Файл: Контрольная работа по дисциплине Физическая культураАдаптивная физическая культура аутотренинг как эффективное средство повышения работоспособности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)


Центр среднего профессионального образования /

Кафедра физического воспитания и спорта

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Физическая культура/Адаптивная физическая культура
АУТОТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ.


Учебная дисциплина: Физическая культура

Специальность СПО: 38.02.01 Экономика и Бухгалтерский учет (по отраслям)

Ф.И.О студента: Каратенко Валентина Валерьевна

Номер группы:

Номер зачетной книжки:

Дата регистрации домашней контрольной работы:

Проверил:

Оценка:


Новосибирск 2022 год



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Центр среднего профессионального образования /

Кафедра физического воспитания и спорта

РЕЦЕНЗИЯ

на домашнюю контрольную работу студента заочной формы обучения
Учебная дисциплина: Физическая культура

Специальность СПО: 38.02.01 Экономика и Бухгалтерский учет (по отраслям)

ФИО студента: Каратенко Валентина Валерьевна

Номер группы:

ФИО, должность преподавателя, проверившего домашнюю контрольную работу:

_____ ___________________________________________________________________________


№ п/п

Показатели работы

Критерий оценки

5

4

3

2

1

Полнота и обоснованность ответа на теоретическое задание













2

Систематизация и приобретение новых знаний посредством использования литературы













3

Наличие собственных выводов, предложений













4

Умение применять теоретические знания при выполнении практического задания













5

Правильность решения задач, упражнений, выполнения практического задания













6

Правильность ответа на тестовые задания













7

Соблюдение требований по оформлению домашней контрольной работы















Оценочное заключение: _____________________________________________________________________________________________

(зачтено /не зачтено / на доработку)

_____________________________________________________________________________________________

Преподаватель _____________________________ Дата «________» _____________________20_____г.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ 5

ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ 6

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКОЙ 8

ТЕХНИКА АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ 9

ПОЛЬЗА И ВРЕД АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ 12

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ УСТАЛОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18


ВВЕДЕНИЕ


Современный человек часто оказывается заложником сумасшедшего ритма жизни, продиктованного временем. Мы как будто вовлечены в игру с постоянно меняющимися правилами. Тому способствует высокая скорость обмена информации и возможность её обновления в любой момент. Для обработки информации требуется концентрация внимания и реакция, требующиеся для оперативного выполнения работы. Отсюда растёт внутреннее напряжение, возникающее как реакция готовности к срочному действию. Эта реакция обладает большой степенью инерции. Поэтому после окончания рабочего дня многие чувствуют себя в напряжении. Напряжение возникает и как реакция на конфликтные ситуации, возникающие как в коллективе, так и вне его (например - дорожная ситуация для водителя) и по многим другим причинам. Организму, естественно, требуется избавление от избыточного напряжения, снятие усталости для восстановления сил, требующихся для нормального функционирования.

Для того, чтобы избавиться от негативных последствий переутомления и нервно-эмоционального перенапряжения и привести в норму свое психическое и физическое состояние, в повседневной жизни чаще всего используются:

1. Сон Часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания. Повышенная сонливость некоторых людей в те жизненные периоды, которые сопряжены со стрессами и высокой эмоциональной нагрузкой, – явление весьма распространенное. Только этот способ не совсем результативен по причине того, что полное расслабление организма возможно только в фазе глубокого сна. Но данная фаза очень коротка (при полноценном 8-часовом сне она составляет 30-50% от всего времени).



2. Водные процедуры Горячий душ успокаивает, помогает расслабиться. Холодный или контрастный душ, помогают взбодриться, преодолеть вялость и чувство усталости. Этот способ поможет только для снятия физической усталости. При эмоциональной и умственной - он не эффективен.

3. Хобби Для многих людей занятие любимым делом в свободное от работы время будь то марки, вязание, футбол или музыка – является лучшим способом снять напряжение и восстановить силы.

4. Физические упражнения и спорт Активный отдых и занятия спортом это довольно распространенный способ борьбы со стрессами и с той усталостью, которая накапливается после рабочей недели.

5. Смена обстановки Для многих людей, смена обстановки, которая происходит во время отпуска, когда они уезжают отдыхать, на дачу, на курорт, едут в туристическую поездку, является наилучшим способом восстановить необходимый запас физических и душевных сил.

Хотя перечисленные выше методы психической саморегуляции достаточно легки и общедоступны, однако у них есть один недостаток требуется довольно много времени для того, чтобы добиться требуемого результата. Не для всех ситуаций эти методы одинаково эффективны.

Аутогенная тренировка же позволяет быстро, без посторонней помощи за 5-10 минут добиться необходимого результата восстановления работоспособности, улучшения настроения, повышения концентрации внимания и др., не ожидая, пока усталость, тревога или какое-либо иное неблагоприятное душевное или физическое состояние само собой пройдет.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ




Аутотренинг или аутогенная тренировка (от греч. autos – сам и gennao – рождаю) – психотерапевтический метод широкого профиля, используемый для лечения заболеваний функционального и органического характера, а также как средство психологической саморегуляции состояний; основан на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник и погружения в релаксационное состояние.

Метод аутогенной тренировки разработан берлинским невропатологом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970). Шульц исходил из наблюдений Оскара Фогта (1870-1959), который, исследуя гипноз, обратил внимание на возможность самостоятельного погружения в гипнотическое состояние. Продолжая изучение гипноза, Шульц заметил, что у пациентов при переходе в это состояние появляется ощущение тепла и тяжести в конечностях, чувство покоя в области сердца и спокойное дыхание. Это
привело его к мысли, что, воспроизводя эти проявления, можно достигнуть состояния, сходного с гипнозом. Таким образом, от гипноза как пассивного состояния, вызываемого внешним воздействием, удалось перейти к активному способу достижения аутогипнотического состояния. В 1932 г. появилась фундаментальная работа Шульца «Аутогенная тренировка — концентративное саморасслабление».

В некоторой степени аутотренинг можно считать частным случаем самогипноза, однако есть различия. Аутогенная тренировка преследует всего одну цель — расслабление тела, тогда как самогипноз, в зависимости от формулировок внушения, может преследовать разные цели.

ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ


Аутогенная тренировка Шульца представляет собой комплекс упражнений, с помощью которых вызываются ощущения тепла и тяжести в конечностях и торсе. Тепло, разливающееся по всему телу, появляется из-за расширения кровеносных сосудов, что вызывает приток крови ко всем частям тела. Чувство тяжести возникает из-за расслабления мышц. Так как расширение сосудов и расслабление мышц являются компонентами реакции релаксации, аутогенную тренировку стали использовать как технику релаксации, помогающую справляться со стрессом.

Самым главным результатом освоения аутогенной тренировки является способность человека без посторонней помощи решать проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем. Кроме того, аутогенная тренировка позволяет людям, овладевшим основными ее приемами следующее:

– быстро избавляться от усталости; быстрее, чем во время обычного – сна или пассивного отдыха;

– снимать психическое напряжение, возникающее в результате стресса;

– оказывать влияние на ряд физиологических функций, таких, как частота дыхания, частота сердечных сокращений, снабжение кровью отдельных частей тела;

– развивать имеющиеся психологические способности (мышление, память, внимание и др.);

– эффективнее мобилизовать свои физические возможности при занятиях спортом, легко справляться с физической болью;

– освоить приемы самовнушения и самовоспитания.

Лечебная эффективность аутогенной тренировки в значительной степени определяется тем, что особое психофизиологическое состояние
, сопровождающие аутогенное погружение, позволяет организму человека запустить механизмы саморегуляции и восстановления работы нарушенных функций. Это касается как нарушений в работе отдельных систем организма, так и нарушений в сфере психики.

Механизм действия аутотренинга пока не до конца понятен. Ученые предполагают, что он действует по принципу биологической обратной связи. Аутотренинг усиливает связь между сознанием и телом, позволяя человеку влиять на те реакции тела, которые он, как правило, не способен контролировать. Похожие улучшения возникают после релаксации и медитации, когда усилием сознания человек фокусирует внимание на одном процессе или объекте, отодвигая на второй план внешние раздражители.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКОЙ


Человек, прочно овладевший методами аутогенной тренировки, может заниматься практически в любых условиях. Однако на первых порах, в период овладения основами аутогенной тренировки, для занятий следует создать условия, которые облегчат достижение необходимых результатов. К этим условиям относятся:

  1. Наличие достаточно тихого места. Фоновый шум (звуки речи, хлопание или скрип дверей, звук шагов и др.), если он не слишком громкий, существенно не мешает занятиям.

  2. Умеренная освещенность помещения.

  3. Уверенность человека в том, что ему не помешают во время занятия (например, телефонный звонок или дети).

  4. Комфортная температура (не должно быть слишком жарко или слишком холодно).

Наиболее благоприятное время для тренировки – это утренние часы (сразу после пробуждения) и вечерние (перед засыпанием).

При освоении упражнений аутогенной тренировки полезно использовать успокаивающее звуковое сопровождение. Это могут быть различные сборники для релаксации и медитации, например, «Звуки природы», «Музыка души» и т.п. Из классического музыкального репертуара для включения в упражнения рекомендуются: И.С. Бах Прелюдия до мажор, Прелюдия ми минор; В.А. Моцарт «Ночная серенада» (ч. 2), Симфония № 40 (ч. 2), Скрипичный концерт соль мажор (ч. 2), Симфония ля мажор (ч. 2); Л. Бетховен Пасторальная симфония № 6 (ч. 2), Романс для скрипки с оркестром соль мажор, Романс для скрипки с оркестром фа мажор и др.

ТЕХНИКА АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ


Выделяют две ступени аутогенной тренировки: 1) низшая ступень — обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания; 2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.