановка предоставления услуг связи в соответственных случаях;

4. Розыска. Существуют задачи поиска личности, укрывающегося от органов дознания, расследования и суда, уклоняющегося от уголовного наказания, и кроме того без вести пропавшего.

Законодатель в ст. 2 ФЗ Об ОРД устанавливает задачи оперативно-розыскной деятельности, среди которых имеются:

1. раскрытие, предотвращение, пресечение и выявление преступных деяний также обнаружение и нахождение личностей, их подготавливающих, свершающих или совершивших. Задача обнаружения деяний разрешается посредством реализации оперативного поиска - одной из организационно-тактических форм ОРД, в ходе реализации которой проводится инициативный поиск первичной оперативно-розыскной информации о признаках криминальной деятельности и причастных к ней субъектах;[23]