Файл: Протокол 1 от 26. 08. 2021 г. Руководитель мо Абдулганиева Г. А. Согласовано.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 26.08.2021 г. Руководитель МО:_____________ Абдулганиева Г.А. | Согласовано. Зам. директора по УВР _______________К.Е.Бегеева 27. 08. 2021 г. | Утверждено на педагогическом совете. Протокол №1 от 30.08.2021 г. Директор МКОУ СОШ №11 ____________ Кундагдиева А.А. |
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Школа будущего первоклассника
Класс: 1
Уровень общего образования: начальная школа
Учитель: Джанбекова Рузана Тойалиевна
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: 30 учебных недель, 112 часов в год,
в неделю 3 часа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, их успешной адаптации к новым условиям, на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2014г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.
Цели: психологическая адаптация детей; знакомство с основными школьными правилами; привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы; обучение элементарным приемам обратной связи; развитие внимания, памяти, мышления, воображения; организация классного коллектива.
Задачи: выявление уровня сформированности основных элементов познавательной деятельности; выравнивание стартовых возможностей; снятие психологического стресса перед школой; формирование навыков учебного сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других); развитие речи и мелкой моторики рук.
Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
— развития творческих способностей у детей;
— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
— развития и укрепления здоровья личности;
— развития духовно-нравственных убеждений личности;
— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе.
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Основными задачами подготовки к обучению являются:
— охрана и укрепление здоровья;
— развитие психических функций и качеств личности;
— обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.
Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Занятия в «Школе дошкольника» включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Зелёная тропинка», «Искусство и культура».
Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 30 минут
.
Примерное количество занятий в неделю
Название раздела | Число занятий |
«Речевое развитие» | 1 |
«Развитие математических способностей» | 1 |
«Зелёная тропинка» | 1 |
«Искусство и культура» | 1 |
Всего: | 4 |
Занятия проводятся 2 раза в неделю с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе «Преемственность».
Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.
Рабочая программа по курсу «От слова к букве»
Рабочая программа по русскому языку для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
• Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2013.
• Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2013
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа «От слова к букве» нацелена на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей