Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. реализация розыска лиц, укрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а кроме того розыска без вести пропавших;

3. сбор сведений о событиях либо действиях (бездействии), образовывающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

4. нахождение имущества, подлежащего конфискации.

Указанные в законе задачи образуют единую систему, в которой все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и определяют, в свою очередь, внутреннюю организацию ОРД (субъектов ОРД, их права и обязанности, ОРМ, правовую регламентацию и т.д.) для их решения.

Исходя из этого, нужно разграничивать вышеуказанные задачи, с задачами с и функциями субъектов ОРД, которые закреплены в соответствующих законах с определением нормативно-правового статуса этих субъектов.

Так, к числу задач оперативно-розыскных органов полиции относятся, прежде всего, задачи, закрепленные в ст. 2 Закона о полиции. Это предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, а также похищенного имущества.[24]

В тоже время, в Федеральном законе о полиции четко прописано, что органы, осуществляющие ОРД, решают задачи в пределах своих полномочий, и не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом.

Рассмотрим задачи, установленные в статье 2 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности:

1. Выявление преступлений и установление лиц, к ним причастных, осуществляется гласно и негласно всем комплексом ОРМ, указанных в статье 6 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности. Без деятельности по «выявлению» и «установлению» невозможно продвижение по пути предотвращения, пресечения, раскрытия и т.д. Законодатель ставит во главу всех задач именно эту, подчеркивая тем самым главную черту ОРД - ее разведывательно – поисковую сущность. За счет этого она представляет собой особенный, уникальный вид деятельности.

Выявление преступных посягательств осуществляется с учетом специфики совершаемых деяний - общеуголовных, экономических, в налоговой сфере и т.д. Если определенные виды преступлений очевидны с точки зрения совершения самого факта (события) - кражи, грабежи, разбои, - и необходимо установить лиц, их совершивших, то другие виды, совершаемые как правило в экономической сфере, нередко связанные с коррупцией, взяточничеством, требуют большой разведывательной работы по выяснению механизма его совершения, круга участников.


Данная задача, представляет особую, организационно – тактическую сторону ОРД, которая характеризует уровень профессионализма сотрудников, эффективность их специфической, в основе негласной, разведыватльно-поисковой деятельности, и перспективу раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников.[25]

1.1. Предупреждение и пресечение преступлений - предполагает обнаружение и изучение фактов и обстоятельств, свидетельствующих о подготовке противоправных деяний, и принятие мер упреждающего характера. При решении этой задачи ОРО добывают оперативную информацию о преступных замыслах и завладевают инициативой их развития с целью предотвращения их реализации, а также добывают оперативную информацию об уже совершенных преступлениях с целью привлечения к уголовной ответственности совершивших их лиц и возмещения причиненного ими вреда. Оперативно-розыскная деятельность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, реализуется в формах предварительной оперативной проверки или оперативной разработки и документируется в виде соответствующих дел оперативного учета. Получение в результате ОРД достоверной оперативной информации о лице, совершившем преступление, следует считать оперативно-розыскным раскрытием преступления. Раскрытие преступления в оперативно-розыскном смысле служит предпосылкой к дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности по раскрытию преступления, направленной на доказывание виновности лица в совершении преступления. Таким образом, деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в нашей стране осуществляется в не процессуальной (оперативно-розыскной) форме оперативно-розыскными органами и в процессуальной (следственной) форме органами предварительного расследования.[26]

2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и исполнения приговора, является одним из приоритетных направлений работы правоохранительных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, поскольку оказывает непосредственное влияние на раскрываемость преступлений, сроки расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, обеспечение своевременной защиты прав потерпевших и неотвратимости наказания виновных. Задачу розыска подозреваемых и обвиняемых перед органами, осуществляющими ОРД, ставит следователь, как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.


3. Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации. Данная задача, осуществляется в первую очередь специализированными оперативно-розыскными органами. Под добыванием информации следует понимать инициативный поиск указанных сведений с помощью проведения ОРМ.

4. Самостоятельной и немаловажной задачей ОРД является установление имущества, подлежащего конфискации. Эта задача была введена сравнительно недавно. Данная задача призвана обеспечить одно из важнейших обстоятельств, подлежащих доказыванию, - характер и размер имущественного вреда, причиненного преступлением. В процессе ее решения необходимо установить оперативно-розыскными мерами, не приобретено ли имущество проверяемых или обвиняемых преступным путем или на средства, добытые от совершения преступления.

Таким образом, при том, что существует в Федеральном законе «Об ОРД» отдельная ст. 2 о задачах ОРД, перечень задач, осуществляемых оперативно-розыскными органами, в реальности шире. Отталкиваясь от вышеуказанного, можно сказать о том, что ОРД реализуется как для достижения задач в сфере борьбы с преступностью, так и задач, непосредственно не объединенных с уголовно-процессуальной деятельностью государственных органов. Безусловно, система общих задач, назначенных перед органами, реализующими ОРД, обладает наиболее широким характером, чем задач, порученных органам дознания и предварительного следствия в уголовном судопроизводстве. В том числе, совершение ОРМ для сбора сведений об угрозах государственной, военной, экономической, информационной либо экологической безопасности России может быть непосредственно не сопряжено с преступными посягательствами, а таким образом, с задачами уголовного судопроизводства, в одинаковой степени и реализацию розыска без вести пропавших лиц.

2.2 Соотношение задач оперативно-розыскной деятельности с задачами уголовного судопроизводства

Сравнение задач оперативно-розыскной деятельности с задачами уголовного судопроизводства указывает на то, что в своей основе они являются общими для оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, что характеризует органическую связь этих видов государственной деятельности. Задача оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступления и лица, его совершившего, предусмотренная ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», совпадает с одной из задач уголовно-процессуальной деятельности, что позволяет говорить о системной взаимосвязи оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса и объективной необходимости взаимодействия субъекта расследования, действующего в строгой процессуальной форме, и субъекта, осуществляющего деятельность по выявлению преступления средствами оперативно-розыскной деятельности.[27]


Задачи оперативно-розыскной деятельности, обеспечивающие уголовное судопроизводство, определяют направления самостоятельного комплекса действий субъектов оперативно-розыскной деятельности. Реализация задач оперативно-розыскной деятельности способствует: выявлению определенной части латентных преступлений (в процессе выявления преступлений собранная оперативно-розыскным путем информация дает основания для возбуждения уголовного дела); пресечению преступной деятельности на стадии совершения преступления; установлению по уголовному делу события преступления или лица (лиц), его совершившего; обеспечению розыска подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

Вместе с тем между задачами оперативно-розыскной деятельности и задачами уголовного судопроизводства следует усматривать некоторое различие. Задачи оперативно-розыскной деятельности состоят в выявлении и раскрытии только тяжких и особо тяжких неочевидных преступлений (их называют также преступлениями, совершенными в условиях неочевидности) и, прежде всего, ‑­ совершенных или совершаемых организованными преступными группами.

Задачи оперативно-розыскной деятельности соприкасается с задачами уголовного процесса лишь той своей частью, которая призвана оказывать помощь и содействие органам расследования и прокуратуре в раскрытии особо опасных преступлений и изобличении опасных преступников.

Недаром многолетний опыт деятельности наших органов госбезопасности и органов внутренних дел красноречиво свидетельствует о том, что любые попытки совмещения, «сращивания» уголовно-процессуальных действий с оперативно-розыскными действиями, то есть смешение непосредственных целей и задач, предметов, принципов, методов и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, неизбежно ведут к деформации уголовного судопроизводства, извращениям его форм и гарантий и, как следствие, к грубейшим нарушениям законности. Одновременно это чревато и подрывом основы оперативно-розыскной деятельности – принципа конспирации, в результате чего данная деятельность перестает быть эффективной. Так, например, чтобы сведения, полученные в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могли стать доказательствами, следователю следует выполнить строго определенные условия, регламентированные уголовно-процессуальным законом.[28]

Четкое разграничение задач уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности – объективная необходимость, с которой нельзя не считаться. Однако проведение такого разграничения требуется не для того, чтобы оторвать, изолировать друг от друга эти два вида государственной деятельности и возвести между ними некую непреодолимую стену. Оно нужно для другой цели – для последующей их интеграции на вполне рациональной, научной основе, с тем чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между следователями и оперативными подразделениями при раскрытии особо опасных преступлений.


Известно, что успешное решение задач уголовного судопроизводства по делам о наиболее опасных преступлениях, совершаемых обычно опытными, изощренными преступниками, возможно лишь тогда, когда предварительное расследование обеспечивается хорошо разработанными и целеустремленно проводимыми оперативно-розыскными и административными мероприятиями оперативных подразделений. Борьба с такими преступлениями требует слаженного взаимодействия между следователями и оперативными подразделениями, без чего невозможно успешное решение задач как следственного, так и оперативного характера. Именно поэтому проблема организации такого взаимодействия остается одной из актуальнейшей уже в течение многих лет. Многократные ее обсуждения убедительно подтвердили, что организация эффективного взаимодействия между следователями и оперативными подразделениями в целях успешного решения следственных и оперативных задач возможна лишь на основе предусмотренного в нашем законодательстве строгого разграничения их функциональных обязанностей.

Последнее в свою очередь вполне осуществимо при учете качественных различий, существенной специфики предметов, принципов, методов и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, при недопущении смешения их качественно различных целей и задач, которые всегда должны четко формулироваться перед соответствующими следователями и оперативными работниками. Только таким путем возможно рационально распределить права, обязанности и ответственность между ними в ходе решения ими тесно взаимосвязанных оперативных и процессуальных задач.

Лишь при этих условиях возможно обеспечить такое положение, чтобы каждый из них, имея при этом необходимые права и неся в их пределах всю полноту ответственности, занимался своим делом.

При этом, конечно, роль уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в процессе решения различных по своему характеру задач не может быть одинаковой. Задачи чисто уголовно-процессуального характера должны решаться непосредственно методами и средствами уголовного судопроизводства, на основе строгого соблюдения всех принципов и норм советского уголовного процесса. Уголовно-процессуальная деятельность в этом случае должна рассматриваться как основная деятельность, по отношению к которой все оперативно-розыскные средства и методы должны носить вспомогательный, подсобный характер.

Таким образом, и задачи ОРД, и задачи уголовного судопроизводства выступают в качестве упорядоченной системы действий, реализовываемых их участниками. Она реализуется определенными должностными лицами правоохранительных органов и выступает государственной правоохранительной деятельностью. Рассмотренные виды деятельности устремлены на достижение какой-либо цели. Тем не менее ОРД порой не обращена на борьбу с ОРД от уголовно-процессуальной. Для последней такая связь выступает необходимой. Для ОРД раскрытие преступного деяния - это лишь наиболее общераспространенное направление.