Файл: Философия в тестах. Глава Хi. Проблемы бытия и материи в философии. Предмет Философия. Вуз пиму.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 2966

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


*общецивилизационное единство при сохранении социокультурного разнообразия

131. Часть природы, вовлеченная в сферу жизни общества, производственный процесс — … среда

*Социальная

*Географическая

*Политическая

*Экономическая

*Производственная

132. Принятие …стало ключевым фактором, который повлиял на становление и развитие русской философии

133. Человека от всех других животных отличают такие качества, как …(укажите 2 варианта ответа)

*наличие культуры

*способность к абстрактному мышлению

*наличие инстинктов

*наличие норм поведения

*функции воспроизводства рода, потомства

134. Установите соответствие между основными чертами философского понимания человека в разные эпохи и периоды истории, для которых они характерны:

A. Космоцентризм

B. Теоцентризм

C. Антропоцентризм

D. Древний мир

E. Средневековье

F. Возрождение

135. По Аристотелю учение о первопричинах, общих началах бытия называется …

*философией

*физикой

*метафизикой

*логикой

*онтологией

136. В марксистской философии политика:

*отношение между классами

*деятельность по охране присущих каждому индивиду естественных прав и свобод

*деятельность, направленная на достижение общего блага

*деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование власти

137. В числе представителей агностицизма в классической философии – …(укажите 2 варианта ответа)

*Д. Юм

*И. Кант

*Г. Гегель

*Г. Лейбниц

*Дж. Беркли

*Ж.-Ж. Руссо

*Т. Гоббс

*Ф. Бэкон

138. Философское понятие, определяемое как «объективная реальность, данная нам в ощущениях»:

*жизнь

*время

*сознание

*материя

139. Неверно, что выделяют … уровень организации живой материи (укажите 2варианта ответа)

*микроэлементарный

*субатомарный

*клеточный

*организменный

*тканевый

140. Русский философ …утверждал, что «свобода первичнее бытия»

*Д.И.Писарев

*П.А. Флоренский

*М.А.Бакунин

*Н.А.Бердяев

141. Расположите философов в хронологической последовательности (по времени их жизни):

1Ф. Бэкон

2 И. Кант

3Ф. Шеллинг

4Ф. Ницше

142. Вольтер являлся сторонником:

*атеизма

*пантеизма

*теизма

*деизма

143. В ряду основных проблем, рассматриваемых в философии П.Я. Чаадаева, – …(укажите 3 варианта ответа)

*проблема познания


*философия истории

*философия человека

*тема власти и государства

144. Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия:

*феноменология

*онтология

*гносеология

*аксиология

*антропология

145. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:

*эмпирический

*теоретический

*научный

*обыденный

146. Система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта:

*теория

*наука

*метод

*моделирование

147. Независимость истины от познающего субъекта означает ее:

*абсолютность

*объективность

*субъективность

*абстрактность

148. Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:

*гносеология

*эпистемология

*методология

*методика

149. Установки, оценки, требования, запреты и т.д., выступающие как предписания человеческого поведения, называются ……. ценностями.

150. Можно ли утверждать, что общественное мнение оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций личности?

*да

*нет

*справедливо в отношении культуры западного типа

*справедливо в отношении культуры восточного типа.

151. Английский педагог и философ Джон Локк о том, что люди передают государству управление и доверяют свои судьбы в результате договора каждого с каждым. С чем сравнивал государство Джон Локк?

*С единым лицом

*С единым сообществом

*Со всеобщим организмом

152. В.И. Ленин так определял данную категорию:«… философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана и человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». О какой базовой философской категории здесь идет речь?

*о материи

*о бытии

*о реальности

153. Немецкий философ К. Маркс писал: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Что, согласно К. Марксу, определяет и социальный, и политический, и духовный процессы?



*способ производства

*базис общества

*тип экономики

154. Этот современный западный философ рассматривал язык как «дом бытия». Каково имя философа, который высказал эту мысль?

*Жан Бодрийяр

*Мартин Хайдеггер

*Фридрих Ницше

155. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание О какой теоретической модели общества идет речь.

*Речь идет об идеалистической модели общества

*Речь идет о материалистической модели общества

*Речь идет о натуралистической модели общества

156. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина. Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. Укажите имена двух философов, о споре которых идет речь в стихотворении.

*Зенон и Диоген

*Зенон и Аристотель

*Аристотель и Диоген

*Аристотель и Платон

157. Является ли философия наукой? Аристотель рассматривал философию как науку о природе и сущности вещей, причем считал ее самой точной наукой, так как, по его мнению, «наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами». Платон противопоставлял свою философию в качестве науки софистике – как ненаучному, полному непроверенных предпосылок мнению. Согласнодругой точке зрения (например, позитивистов) философию постигла участь короля Лира, раздавшего свое наследство дочерям, после чего его как нищего выбросили на улицу. Науки, которые «отпочковались» от философии, унесли с собой ее основное богатство – научное содержание. Оставшиеся с философией метафизические размышления о материи, первоосновах, принципах, сущностях и т.п. не имеют научного смысла, поскольку не могут быть верифицированы, проверены в опыте. Что является общим между наукой и современной философией?


*Общим между наукой и современной философией является то, что философия содержит в себе законы развития природы, общества, человека

*Общим между наукой и современной философией является субъективный характер философии, использование философией не только рациональных, но и иррациональных форм постижения сущего

*Общим между наукой и современной философией является то, что философия как и наука описывает и объясняет объективные и субъективные проявления природы, человека и общества

158. Согласно данным воззрениям, объективная направленность развития живого не может прекратить свое действие на человеке в ныне существующей, еще далеко не совершенной природе: за сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать «сверхзнание» и «сверхжизнь». Для кого были характерны эти идеи?

*Для русских махистов

*Для русских экзистенциалистов

*Для русского космизма

*Для русского марксизма

159. Согласно взглядам данного мыслителя, есть три добродетели, свойственные личности:сдержанность (умение укрощать страсти);справедливость (внутреннее знание того, как соблюдать человеческие и божественные законы);мужество (умение преодолевать опасности).Назовите имя мыслителя древности, которому принадлежит подобная классификация добродетелей.

*Сократ

*Аристотель

*Платон

160. Известный русский философ-публицист конца XIX в. писал: «Всякий раз, как приходит мне в голову слово «правда», я не могу не восхищаться его поразительной внутренней красотой. Такого слова нет, кажется, ни в одном европейском языке. Кажется, только по-русски правда-истина и правда-справедливость называются одним и тем же словом и как бы сливаются в одно великое целое… Безбоязненно смотреть в глаза действительности и ее отражению в правде-истине, правде объективной, и в то же время охранять и правду-справедливость». Кто автор данного отрывка?

*Н.К. Михайловский

*М.П. Погодин

*Н.Г. Чернышевский

161. Известно высказывание Л. Фейербаха: «Искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, т. е. другое, чем создание искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные». Определите, каково отношение Фейербаха к религии.

*Фейербах убежден, что религия ложна, вредна и является орудием политической борьбы и господства

*Фейербах убежден, что религия является тем спасительным направлением, которое поможет человечеству выбраться из своих заблуждений и встать на путь истины


*Фейербах убежден, что человек и Бог неразрывно связаны друг с другом, а человечество это постепенно осознает

162. Томас Мор в произведении «Утопия» писал: «Посредине каждой части имеется рынок со всякими постройками. Туда, в определенные дома, свозятся предметы производства каждого семейства, и отдельные виды их распределяются в розницу по складам. В них каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким, и без денег, совершенно без всякой уплаты, уносит все, что ни попросит. Да и зачем ему отказывать в чем-либо? Ведь, во-первых, все имеется в достаточном изобилии, а во-вторых, не может быть никакого опасения, что кто-либо пожелает потребовать больше, чем нужно. Зачем предполагать, что лишнего попросит тот, кто уверен, что у него никогда ни в чем не будет недостатка? Действительно, у всякого рода живых существ жадность и хищность возникают или от боязни нужды, или, у человека только, от гордости, вменяющейся себе в достоинство превзойти прочих излишним хвастовством своим имуществом. Порок такого рода совершенно не имеет места среди обычаев утопийцев». Какой идеал социального устройства представлял себе Т. Мор?

*Справедливое общество без частной собственности

*Теократическое мировое государство, призванное «соединить жителей Земли в единую паству»

*Ликвидация противоположности между умственным и физическим трудом

163. Русский физиолог И. Павлов полагал, что цель данного метода научного познания в физиологии – оценить значение каждого органа с его истинной и жизненной стороны, указать его место в целостном организме.О каком методе научного познания идет речь?

*Речь идет о синтезе

*Речь идет о моделировании

*Речь идет о наблюдении

*Речь идет об эксперименте

164. Установите, о каком философе идёт речь в отрывке из сочинения античного исследователя Диогена Лаэртского: «После государственных дел он предался изучению природы. По мнению некоторых, он первым занялся астрономией и предсказал солнечные затмения и солнцевороты. Он также первым сказал, что души бессмертны. Началом всех вещей он полагал воду, а космос – одушевлённым. Ещё говорят, что он открыл времена года и разделил год на триста шестьдесят пять дней. Наставников у него не было, за исключением жрецов, с которыми он общался во время путешествия в Египет».

*Фалес

*Демокрит

*Платон

*Сократ

165. Древнегреческий философ Платон писал о человеческой душе: «Ведь, как уже сказано, всякая человеческая душа по своей природе была созерцательницей бытия, иначе она не вселилась бы в это живое существо. Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на свое несчастье забыли все священное, виденное ими раньше. Мало остается таких душ, у которых достаточно сильна память. Они всякий раз, как увидят что-нибудь подобное тому, что было там, бывают поражены и уже не владеют собой(…) В здешних подобиях нет вовсе отблеска справедливости, воздержанности и всего другого, ценного для души, но, подходя к этим изображениям, кое-кому, пусть и очень немногим, все же удается, хотя и с трудом, разглядеть при помощи наших несовершенных органов, к какому роду относится то, что изображено».Что, согласно Платону, является условием подлинного познания?