Файл: Протокол 1 от 26. 08. 2021 г. Руководитель мо Абдулганиева Г. А. Согласовано.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника,
не перебивать говорящего,
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Тематическое планирование по развитию речи
Рабочая программа по курсу «математические ступеньки»
Рабочая программа по математике для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2014.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2013
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника,
не перебивать говорящего,
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Тематическое планирование по развитию речи
№ п/п | Кол-во часов | Название раздела | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1-2 | 2ч | Добуквенный период (12 ч) | Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Осенние странички. | | |
3-4 | 2ч | | Осенние странички. Знакомство со звуками. | | |
5-6 | 2ч | | Составление предложений по схеме. Зимние странички | | |
7-8 | 2ч | | Слог. Деление слов на слоги. Зимние странички | | |
9-10 | 2ч | | Летние странички. Ударение. Ударный и безударный слоги. | | |
11 | 1ч | Буквенный период (45 ч) | Понятие буквы и звука. | | |
12 | 1ч | | Гласные и согласные звуки. | | |
13 | 1ч | | Звуки [о], [ а ]. | | |
14 | 1ч | | Звук [ у]., [ ы ] | | |
15 | 1ч | | Звук [ и]., [ э ] | | |
16 | 1ч | | Звук [ я]., [ ю ] | | |
17 | 1ч | | Звук [ е]., [ ё ] | | |
18 | 1ч | | Звук [л – л’]. Звук [ м – м’]. Чтение слогов с изученными буквами | | |
19 | 1ч | | Звук [ н –н']. Звук [ р –р’]. Чтение слогов с изученными буквами | | |
20 | 1ч | | Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Чтение слогов с изученными буквами | | |
21 | 1ч | | Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Чтение слогов с изученными буквами | | |
22 | 1ч | | Звуки [ ш ], [ ж ]. Чтение слогов с изученными буквами | | |
23 | 1ч | | Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Чтение слогов с изученными буквами | | |
24 | 1ч | | Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Чтение слогов с изученными буквами | | |
25 | 1ч | | Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Чтение слогов с изученными буквами | | |
26 | 1ч | | Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. Драматизация сказки «Теремок» | | |
27 | 1ч | | Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Драматизация сказки «Колобок» | | |
28 | 1ч | | Ь и Ъ знаки. Алфавит. | | |
Итого 28ч | | | | | |
Рабочая программа по курсу «математические ступеньки»
Рабочая программа по математике для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2014.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2013
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей