Файл: Учебник для 5 класса для общеобразовательных учреждений. М., 2010.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"

Учебно-методическое обеспечение:

А.А. Вигасин. История Древнего мира: учебник для 5 класса для общеобразовательных учреждений. М., 2010.

Г.И. Годер. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. Выпуск 2. М., 2010.

О.В. Арасланова. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина. М., 2009.

Авторский медиапродукт: Microsoft Power Point, Microsoft Word

Цель урока: рассказать о театральном искусстве в Древней Греции.

Задачи занятия:

  1. Образовательные – познакомить учащихся с культурным наследием древней цивилизации, показать значение этого наследства в современном мире.

  2. Развивающие – развитие познавательных интересов, способности к самообучению.

  3. Воспитательные – воспитание информационной культуры.

Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами говорили об афинских школах, о том, как древние греки получали образование. А сегодня мы поговорим с вами о том, как они проводили свой досуг. Тема сегодняшнего нашего урока – “В театре Диониса” (слайд №1).

Каждый из вас получит оценку за работу на уроке (раздать рабочие листы). См. приложение.

II. Проверка домашнего задания

III. Новый материал:

1. Возникновение театра.

Каждый из вас, конечно, был в театре. Давайте вспомним названия астраханских театров (слайды № 2-5). Ученики предлагают свои версии названия театров.

Задача на урок.

Театр существует и в наши дни, но есть ли отличия современного театра от театра древнегреческого? И что между ними общего? (слайд№ 6)

Чтобы вспомнить основные театральные понятия, выполним задание №1на рабочих листах.

Задание № 1 на рабочих листах.

Объяснение учителя: жизнь греков невозможно представить себе без театральных представлений. Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса (слайд № 7).

? Чему покровительствовал бог Дионис?

На таких празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая всегдашним спутникам Диониса, сатирам (слайд № 8)


Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами– песнями, прославляющими Диониса. Это и были первые театральные представления (слайд № 9).

Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе. Строители создавали театральные здания. И так уже появились театры – от греч. “место для зрелищ” (слайд № 10).

Соответствует это определение современному определению театра?

2. Основные элементы театра.

? Какие элементы в строении современного театра вы можете выделить? (слайд №11)

Теперь сравним структуру древнегреческого театра (слайд №12).

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: мест для зрителей, которые назывались театрон. Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Скене – постройка, примыкавшая к орхестре, на нее прикрепляли декорации, а внутри хранились костюмы и маски. Места для зрителей были разбиты на секции.

Сравните основные элементы современного и античного театра (слайд №13).

Задание № 2 в рабочем листе.

3. В древнегреческом театре.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города (слайд №14).

Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. Участниками представлений были только мужчины. Они обувь на высокой подошве (слайд №15)

На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись.

В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа (слайд №16).

Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек. Он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля (слад №17)



Что касается зрителей, то приходя в театр, они брали с собой узелки с едой и питьем. Представления длились весь день, и следовали один за другим. Занимали места с ночи, чтобы сидеть поближе к сцене. Театральные представления были настоящим праздником для греков, так как устраивались не ежедневно, а несколько раз в году (слайд №18).

Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. На билете из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место (слайд №19).

Задание №3 в рабочем листе.

4. Театральные жанры.

Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия. Греческая трагедия совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. В трагедии обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель (слайд № 20).

Расцвет афинской драматургии (V–IV вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы (слайд № 21).

Комедия – веселая и насмешливое представление. В таком представлении наряду с героями мифов были современники зрителей (слайд № 22).

Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами (слайд №23).

Награждали авторов так же по двум номинациям: автору лучшей комедии вручали корзину с инжиром и амфору вина. А автора лучшей трагедии награждали живым козлом (слайд № 24).

IV. Результаты и вопросы для закрепления.

Задание на урок.

? Что общего и различного между современным и античным театрами?

V. Подведение итогов, комментарии оценок.

Домашнее задание: §39 – читать. В тетради написать сочинение на тему: “Посещение античного театра”.