Файл: Курс математики в начальных классах 1iii классы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КУРС МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 1—III классы

При написании данной программы и соотвествующих ей учебников (математика I, II, III классы) автор руководствовался психолого-педагогическими идеями раз­вивающего обучения. Ориентация на эти идеи позволила разработать методи­ческую концепцию курса математики в на­чальных классах, суть которой сводится к следующему.

Процесс обучения математике в началь­ных классах направлен на формирование у учащихся приемов умственной деятель­ности: анализа и синтеза, сравнения, клас­сификации, абстрагирования и обобщения. Это обеспечивается: логикой построения содержания курса, методами и формами организации учебной деятельности учащихся, направленной на усвоение математических понятий, свойств и способов действий, и системой заданий, выполняя которые школь­ники осознают различные учебные задачи, овладевают способами их решения и учат­ся контролировать свои действия.

В основу составления учебных зада­ний положены идеи изменения, соответ­ствия, правила и зависимости. С психолого-методической точки зрения это позволяет организовать обучение с опорой на опыт младших школьников, на их предметно-действенное и наглядно-образное мышле­ние. Реализация этих идей на методическом уровне дает возможность постепенно вво­дить детей в мир математических понятий, терминов, символов, т. е. в мир теорети­ческих знаний, и способствовать тем самым развитию как эмпирического, так и теоре­тического мышления.

С точки зрения перспективы математи­ческого образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школь­ников формируются определенные представ­ления. Они являются основой для даль­нейшего изучения функциональных понятий и для осознания закономерностей и зави­симостей окружающего мира в их различных интерпретациях.

Стержневые понятия данного курса так же, как и стабильного,— целые неотрица­тельные числа, арифметические действия с ними и величины. Но в отличие от ста­бильного в предлагаемом курсе на первый план выдвигается формирование приемов умственной деятельности, осознание содер­жания математических понятий и их взаимо­связи. Вследствие чего существенно изме­няется как логика построения курса, так • способы организации учебной деятельности школьников.


Таким образом, в предлагаемом курсе:

а) изменена последовательность изучения вопросов стабильной программы; б) не­сколько расширено ее содержание за счет введения геометрических понятий; в) помимо линейки, учащиеся знакомятся с такими инструментами, как циркуль и угольник. и овладевают навыками работы с ними-г) в процессе обучения активно исполь­зуется калькулятор как средство форми­рования понятий, выявления закономер­ностей, а также для самоконтроля.

Усиление содержательной направленно­сти курса ни в коей мере не оказывает негативного влияния на формирование у младших школьников вычислительных уме­ний и навыков. Напротив, активное включе­ние приемов умственной деятельности в этот процесс повышает уровень их вычисли­тельной культуры.

Целенаправленная и систематическая работа по формированию приемов умствен­ной деятельности начинается с первых уро­ков математики при изучении темы «При-, знаки предметов». Учитывая опыт ребенка и опираясь на имеющиеся у него пред­ставления, учитель предлагает задания на выделение различных признаков предметов, в том числе и таких, как форма, размер, цвет. В результате дети осознают, что любой объект (предмет) можно рассматри­вать с различных точек зрения, ориентируясь на одни свойства и абстрагируясь от других. В этой же теме начинается работа по формированию у учащихся представлений об изменении, соответствии, правиле и зави­симости. Для этой цели используются зада­ния: на установление соответствия между предметами по одному признаку; на наблю­дение изменений, происходящих с конкрет­ными объектами (предметами) по одному, двум, трем признакам; на выявление опре­деленных закономерностей в изменении признаков предметов. Включение подобных учебных заданий в первые уроки матема­тики не только позволяет организовать деятельность учащихся в соответствии с основной целью курса, но и способствует созданию комфортных условий для активной работы на уроке каждого ребенка в соот­ветствии с его способностями, опытом,

имеющимися у него представлениями и уровнем развития речи. Это помогает детям быстрее адаптироваться к школьной об­становке, научиться общаться друг с другом и с учителем.


В отличие от стабильного предлагаемый курс построен в основном по тематическому принципу, т. е. на изучение каждой темы отводится определенное количество часов. В течение этого времени ведется целе­направленное изучение новых вопросов, а закрепление и повторение ранее изученного материала органически включается в процесс усвоения новых понятий, свойств и способов действий. Такое построение курса создает условия для целенаправленного формиро­вания всех компонентов учебной деятель­ности — мотивов, учебных задач, действий, операций самоконтроля.

Ориентируясь в целом на тематический (содержательный) принцип построения кур­са, нельзя не учитывать, что именно в на­чальных классах ребенок должен научиться красиво писать цифры, пользоваться линей­кой, циркулем, овладеть математической терминологией и символикой. Так как фор­мирование этих умений и навыков — про­цесс длительный, то он распределяется во времени и включается в различные темы курса. Навыки написания цифр, например, формируются у детей параллельно с изуче­нием тем: «Точка. Прямая и кривая линии. Луч», «Длина предметов», «Отрезок».

В отличие от стабильного в предлагаемом курсе дети сначала усваивают (или уточня­ют, если они пришли в школу подготов­ленными в этом плане) последователь-весть слов-числительных, которой можно иользоваться для счетов предметов. Затем овладевают операцией счета, т. е. устанав­ливают взаимно-однозначное соответствие между предметом и словом-числительным. Заменяя слова-числительные знаками (в Произвольном порядке), учащиеся знакомят­ся с цифрами и учатся красиво писать их. После этого они переходят к изучению темы Однозначные числа». Пересчитывая предме­ты данной совокупности и заменяя слова-гслительные соответствующими знаками (цифрами), они получают ряд чисел от 1 до Ч, который в математике называется отрез­ком натурального ряда. Для детей — это ряд чисел, которым можно пользоваться для счета предметов. Принцип построения этого ряда осознается ими в процессе виюлнения различных заданий, которые яязаны с операцией присчитывания и от-.-тситывания по единице.

Знакомство учащихся с лучом, отрезком г способом измерения длины с помощью жзличных мерок позволяет ввести понятие «числовой луч» и использовать его как наглядное средство для сравнения чисел, а затем для их сложения и вычитания.

В качестве математической основы разъяснения смысла сложения выступает теоретико-множественная трактовка суммы как объединения множеств, не имеющих общих элементов. Эта трактовка легко переводится на язык предметных действий, что позволяет при формировании пред­ставлений о смысле сложения опираться на опыт детей и активно использовать счет и операции присчитывания и от-считывания по единице.


Для разъяснения смысла сложения используется идея соответствия предметно­го действия его словесному описанию и математической записи, которая связана с введением определенной терминологии: «вы­ражение», «равенство», «слагаемые», «зна­чение суммы». Употребление этих матема­тических терминов позволяет исключить такой термин, как «примеры». Интер­претация сложения на числовом луче помогает ребенку абстрагироваться от пред­метных действий.

При изучении состава однозначных чисел также используется идея соответ­ствия предметной ситуации и математической записи. Это позволяет продолжать ра­боту по разъяснению смысла сложения, а также повторять и закреплять ранее изученные вопросы. Аналогично рассматри­вается смысл вычитания.

Процесс усвоения состава однознач­ных чисел распределяется во времени и тесно связан с изучением таких понятий, как: «увеличить на», «уменьшить на», «целое и части», «число и цифра нуль», «на сколько больше?», «на сколько меньше?».

Введение в содержание курса темы «Целое и части» помогает детям осознать взаимосвязь между сложением и вычита­нием, между компонентами и результатами этих действий.

Параллельно с изучением смысла дей­ствий сложения и вычитания и форми­рованием табличных навыков в пределах 10, уточняются представления о величинах и устанавливается взаимосвязь между числом и величиной. Эта работа распределяется во времени и связана с изучением тем:

«Длина предметов», «Измерение длины», «Единицы длины». В конце I класса дети знакомятся с метром и устанавливают соотношения между 1 м, 1 дм, 1 см.

При изучении нумерации двузначных чисел деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа деся­тичной системы счисления и на соотноше­ние разрядных единиц. Для этого используются как предметные наглядные пособия, так и калькулятор.

В отличие от стабильного курса сначала рассматриваются случаи сложения и вычи­тания двузначных и однозначных чисел без перехода через разряд, что позволяет закрепить табличные навыки сложения и вычитания в пределах 10, а затем изучается сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд. Для усвоения вычислительных приемов используются прежде всего анализ и сравнение выраже­ний (установление их сходства и раз­личия), а также задания на выявление различных закономерностей, которые допол­няются вычислительными упражнениями.

В отличие от стабильного курса тема «Нумерация трехзначных чисел» изучается не в конце II класса, а в конце I.


Так же, как и в стабильном, в предла­гаемом курсе уделяется большое внимание решению задач. Но методика обуче­ния решению задач существенно отличается от стабильного курса.

Если в стабильном курсе задача рас­сматривается как средство формирования математических понятий и деятельность учащихся направлена на овладение умением решать определенные типы задач, то в пред­лагаемом курсе дети приступают к решению задач только после того, как у них сфор­мированы все необходимые для решения задач знания и умения (в частности: ма­тематические понятия, умения переводить предметные действия и словесные описания на язык математических символов). Это позволяет организовать целенаправленную деятельность учащихся по осознанию само­го понятия «задача» и по овладению общи­ми умениями, которые лежат в основе ре­шения задач арифметическим способом:

умения читать задачу, выделять известные и неизвестные величины, устанавливать связь между условием и вопросом и выбирать арифметическое действие (или действия) для ее решения.

В содержание курса II класса включены темы: «Площадь фигуры», «Нумерация мно­гозначных чисел», «Алгоритмы письменного сложения и вычитания». Рассматриваются также все свойства умножения: пере-местительное, сочетательное, распредели­тельное и свойство деления суммы на число.

Так же, как и в I классе, усиление содержательной (теоретической) направлен­ности курса не оказывает негативного влияния на формирование вычислительных навыков. Напротив, непроизвольному запо­минанию табличных случаев умножения способствует выполнение различных видов заданий:

— на выделение признаков сходства * различия данных выражений;

— на соотнесение рисунка и числового выражения;

— на запись числового выражены по данному рисунку;

— на выбор числового выражения, со­ответствующего данному рисунку;

— на замену произведения суммой;

— на сравнение числовых выражений.

Целенаправленное усвоение табличных случаев умножения начинается с умноже­ния числа 9.

Во II классе, так же как и в I, в ос­нове логики построения содержания курс» лежит тематический принцип. Исключением является изучение табличных случаев умно­жения и соответствующих случаев деления. Эта работа распределяется во времени (на­пример, на изучение таблицы умножения числа 9 отводится 12 уроков, столько же и на изучение таблицы умножения числа 8). При этом формирование табличны» навыков умножения и соответствующих случаев деления органически связано с изу­чением понятий: «смысл умножения», «уве­личить в», «смысл деления», «уменьшить в», «площадь фигуры», «многозначные чис­ла».