Файл: Философия в тестах. Глава Хi. Проблемы бытия и материи в философии. Предмет Философия. Вуз пиму.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 2974

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


*способности человека

99. Отличие менталитета от мировоззрения заключается в том, что менталитет …

*формируется на бессознательном уровне

*относится только к ценностным ориентациям

*связан только с убеждениями

*существует исключительно в сфере рационального

100. Сфера философского знания, обращенная к изучению человека, называется философской…

101. Фамилия ученого, который в XIX в. ввел в научное познание понятие «экология», – …

102. Для средневековой философии характерен …

*пантеизм

*политеизм

*теизм

*деизм

*атеизм

103. Диалектико-материалистический подход к пониманию структуры познавательного процесса предполагает … чувственного и рационального в познании

104. В учение о пяти стихиях в Древнем Китае входят такие элементы, как …(укажите 3 варианта ответа)

*Вода

*Огонь

*Металл

*Воздух

105. Ф.М.Достоевский был представителем революционного…

106. Совокупность всего многообразия вещей в философии обозначается понятием «…»

107. В числе отличительных особенностей средневековой философии – … (укажите 3 варианта ответа)

*теоцентризм

*космоцентризм

*противопоставление «града земного» и «града небесного»

*диалектичность

*понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мира

108. Говоря об эпохе Возрождения, следует отметить, что смысл ее названия связан с возрождением …

*античного искусства, философиии

*образа жизни христианского вероучения

*античной мифологии и религии

*раннесредневековой патристики

109. Направление философии ХХ в., в котором человек является подлинным центром философствования, – это …

110. Философская традиция, в которой берет начало идея активности субъекта в познании, – …

*немецкая классическая философия

*философия марксизма

*метафизический материализм ХVII–XVIII вв.

111. Возможность перехода из одной социальной группы в другую, – это социальная …

112. Представители такого философского направления, как …, отрицают возможность познания мира

113. Фамилия автора концепции этногенеза, в которой процессы этнического развития рассматриваются сквозь призму пассионарности, – …

114. Расположите в хронологической последовательности основные этапы антропогенеза:


1 архантропы – homo habilis

2 австралопитековые – homo erectus

3 неоантропы – homo sapiens

115. Выделяют… уровень научного познания (укажите 2 варианта ответа)

*естественнонаучный

*чувственный

*эмпирический

*теоретический

116. Сциентизм – это учение, утверждающее … в качестве высшей ценности

117. … относится к донаучным формам знаний и представляет собой попытку воздействия на мир (на природу, на человека, на богов-духов) с помощью определенных ритуальных действий, обряда

118. В ряду представителей немецкой классической философии – … (укажите 2 варианта ответа)

*И.Кант

*О. Шпенглер

*Ф. Ницше

*Г. Гегель

*П. Гольбах

119. Всеобщее свойство материальных процессов протекать друг за другом в определенной последовательности, обладать длительностью и развиваться по определенным сменяющим друг другаэтапам обозначается понятием «…»

120. Философская школа, в которой впервые была поставлена проблема бытия, – это … школа

121. Реформация привела к возникновению в христианстве такого направления, как…

122. Развитие гносеологических представлений конца ХХ – нач. ХХI в. определяется тем, что оно происходит в условиях …

*информационного общества

*рыночной экономики

*обострения глобальных проблем

*традиционного общества

123. Философ, который рассматривал пространство и время как формы нашей чувственности, формы созерцания, – …

124. Мыслитель, усматривавший прямую зависимость этногенеза от географической среды, – …

*А.Л. Чижевский

*Т. Мальтус

*В.И. Вернадский

*Л.Н. Гумилев

125. Первым понятие «бытие» ввел в философию древнегреческий философ …

126. Расположите философов в хронологической последовательности (по времени их жизни):

1 Сократ

2 Аристотель

3 Рене Декарт

4 Жан-Жак Руссо

5 Георг Гегель

127. Установите соответствие ведущих концепций антропосоциогенеза и основателей этих концепций:

A. Трудовая концепция

B. Игровая концепция

C. Психоаналитическая концепция

D. Символическая концепция

E. Ф. Энгельс

F. Й. Хейзинга

G. З. Фрейд

H. Э. Кассирер

128. «Общее дело» в философии Федорова:

*осуществление социалистических преобразований;

*борьба против смерти и воскрешение мертвых;

*изгнание из Царьграда басурман;

*примирение и объединение Востока с Западом

129. Философы, отрицающие (полностью или частично) принципиальную возможность познания бытия, – это…



130. Наиболее перспективной стратегией развития для человечества в ХХI в. является

*диалог «локальных культур»

*социально-культурный изоляционизм

*общецивилизационное единство при сохранении социокультурного разнообразия

131. Часть природы, вовлеченная в сферу жизни общества, производственный процесс — … среда

*Социальная

*Географическая

*Политическая

*Экономическая

*Производственная

132. Принятие …стало ключевым фактором, который повлиял на становление и развитие русской философии

133. Человека от всех других животных отличают такие качества, как …(укажите 2 варианта ответа)

*наличие культуры

*способность к абстрактному мышлению

*наличие инстинктов

*наличие норм поведения

*функции воспроизводства рода, потомства

134. Установите соответствие между основными чертами философского понимания человека в разные эпохи и периоды истории, для которых они характерны:

A. Космоцентризм

B. Теоцентризм

C. Антропоцентризм

D. Древний мир

E. Средневековье

F. Возрождение

135. По Аристотелю учение о первопричинах, общих началах бытия называется …

*философией

*физикой

*метафизикой

*логикой

*онтологией

136. В марксистской философии политика:

*отношение между классами

*деятельность по охране присущих каждому индивиду естественных прав и свобод

*деятельность, направленная на достижение общего блага

*деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование власти

137. В числе представителей агностицизма в классической философии – …(укажите 2 варианта ответа)

*Д. Юм

*И. Кант

*Г. Гегель

*Г. Лейбниц

*Дж. Беркли

*Ж.-Ж. Руссо

*Т. Гоббс

*Ф. Бэкон

138. Философское понятие, определяемое как «объективная реальность, данная нам в ощущениях»:

*жизнь

*время

*сознание

*материя

139. Неверно, что выделяют … уровень организации живой материи (укажите 2варианта ответа)

*микроэлементарный

*субатомарный

*клеточный

*организменный

*тканевый

140. Русский философ …утверждал, что «свобода первичнее бытия»

*Д.И.Писарев

*П.А. Флоренский

*М.А.Бакунин

*Н.А.Бердяев

141. Расположите философов в хронологической последовательности (по времени их жизни):

1Ф. Бэкон

2 И. Кант


3Ф. Шеллинг

4Ф. Ницше

142. Вольтер являлся сторонником:

*атеизма

*пантеизма

*теизма

*деизма

143. В ряду основных проблем, рассматриваемых в философии П.Я. Чаадаева, – …(укажите 3 варианта ответа)

*проблема познания

*философия истории

*философия человека

*тема власти и государства

144. Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия:

*феноменология

*онтология

*гносеология

*аксиология

*антропология

145. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:

*эмпирический

*теоретический

*научный

*обыденный

146. Система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта:

*теория

*наука

*метод

*моделирование

147. Независимость истины от познающего субъекта означает ее:

*абсолютность

*объективность

*субъективность

*абстрактность

148. Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:

*гносеология

*эпистемология

*методология

*методика

149. Установки, оценки, требования, запреты и т.д., выступающие как предписания человеческого поведения, называются ……. ценностями.

150. Можно ли утверждать, что общественное мнение оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций личности?

*да

*нет

*справедливо в отношении культуры западного типа

*справедливо в отношении культуры восточного типа.

151. Английский педагог и философ Джон Локк о том, что люди передают государству управление и доверяют свои судьбы в результате договора каждого с каждым. С чем сравнивал государство Джон Локк?

*С единым лицом

*С единым сообществом

*Со всеобщим организмом

152. В.И. Ленин так определял данную категорию:«… философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана и человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». О какой базовой философской категории здесь идет речь?

*о материи

*о бытии

*о реальности

153. Немецкий философ К. Маркс писал: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Что, согласно К. Марксу, определяет и социальный, и политический, и духовный процессы?


*способ производства

*базис общества

*тип экономики

154. Этот современный западный философ рассматривал язык как «дом бытия». Каково имя философа, который высказал эту мысль?

*Жан Бодрийяр

*Мартин Хайдеггер

*Фридрих Ницше

155. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание О какой теоретической модели общества идет речь.

*Речь идет об идеалистической модели общества

*Речь идет о материалистической модели общества

*Речь идет о натуралистической модели общества

156. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина. Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. Укажите имена двух философов, о споре которых идет речь в стихотворении.

*Зенон и Диоген

*Зенон и Аристотель

*Аристотель и Диоген

*Аристотель и Платон

157. Является ли философия наукой? Аристотель рассматривал философию как науку о природе и сущности вещей, причем считал ее самой точной наукой, так как, по его мнению, «наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами». Платон противопоставлял свою философию в качестве науки софистике – как ненаучному, полному непроверенных предпосылок мнению. Согласнодругой точке зрения (например, позитивистов) философию постигла участь короля Лира, раздавшего свое наследство дочерям, после чего его как нищего выбросили на улицу. Науки, которые «отпочковались» от философии, унесли с собой ее основное богатство – научное содержание. Оставшиеся с философией метафизические размышления о материи, первоосновах, принципах, сущностях и т.п. не имеют научного смысла, поскольку не могут быть верифицированы, проверены в опыте. Что является общим между наукой и современной философией?

*Общим между наукой и современной философией является то, что философия содержит в себе законы развития природы, общества, человека